КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гл а в а 1. Психология как наука 1 страница
(095) 967-15-72 e-mail: mail@iprospek1.org www. prospekl.org Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 3 of 147 Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и специальностям «Клиническая психология», «Общая психология» УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Т35 Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с. ISBN 5-482-00430-9 В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология»: предмет, методы, задачи, принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению. Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами психологии. УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Учебное издание Тертель Александра Львовна ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ Учебное пособие Подписано в печать 01.09.05. Формат 60Х88 1/16. Печать офсетная. Печ. л. 15,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 2496. ООО «ТК Велби». 107120, Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2. Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. ISBN 5-482-00430-9 © А. Л. Тертель, 2006 © ООО «Издательство Проспект», 2006 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 4 of 147 Электронное оглавление Электронное оглавление........................................................................................................... 4 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................................. 9 Предмет психологии............................................................................................................................................................. 10 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И Житейская психология......................................................................................................................................................... 11 Развитие психологических знаний в античной философии....................................................................................... 12 Учение о душе........................................................................................................................................................................... 12 Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.......................................... 13 Развитие психологии в Новое время................................................................................................................................ 14 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК Экспериментальная психология сознания..................................................................................................................... 18 Бихевиоризм и необихевиоризм........................................................................................................................................ 20 Гештальтпсихология............................................................................................................................................................ 21 Психоанализ и теория бессознательного....................................................................................................................... 22 Когнитивная психология..................................................................................................................................................... 22 Основные достижения отечественной психологии начала XX века...................................................................... 23 Принцип деятельности в психологии........................................................................................................................................ 23 Культурно-исторический подход в психологии........................................................................................................... 24 ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................. 24 Метод наблюдения............................................................................................................................................................... 24 Метод эксперимента............................................................................................................................................................. 26 Метод опроса: интервью и анкетирование................................................................................................................... 26 Шкалирование....................................................................................................................................................................... 27 Тестирование.......................................................................................................................................................................... 28 Основные требования к тесту............................................................................................................................................ 29 Основные разновидности тестов личности.................................................................................................................... 29 ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ................................................................................... 32 Основные стадии развития психики в филогенезе....................................................................................................... 33 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) ............................................................................................................................................................................... 33 Продолжение.................................................................................................................................................... 34 Окончание......................................................................................................................................................... 35 Различие между психикой человека и животного........................................................................................................ 36 Возникновение сознания как главное событие антропогенеза................................................................................................. 37 Сознание —........................................................................................................................................................... 37 Научение................................................................................................................................................................................. 38 Реактивное научение............................................................................................................................................................ 39 Активное научение. Оперантное обуславливание...................................................................................................... 39 Научение через наблюдение.............................................................................................................................................. 40 Когнитивное научение......................................................................................................................................................... 41 Инсайт...................................................................................................................................................................................... 41 ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...... 42 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................................................................. 42 Схема анализа деятельности.................................................................................................................................................... 43 Социальная адаптация........................................................................................................................................................ 43 Виды деятельности................................................................................................................................................................... 44 Периодизация психического развития ребенка..................................................................................... 45 Игровая деятельность............................................................................................................................................................... 46 Игровые отношения детей................................................................................................................................. 46 Сюжет игры........................................................................................................................................................... 46 Содержание игры................................................................................................................................................ 46 Роль игры в психическом развитии ребенка............................................................................................................................. 47 Учебная деятельность............................................................................................................................................................... 47 Структура учебной деятельности............................................................................................................................................. 47 Основные положения теорий учения и обучения............................................................................................................. 47 1. Ассоциативная теория (П. А. Шеварев)................................................................................................... 47 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 4 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 5 of 147 2. Теория аналитико-синстетических основ обучения (С. Л. Рубинштейн, И. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленская).. 48 3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)................................ 48 4. Теория развивающего обучения (В. Давыдов и Д. Эльконин).......................................................... 48 Успешность учебной деятельности.......................................................................................................................................... 49 1. Мотивация достижения................................................................................................................................. 49 2. Формирование волевых качеств личности.............................................................................................. 50 Навыки и умения.................................................................................................................................................................... 50 1. Навык................................................................................................................................................................. 50 Упражнение........................................................................................................................................................... 50 ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ....................................................................................................... 51 Потребности. Виды потребностей.................................................................................................................................... 51 Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.......................................................................................................... 52 Психоаналитические теории мотивации.................................................................................................................................. 52 Гуманистические теории мотивации........................................................................................................................................ 53 Удовлетворение потребностей.......................................................................................................................................... 54 Мотивы..................................................................................................................................................................................... 55 Мотивация............................................................................................................................................................. 55 Мотивационная сфера личности.............................................................................................................................................. 56 Связь между мотивами, потребностями и эмоциями................................................................................................................ 56 ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ................................................ 57 Эмоции..................................................................................................................................................................................... 