КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гл а в а 1. Психология как наука 2 страница
2. Предвосхищение (антиципация) —............................................................................................................ 80 3. Комбинирование и планирование —........................................................................................................ 80 4. Замещение действительности —................................................................................................................ 80 5. Проникновение во внутренний мир другого человека —.................................................................... 80 Формы воображения................................................................................................................................................................ 80 Мечта —................................................................................................................................................................. 81 Характеристики воображения.................................................................................................................................................. 81 1. Яркость и отчетливость................................................................................................................................. 81 2. Реалистичность................................................................................................................................................ 81 3. Контролируемость......................................................................................................................................... 81 4. Степень активности образов....................................................................................................................... 81 ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ...................................................................................... 82 Общая характеристика мышления................................................................................................................................... 82 Мышление —........................................................................................................................................................ 82 Анализ —............................................................................................................................................................... 82 1. Наглядно-действенное мышление............................................................................................................. 83 2. Наглядно-образное мышление.................................................................................................................. 83 Процесс мышления и решение задач........................................................................................................................................ 84 Основные виды мышления....................................................................................................................................................... 84 Интуитивное мышление.................................................................................................................................................... 85 Аутистическое мышление................................................................................................................................ 85 Творческое мышление....................................................................................................................................................... 86
Адаптивность........................................................................................................................................................ 86 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 7 of 147 Структурность...................................................................................................................................................... 86 Язык и речь. Связь мышления с развитием речи........................................................................................................... 86 Коммуникативная функция речи....................................................................................................................................... 87 Интеллектуальная функция речи........................................................................................................................................... 87 Концепция внутренней речи Л. С. Выготского..................................................................................................................... 87 Практические приложения использования речи................................................................................................................... 88 1. Практическая риторика................................................................................................................................ 88 2. Нарушения речевой функции...................................................................................................................... 89 Интеллект................................................................................................................................................................................ 90 ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................... 92 Представление о личности в отечественной психологии.......................................................................................... 92 Предметность —.................................................................................................................................................. 92 Субъектность........................................................................................................................................................ 92 Личность и индивидуальность................................................................................................................................................. 93 1) направленность личности............................................................................................................................ 93 2) способности..................................................................................................................................................... 93 3) характер как синтез отношений................................................................................................................. 93 4) самоконтроль —.............................................................................................................................................. 93 Основные этапы формирования личности............................................................................................................................... 94 Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б. Эльконина)........................................................................................................................................................ 94 Окончание......................................................................................................................................................... 94 Критерии сформировавшейся личности.................................................................................................................................. 95 Главные направления в зарубежной теории личности............................................................................................................ 95 Бихевиоризм....................................................................................................................................................................... 96 Психоаналитическая теория личности................................................................................................................................... 97 Функции «защитных механизмов» личности....................................................................................................................... 98 Аналитическая теория личности............................................................................................................................................ 99 Гуманистическая психология............................................................................................................................................... 100 Когнитивная теория личности.............................................................................................................................................. 101 Когнитивный диссонанс......................................................................................................................................................... 103 Диспозициональная теория личности.................................................................................................................................. 104 Формирование Я-концепции индивида. Самооценка......................................................................................................... 106 Создание основ теории Я...................................................................................................................................................... 106 Символический интеракционизм......................................................................................................................................... 106 Представления об идентичности.......................................................................................................................................... 107 Феноменалистический подход.............................................................................................................................................. 107 Самооценка........................................................................................................................................................................... 108 ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА........................... 109 Темперамент —.................................................................................................................................................................... 109 Сангвинический темперамент............................................................................................................................................... 109 Флегматический темперамент.............................................................................................................................................. 110 Холерический темперамент.................................................................................................................................................. 110 Меланхолический темперамент............................................................................................................................................ 110 Характер............................................................................................................................................................................. 111 Способности......................................................................................................................................................................... 112 Доказательства врожденности способностей...................................................................................................................... 113 Доказательства возможности формирования способностей............................................................................................. 113 Изучение одаренности........................................................................................................................................................... 114 Талант —................................................................................................................................................................ 114 ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ......................................................................................................... 114 Общение................................................................................................................................................................................. 114 Содержание общения....................................................................................................................................... 114 Цель общения..................................................................................................................................................... 115 Средства общения —....................................................................................................................................... 115 Вербальная и невербальная коммуникация........................................................................................................................ 115 Вербальная коммуникация................................................................................................................................................... 115 Невербальная коммуникация............................................................................................................................................... 116 Обмен информацией в коммуникативном процессе.......................................................................................................... 118 Процесс коммуникации —.................................................................................................................................. 118 Виды взаимодействия при общении.................................................................................................................................... 118 Стили взаимодействий.......................................................................................................................................................... 119
Взаимодействие как организация совместной деятельности............................................................................................. 120 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 8 of 147 Социальная перцепция.......................................................................................................................................................... 121 Типы восприятия людьми друг друга................................................................................................................................. 122 1. Термин «идентификация»,................................................................................................................................ 122 2. Рефлексия —..................................................................................................................................................... 123 3. Стереотипизация —.......................................................................................................................................... 123 4. Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и atributio — наделяю).................................................... 123 5. Сущность эффекта ореола............................................................................................................................... 124 Межличностная аттракция.................................................................................................................................................... 124 ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Основные направления практической психологии............................................................................................................... 125 Сферы практического применения психологического знания........................................................................................... 127 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ....................... 131 Психологическое консультирование..................................................................................................................................... 131 Основная задача психолога-консультант............................................................................................................ 133 Основные этапы работы психолога-консультанта.............................................................................................................. 133 Цель проблемно-ориентированной психологической помощи.......................................................................... 133 Аутодидактический процесс................................................................................................................................. 133 Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.................................................................. 134 1. Процесс психологического консультирования начинается со сбора информации,...................................... 134 Анализ запроса...................................................................................................................................................... 134 Анализ жизненной ситуации................................................................................................................................. 134 Гипотеза................................................................................................................................................................. 136 Семейная психотерапия.......................................................................................................................................................... 138 Направления в семейной психотерапии............................................................................................................................... 139 Школа Пало Алто................................................................................................................................................................. 139 Семейная психоаналитическая терапия............................................................................................................................... 139 Семейная системная психотерапия...................................................................................................................................... 139 Стратегическая семейная психотерапия.............................................................................................................................. 140 Семейная поведенческая психотерапия............................................................................................................................... 140 Другие направления.............................................................................................................................................................. 140 Арт-терапия...................................................................................................................................................................... 141 Психотерапевтические цели арт-терапии........................................................................................................................ 142 Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем......................................................................................... 143 Методика проективного рисунка......................................................................................................................................... 144 ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................... 144 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 147 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 9 of 147 Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является общая психология. Общая психология изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки. Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям. 1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология, психология спорта, психология — психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология; — педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Она занимается изучением проблем усвоения приемов и навыков учебной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя; — медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия; — юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию. 2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития, — возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию; — психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии и др.; — сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины 3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Сюда входят: — социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы — социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости, — социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость Существуют и те области психологии, которые трудно классифицировать и определить в одну группу, например психология творчества, психология личности, генетическая психология и др. В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 9 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 10 of 147 психологии как особого вида психологической науки. В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей. Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа, психика и logos — смысл, разум, познание, изучение, исследование (по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть обозна- чает объект науки, а другая — способ его постижения). Таким образом, в буквальном смысле психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дает следующее определение этой науке: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека» 2.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |