Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гл а в а 1. Психология как наука 2 страница




2. Предвосхищение (антиципация) —............................................................................................................ 80

3. Комбинирование и планирование —........................................................................................................ 80

4. Замещение действительности —................................................................................................................ 80

5. Проникновение во внутренний мир другого человека —.................................................................... 80

Формы воображения................................................................................................................................................................ 80

Мечта —................................................................................................................................................................. 81

Характеристики воображения.................................................................................................................................................. 81

1. Яркость и отчетливость................................................................................................................................. 81

2. Реалистичность................................................................................................................................................ 81

3. Контролируемость......................................................................................................................................... 81

4. Степень активности образов....................................................................................................................... 81

ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ...................................................................................... 82

Общая характеристика мышления................................................................................................................................... 82

Мышление —........................................................................................................................................................ 82

Анализ —............................................................................................................................................................... 82

1. Наглядно-действенное мышление............................................................................................................. 83

2. Наглядно-образное мышление.................................................................................................................. 83

Процесс мышления и решение задач........................................................................................................................................ 84

Основные виды мышления....................................................................................................................................................... 84

Интуитивное мышление.................................................................................................................................................... 85

Аутистическое мышление................................................................................................................................ 85

Творческое мышление....................................................................................................................................................... 86

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
 

Адаптивность........................................................................................................................................................ 86


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


7 of 147


Структурность...................................................................................................................................................... 86

Язык и речь. Связь мышления с развитием речи........................................................................................................... 86

Коммуникативная функция речи....................................................................................................................................... 87

Интеллектуальная функция речи........................................................................................................................................... 87

Концепция внутренней речи Л. С. Выготского..................................................................................................................... 87

Практические приложения использования речи................................................................................................................... 88

1. Практическая риторика................................................................................................................................ 88

2. Нарушения речевой функции...................................................................................................................... 89

Интеллект................................................................................................................................................................................ 90

ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................... 92

Представление о личности в отечественной психологии.......................................................................................... 92

Предметность —.................................................................................................................................................. 92

Субъектность........................................................................................................................................................ 92

Личность и индивидуальность................................................................................................................................................. 93

1) направленность личности............................................................................................................................ 93

2) способности..................................................................................................................................................... 93

3) характер как синтез отношений................................................................................................................. 93

4) самоконтроль —.............................................................................................................................................. 93

Основные этапы формирования личности............................................................................................................................... 94

Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б.

Эльконина)........................................................................................................................................................ 94

Окончание......................................................................................................................................................... 94

Критерии сформировавшейся личности.................................................................................................................................. 95

Главные направления в зарубежной теории личности............................................................................................................ 95

Бихевиоризм....................................................................................................................................................................... 96

Психоаналитическая теория личности................................................................................................................................... 97

Функции «защитных механизмов» личности....................................................................................................................... 98

Аналитическая теория личности............................................................................................................................................ 99

Гуманистическая психология............................................................................................................................................... 100

Когнитивная теория личности.............................................................................................................................................. 101

Когнитивный диссонанс......................................................................................................................................................... 103

Диспозициональная теория личности.................................................................................................................................. 104

Формирование Я-концепции индивида. Самооценка......................................................................................................... 106

Создание основ теории Я...................................................................................................................................................... 106

Символический интеракционизм......................................................................................................................................... 106

Представления об идентичности.......................................................................................................................................... 107

Феноменалистический подход.............................................................................................................................................. 107

Самооценка........................................................................................................................................................................... 108

ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА........................... 109

Темперамент —.................................................................................................................................................................... 109

Сангвинический темперамент............................................................................................................................................... 109

Флегматический темперамент.............................................................................................................................................. 110

Холерический темперамент.................................................................................................................................................. 110

Меланхолический темперамент............................................................................................................................................ 110

Характер............................................................................................................................................................................. 111

Способности......................................................................................................................................................................... 112

Доказательства врожденности способностей...................................................................................................................... 113

Доказательства возможности формирования способностей............................................................................................. 113

Изучение одаренности........................................................................................................................................................... 114

Талант —................................................................................................................................................................ 114

ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ......................................................................................................... 114

Общение................................................................................................................................................................................. 114

Содержание общения....................................................................................................................................... 114

Цель общения..................................................................................................................................................... 115

Средства общения —....................................................................................................................................... 115

Вербальная и невербальная коммуникация........................................................................................................................ 115

Вербальная коммуникация................................................................................................................................................... 115

Невербальная коммуникация............................................................................................................................................... 116

Обмен информацией в коммуникативном процессе.......................................................................................................... 118

Процесс коммуникации —.................................................................................................................................. 118

Виды взаимодействия при общении.................................................................................................................................... 118

Стили взаимодействий.......................................................................................................................................................... 119

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
 

Взаимодействие как организация совместной деятельности............................................................................................. 120


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


8 of 147


Социальная перцепция.......................................................................................................................................................... 121

Типы восприятия людьми друг друга................................................................................................................................. 122

1. Термин «идентификация»,................................................................................................................................ 122

2. Рефлексия —..................................................................................................................................................... 123

3. Стереотипизация —.......................................................................................................................................... 123

4. Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и atributio — наделяю).................................................... 123

5. Сущность эффекта ореола............................................................................................................................... 124

Межличностная аттракция.................................................................................................................................................... 124

ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
.................................................................................................................................................... 125

Основные направления практической психологии............................................................................................................... 125

Сферы практического применения психологического знания........................................................................................... 127

ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ....................... 131

Психологическое консультирование..................................................................................................................................... 131

Основная задача психолога-консультант............................................................................................................ 133

Основные этапы работы психолога-консультанта.............................................................................................................. 133

Цель проблемно-ориентированной психологической помощи.......................................................................... 133

Аутодидактический процесс................................................................................................................................. 133

Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.................................................................. 134

1. Процесс психологического консультирования начинается со сбора информации,...................................... 134

Анализ запроса...................................................................................................................................................... 134

Анализ жизненной ситуации................................................................................................................................. 134

Гипотеза................................................................................................................................................................. 136

Семейная психотерапия.......................................................................................................................................................... 138

Направления в семейной психотерапии............................................................................................................................... 139

Школа Пало Алто................................................................................................................................................................. 139

Семейная психоаналитическая терапия............................................................................................................................... 139

Семейная системная психотерапия...................................................................................................................................... 139

Стратегическая семейная психотерапия.............................................................................................................................. 140

Семейная поведенческая психотерапия............................................................................................................................... 140

Другие направления.............................................................................................................................................................. 140

Арт-терапия...................................................................................................................................................................... 141

Психотерапевтические цели арт-терапии........................................................................................................................ 142

Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем......................................................................................... 143

Методика проективного рисунка......................................................................................................................................... 144

ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................... 144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 147


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


9 of 147


Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных,

социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно

изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою

очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии.

Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы

психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является

общая психология.

Общая психология изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Общая

психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология

включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций

психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология

памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов

(психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности.

Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической

науки.

Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям.

1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология, психология спорта, психология
искусства, медицинская психология и др.:

психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология;

педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Она занимается изучением проблем усвоения приемов и навыков учебной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя;

медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия;

юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития,
сравнительная психология:

возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию;

психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии и др.;

сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины
существующих сходств и различий. В свою очередь, одним из разделов сравнительной психологии является
зоопсихология.

3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Сюда входят:

— социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы
воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, наций, общественных
настроений. Сейчас это одна из самых популярных областей психологии;

— социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости,
межличностные отношения в группах, степень сплоченности группы, ценностные ориентации в группе,
проблема лидерства;

— социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость
личности и внушаемость, социальные установки личности.

Существуют и те области психологии, которые трудно классифицировать и определить в одну группу, например психология творчества, психология личности, генетическая психология и др. В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 9


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 10 of 147

психологии как особого вида психологической науки.

В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология —

наука молодая, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых

отраслей.

Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа, психика и logos — смысл, разум,

познание, изучение, исследование (по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть

обозна-

чает объект науки, а другая — способ его постижения). Таким образом, в буквальном смысле психология

это знание о психике, наука, изучающая ее.

По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика

— это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам
«высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая
высокоорганизованная материя, известная нам»1.

А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дает следующее определение этой науке: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека» 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.