57 Функции эмоций....................................................................................................................................................................... 57 Виды эмоциональных состояний............................................................................................................................................. 59 1. Чувственный или эмоциональный тон...................................................................................................... 59 2. Собственно эмоции......................................................................................................................................... 59 3. Аффект................................................................................................................................................................ 59 4. Страсть............................................................................................................................................................... 60 5. Настроение....................................................................................................................................................... 60 Стресс....................................................................................................................................................................................... 60 Воля........................................................................................................................................................................................... 61 Волевой акт и структура волевого акта.................................................................................................................................... 62 Воля как активность.................................................................................................................................................................. 62 Локализация контроля.............................................................................................................................................................. 63 ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ.... 63 Ощущения................................................................................................................................................................................ 64 Свойства ощущений................................................................................................................................................................. 64 1. Модальность.................................................................................................................................................... 64 2. Локализация..................................................................................................................................................... 64 3. Интенсивность.................................................................................................................................................. 64 4. Продолжительность....................................................................................................................................... 65 Виды ощущений....................................................................................................................................................................... 65 1. Кинестетические ощущения......................................................................................................................... 65 2. Вестибулярные ощущения........................................................................................................................... 65 3. Кожная чувствительность............................................................................................................................ 65 4. Вкусовая чувствительность......................................................................................................................... 65 5. Обоняние............................................................................................................................................................ 65 6. С помощью слуха............................................................................................................................................. 65 7. Зрение................................................................................................................................................................. 66 Измерение ощущений............................................................................................................................................................... 66 Нижний абсолютный порог.............................................................................................................................. 66 Верхний абсолютный порог............................................................................................................................. 66 Разностный (дифференциальный) порог....................................................................................................... 66 Сенсорная адаптация......................................................................................................................................... 66 Синестезия............................................................................................................................................................. 66 Восприятие............................................................................................................................................................................... 66
1) целостность и структурность...................................................................................................................... 67 2) константност.................................................................................................................................................... 67 3) предметность восприятия —....................................................................................................................... 67 4) осмысленность................................................................................................................................................. 67 5) активность......................................................................................................................................................... 67 6) свойство апперцепции.................................................................................................................................. 67 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 6 of 147 Восприятие пространства и движения..................................................................................................................................... 68 1. Восприятие глубины и удаленности предметов................................................................................... 68 2. Восприятие движения................................................................................................................................... 68 3. Восприятие формы......................................................................................................................................... 68 Память...................................................................................................................................................................................... 69 Основные психологические подходы в исследованиях памяти............................................................................................... 69 1. Монистический подход................................................................................................................................. 69 2. Множественный (двойственный) подход................................................................................................. 69 Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память................................................................................ 71 Двигательная (моторная) память.................................................................................................................... 71 Эмоциональная память...................................................................................................................................... 71 Образная память.................................................................................................................................................. 71 Словесно-логическая память........................................................................................................................... 71 Произвольная и непроизвольная память.................................................................................................................................. 72 Непроизвольная память..................................................................................................................................... 72 Произвольная память......................................................................................................................................... 72 Эксплицитная и имплицитная память...................................................................................................................................... 72 Имплицитная память —..................................................................................................................................... 72 Эксплицитная память —.................................................................................................................................... 72 Кратковременная) оперативная и долговременная память..................................................................................................... 73 1. Кратковременная память.............................................................................................................................. 73 2. Оперативная память....................................................................................................................................... 73 Основные мнемические процессы..................................................................................................................................... 73 1. Запоминание..................................................................................................................................................... 73 2. Воспризведение............................................................................................................................................... 74 3. Забывание......................................................................................................................................................... 74 4. Хранение............................................................................................................................................................ 75 Внимание................................................................................................................................................................................. 75 Произвольное и непроизвольное внимание.............................................................................................................................. 76 Основные свойства внимания................................................................................................................................................... 76 1. Концентрация внимания............................................................................................................................... 76 2. Распределение внимания.............................................................................................................................. 77 3. Объем внимания............................................................................................................................................... 77 4. Переключение внимания............................................................................................................................... 77 Теоретические направления в исследованиях внимания......................................................................................................... 78 Внимание как активность личности................................................................................................................................... 78 Внимание как способ управления поведением и функция контроля................................................................................ 78 Внимание как результат организации деятельности......................................................................................................... 79 Воображение.......................................................................................................................................................................... 79 Основные функции воображения............................................................................................................................................. 80 1. Целеполагание —........................................................................................................................................... 80
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |