КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы 3 страница
Не исключено, однако, что этот результат правильнее было бы интерпретировать не в контексте представлений о дифференциации когнитивной сферы (которая, несомненно, имеет место), а с точки зрения качественной перестройки когнитивной сферы ребенка, происходящей в 7 лет и относящейся, прежде всего, к вербальным способностям детей. К сожалению, как и в Московской выборке, дети, участвующие в Колорадском исследовании, начали обучение в школе в 7 лет, поэтому развести источники изменений и сказать, связаны ли они непосредственно с процессами созревания психологических функций или же с изменением средовых условий, ни в одной из этих работ не представляется возможным. Тем не менее, одинаковая динамика и в фенотипических, и в генетических корреляциях свидетельствует, по-видимому, о том, что в 7 лет меняются не только проявления некоторых психологических особенностей, но и механизмы, связанные с их регуляцией. Таким образом, независимо от источника изменений в структуре когнитивных характеристик, эти изменения затрагивают глубинные процессы когнитивного функционирования. Таким образом, данные, полученные в генетических исследованиях интеллекта 7-летних детей, являются хорошим примером того, как разные способы оценки возрастных изменений могут приводить к близким по смыслу выводам. Завершая описание работ, посвященных проблеме развития когнитивных характеристик, отметим, что наиболее интересные из этих исследований, организованные по схеме лонгитюдного метода и позволяющие поэтому оценить не только генотип-средовые составляющие вариативности когнитивных характеристик, но и роль генотипа и среды в их стабильности и преемственности, не выходят за пределы подросткового возраста. Данные, касающиеся периода зрелости, крайне малочисленны, получены только в сравнительно-возрастных исследованиях и только методом близнецов. В связи с этим делать какие-то определенные выводы о возрастной динамике генотип-средовых отношений во взрослом возрасте в настоящее время можно лишь с большой осторожностью. В целом, можно заключить, что влияние генотипа на межиндивидуальную изменчивость когнитивных характеристик оказывается существенным и имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.
5. В отличие от исследований когнитивных способностей, в которых делается попытка проследить теоретически одни и те же психологические характеристики (интеллект, специальные способности) в разных возрастах, исследования личности, проводимые в психогенетике, отчетливо разделяются на две группы. В детском возрасте анализируются особенности темперамента и поведенческие характеристики, предположительно лежащие в основе личностных особенностей человека. Выборки испытуемых при исследовании детского возраста, как правило, бывают небольшими и обычно исчисляются несколькими десятками пар. У взрослых исследуется стандартный набор личностных свойств, и выборки в этой возрастной группе насчитывают сотни, а иногда и тысячи испытуемых.. Близнецовые исследования, проведенные на детях. При описании исследований темперамента, выполненных в психогенетике, были приведены результаты работ, проведенных на выборках разного возраста. Напомним, что при сравнении сходства близнецов в первые недели их жизни ДЗ близнецы оказываются не менее (а по некоторым особенностям темперамента — и более) похожими внутрипарно, чем МЗ близнецы. Иначе говоря, индивидуальные различия в свойствах темперамента в этот период совершенно не связаны с генотипическими различиями, а полностью определяются теми или иными средовыми условиями развития младенцев. О том, что представляют собой эти средовые условия, в настоящее время сказать трудно. По предположению автора работы, сходство и МЗ, и ДЗ близнецов объясняется тем, что особенности темперамента новорожденных близнецов связаны с особенностями пренатального (внутриутробного) и перинатального (процесса родов) периодов развития. В пользу этого предположения свидетельствуют данные о связи внутрипарного сходства близнецов по некоторым особенностям темперамента со сходством их веса и со сходством их физиологической зрелости (Loehlin J.C., 1992). В более старшем возрасте вариативность поведенческих особенностей, относимых к темпераменту, обнаруживает связь с генотипом. При этом показатели внутрипарного сходства, полученные разными авторами, варьируют в очень широких пределах. Например, в исследовании, проведенном на 6-месячных близнецах (Chen C.J. et al., 1989, цит. по Loehlin J.C., 1992), внутрипарное сходство оказалось равно 0,80 для МЗ и 0,60 — для ДЗ близнецов. Данные, полученные на том же возрасте в Луизвильском исследовании (Wilson R., Matheny A., 1986), продемонстрировали внутрипарное сходство, равное 0,40 и 0,16 для МЗ и ДЗ близнецов соответственно. Обобщив результаты четырех исследований первого года жизни, в которых свойства темперамента оценивались разными методами (с помощью разных опросников, экспертных оценок, лабораторных наблюдений), Дж.Лоэлин пришел к выводу, что различия в величине внутрипарного сходства между МЗ и ДЗ близнецами в этом возрасте равны в среднем 0,12 и, таким образом, средний показатель наследуемости равен 0,24 (Loehlin J.C., 1992). Результаты работ, проведенных на близнецах от первого года жизни до двух лет, демонстрируют похожие результаты: показатели внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов варьируют, но показатели наследуемости при этом, как правило, остаются в диапазоне от 0,20 до 0,40 (например, Goldsmith H.H., Campos J.J., 1986), а средний показатель наследуемости в этом возрасте оказывается равен 0,27 (Loehlin J.C., 1992). Изменения свойств темперамента, происходящие с возрастом, также оказываются более похожими у партнеров МЗ пар, по сравнению с партнерами ДЗ пар. Рассмотрев изменения свойств темперамента на различных отрезках времени (например, от 9 до 12 месяцев, от 6 до 12 и 18 месяцев, от трех до четырех лет), авторы Луизвильского близнецового лонгитюда получили отчетливые различия во внутрипарных корреляциях МЗ и ДЗ близнецов, при этом чем старше становились близнецы, тем больше были различия между МЗ и ДЗ близнецами (таблица 8.13). Сравнив степень сходства МЗ и ДЗ близнецов в возрастных изменениях свойств темперамента, Дж.Лоэлин определил средние внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов. Они оказались равны 0,51 и 0,22 для МЗ и ДЗ близнецов соответственно (Loehlin J.C., 1992). Таким образом, изменение с возрастом свойств темперамента испытывает влияние генотипа. В более старшем возрасте, в начале школьного обучения, вклад генотипа в вариативность свойств темперамента (как об этом свидетельствуют немногочисленные исследования) сохраняется примерно на том же уровне, то есть индивидуальные различия в динамических особенностях поведения, наблюдаемые в этом возрасте, оказываются связаны с генотипом. Исследования приемных детей. Исследования, проведенные методом приемных детей и посвященные анализу роли генотипа и среды в свойствах темперамента (в их вариативности), в значительной степени отличаются от результатов, полученных близнецовым методом. Как говорилось, показатели наследуемости свойств темперамента, определенные в исследованиях приемных детей, оказываются ниже, чем в близнецовых работах. В Колорадском исследовании приемных детей (на сегодняшний день наиболее подробном и длительном исследовании темперамента, проведенном методом приемных детей) особенности личностной сферы, в том числе и темперамента, определялись с помощью трех источников информации — оценок экспериментаторов, проводивших тестирование когнитивных особенностей детей, оценок обоих родителей и экспертных оценок видеозаписи, сделанной в процессе тестирования детей. Опубликованные в настоящее время результаты касаются первых 10 лет жизни детей, а наиболее детально проанализированы первые 4 года (Plomin R. et al., 1988; DeFries J.C., 1994). Анализ результатов в Колорадском исследовании проводится таким образом, чтобы можно было оценить: 1) возрастные изменения индивидуальных различий; 2) возрастные изменения генотип-средового соотношения; 3) генетическое и средовое опосредование связей между характеристиками; 4) генетические изменения; 5) генотип-средовое взаимодействие; 6) генотип-средовые корреляции (Plomin R, et al., 1988). Соответственно этим задачам исследования далее описаны наиболее интересные данные, полученные в Колорадском исследовании приемных детей. 1. При анализе возрастных изменений рассматривались изменения с возрастом вариативности (дисперсии) характеристик, изменение ковариации переменных и изменение межвозрастной ковариации (возрастной стабильности признака). Изменения в вариативности (изменения в широте индивидуальных различий) являются исключительно важными по двум причинам. Во-первых, они влекут за собой изменение оценок генотип-средового соотношения. Во-вторых, временное увеличение вариативности может свидетельствовать о том, что индивидуальные различия играют важную роль в этот период развития. Эти изменения оценивались с помощью коэффициента вариативности и продемонстрировали лишь небольшую дифференциацию показателей темперамента с возрастом. Иначе говоря, вариативность разных свойств темперамента (то есть широта индивидуальных различий в этих свойствах) примерно одинакова и мало меняется с возрастом. Нет особых изменений и в ковариации между признаками (например, в факторных структурах свойств темперамента, полученных от одного года до четырех лет). Возрастная стабильность показателей темперамента оказывается высокой только по данным, полученным при опросе родителей. Оценки экспериментаторов и экспертов, оценивавших видеозаписи, обладают низкой стабильностью. 2. Возрастные изменения в природе индивидуальных различий, то есть в генотип-средовых соотношениях, оказываются также несовпадающими при разных способах получения информации: по оценкам экспериментаторов, полученным в первые годы жизни ребенка, можно говорить о наследуемости индивидуальных различий в таких переменных, как ориентация в задании, аффективность—экстравертированность и активность, причем показатели наследуемости мало меняются с возрастом и оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях. По оценкам родителей внутрипарное сходство в этом возрасте родных сибсов и усыновленных, генетически различных, детей не отличается по величине. В более старших возрастах (7—10 лет) на основании экспертных оценок можно говорить о генетической обусловленности двух характеристик темперамента — социабельности и активности (Schmitz S., 1994). 3. В исследовании были установлены связи между особенностями темперамента и показателями когнитивного развития (средняя корреляция по разным особенностям темперамента и трем тестам интеллекта равна 0,36). Однако у двухлетних детей кросс-корреляции (корреляции между свойствами темперамента одного ребенка в семье и интеллектом другого) не отличаются от нуля как у приемных, генетически не связанных между собой детей, так и у биологических сибсов (родных братьев и сестер). Это очень важный результат, поскольку он свидетельствует о том, что в 2 года ни генотип, ни общая среда не опосредуют связей между когнитивной и личностной сферами. В 3 года кросс-корреляции между некоторыми особенностями темперамента и интеллектом достигают почти 0,30, но также не различаются у приемных и биологических сибсов, то есть спустя год появляется опосредование связей между темпераментом и интеллектом общей средой. 4. Генетические изменения от возраста к возрасту могут составлять значимую величину, если вариативность характеристики испытывает влияние генотипа. Иначе говоря, о генетических изменениях можно говорить тогда, когда в исследуемых возрастах получены более или менее высокие показатели наследуемости. Как уже говорилось, при анализе родительских оценок темперамента детей показатели наследуемости оказались низкими. На этом основании можно было ожидать низких оценок генетического опосредования возрастных изменений, несмотря на сравнительно высокую фенотипическую (наблюдаемую в реальном поведении) стабильность свойств темперамента. Полученные данные подтвердили эти ожидания. Они отчетливо продемонстрировали, что фенотипическая стабильность свойств темперамента в возрасте от одного года до четырех лет может иметь только средовую обусловленность: внутрипарное сходство родных братьев и сестер не превышает, а часто оказывается и ниже внутрипарного сходства генетически не связанных между собой детей, живущих с родителями-усыновителями. 5. Генотип-средовое взаимодействие определяет, в какой степени эффект, оказываемый средой, зависит от генотипа человека, живущего в этой среде. Некоторые средовые условия могут оказаться более благоприятными для людей с одним генотипом и менее благоприятными для людей с другим генотипом. Р.Пломин с соавторами (Plomin R., 1991; Plomin R., et al., 1977, цит. по Plomin R. et al., 1988) предложили способ определения генотип-средового взаимодействия в исследовании приемных детей. При этом применяется двухфакторная схема анализа. Генотип усыновленного ребенка (который оценивается по данным его биологических родителей) и условия развития (которые оцениваются по любой характеристике семьи усыновителей) сопоставляются с некоторой переменной, гипотетически зависимой от генотипа и регистрируемых условий среды. В Колорадском проекте была получена связь активности приемных детей (в 1 год) с активностью их биологических матерей в зависимости от жесткости дисциплины в семье, устанавливаемой их родителями-усыновителями. При склонности родителей ограничивать свободу ребенка эта связь была, в менее жестких условиях — пропадала. В 2 года активность ребенка была связана с активностью их биологических матерей, если в семье реализовывался более жесткий стиль отношений. Таким образом, большая регламентация семейных отношений приводит к увеличению показателя наследуемости по такому свойству темперамента, как активность. У приемных детей, чьи матери имеют более высокий невротизм, наблюдалось больше поведенческих проблем, независимо от невротизма усыновивших из матерей. Высокий же невротизм матерей-усыновителей приводил к росту поведенческих проблем у всех детей, в том числе и тех, чьи биологические матери имеют низкий невротизм. Сходство родителей и детей также проявляется в зависимости от средовых условий и от психологических особенностей родителей и детей. Так, в три года сходство детей и родителей по интеллекту зависит от уровня активности ребенка, то есть, как интерпретируют этот факт авторы исследования, "влияние интеллекта родителей на интеллект ребенка тем выше, чем выше у ребенка уровень активности" (Plomin R. et al., 1988, с.242). Возрастная стабильность интеллекта меняется в зависимости от невротизма биологических матерей (чем ниже невротизм, тем выше межвозрастные корреляции, то есть возрастная стабильность баллов интеллекта). Средовые же условия больше влияют на уровень интеллекта тех детей, которые имеют высокую эмоциональность. Таким образом, темперамент может выступать как условие развития интеллекта. 6. Генотип-средовая корреляция показывает, в какой степени среда соответствует генотипу детей (или — при противоположном знаке корреляции — противопоказана их генотипу). Рассуждения, лежащие в основе определения генотип-средовой корреляции, состоят в том, что при положительной корреляции генотипа и среды фенотипическая вариативность увеличивается, а при отрицательной корреляции — уменьшается, что непосредственно следует из определения фенотипической дисперсии: Vp = VG + VE + 2 cov (GE) Методы определения, например, положительной пассивной генотип-средовой корреляции (то есть наблюдаемой в тех случаях, когда ребенок с момента рождения попадает в среду, благоприятную для его генотипа) состоит в сопоставлении дисперсий интересующего свойства у приемных детей и у детей, живущих в собственных семьях. У приемных детей при значительной генотип-средовой корреляции фенотипическая дисперсия должна быть меньше, поскольку один из ее компонентов — 2cov(GE) — у них отсутствует: родители-усыновители не имеют с ними общих генов. При исследовании генотип-средовых корреляций вновь были обнаружены расхождения между данными, полученными от разных экспертов. Так, оценки экспериментаторов показали, что вариативность аффективности—экстраверсии у детей, живущих в собственных семьях, на 34% превосходит вариативность этого же показателя у приемных детей в 1 год. В 2 года отличия равны 3%, в 3 года — 8%, в 4 года вариативность этого показателя у приемных детей начинает несколько превосходить вариативность аффективности—экстраверсии детей, живущих со своими родителями. В целом, примерно половина данных о темпераменте, полученных от экспериментаторов, свидетельствует о том или ином уровне (преимущественно небольшом) генотип-средовой корреляции. По оценкам, полученным от родителей, генотип-средовые корреляции почти не обнаруживаются, за исключением небольших различий между приемными и неприемными детьми по эмоциональности: в 1 год вариативность эмоциональности у детей, живущих со своими биологическими родителями, выше на 17%, в 2 года — на 12%, в 3 года разницы между приемными и неприемными детьми по вариативности эмоциональности не обнаружено. Приведенные данные о динамике в изменениях величины генотип-средовой корреляции хорошо соответствуют представлению о смене генотип-средовой корреляции от пассивной в младших возрастах к реактивной и активной в более старших возрастах, когда ребенок активно выбирает и даже сам формирует средовые условия в соответствии со своим генотипом (Scan- S., McCartney, 1983; Scarr S., 1992). По данным Колорадcкого исследования приемных детей, в более старшем возрасте (в 7, 8, 9 и 10 лет) существенных влияний генотипа на вариативность свойств темперамента не обнаруживается, а индивидуальные различия, наблюдаемые в свойствах темперамента, оказываются связаны почти исключительно с различающейся средой (Schmitz S., 1994). В целом, по результатам лонгитюдного исследования приемных детей можно сделать следующие выводы. Оценки наследуемости, полученные для свойств темперамента, оказались значительно ниже, чем те, которые определялись по близнецовым данным (например, в Луизвильском близнецовом лонгитюде). Низкая генетическая обусловленность индивидуальных различий, относящихся к свойствам темперамента, наблюдалась на протяжении всего рассматривавшегося возрастного периода с первого года жизни до 10 лет. Роль генетических влияний в фенотипической стабильности темперамента чрезвычайно мала. Данные о генотип-средовых взаимодействиях и корреляциях демонстрируют немногочисленность значимых связей, хотя есть некоторые свидетельства в пользу смены вариантов генотип-средовой ковариации от пассивной к реактивной и активной. Причины расхождений в результатах близнецовых исследований и исследований приемных детей авторы генетических работ видят в неаддитивном наследовании свойств темперамента и в специфической МЗ и ДЗ среде, увеличивающей сходство МЗ близнецов и уменьшающей сходство ДЗ близнецов. Исследования личностной сферы подростков и взрослых Роль генотипа и среды в вариативности особенностей личностной сферы подростков и взрослых исследована в психогенетике фрагментарно, и поэтому детально проанализировать возрастные изменения генотипических и средовых влияний в вариативности свойств темперамента и личности не представляется возможным. Тем не менее, даже те немногие данные, которыми располагает на сегодняшний день генетика поведения, позволяют выявить некоторые тенденции в возрастных изменениях генотип-средовых соотношений. При исследовании темперамента в тех немногих близнецовых работах, которые были проведены на подростковом и взрослом возрасте, как правило, обнаруживается влияние генотипа на вариативность тех же свойств, что и в детском возрасте. К ним относятся активность, эмоциональность и социабельность. Принято считать, что генотип определяет примерно 30— 40% вариативности свойств темперамента, а оставшаяся часть фенотипической вариативности связана почти исключительно с различающейся средой. Никаких оснований предполагать изменение генотип-средового соотношения в вариативности свойств темперамента от подросткового ко взрослому возрасту в настоящее время в психогенетике нет. Несколько подробнее, чем другие особенности личностной сферы, изучены особенности эктраверсии—интроверсии и невротизма. В Лондонском исследовании близнецов сопоставлялись три группы показателей — внутрипарное сходство взрослых близнецов, внутрипарное сходство близнецов подросткового возраста и сходство родителей и детей (Eaves L.J., Eysenck H.J., Martin N.G., 1989). В этом исследовании были получены высокие и практически совпадающие в обоих возрастах показатели наследуемости экстраверсии, невротизма и психотизма, продемонстрирована важная роль различающейся среды в вариативности свойств личности и показана преемственность генетических влияний от подросткового ко взрослому возрасту. Таким образом, результаты Лондонского исследования близнецов указывают на то, что влияние генотипа на экстраверсию—интроверсию, невротизм и психотизм, начиная с подросткового возраста, оказывается стабильным и определяет 40—50% их вариативности. Столь же стабильным оказывается и вклад различающейся среды в вариативность этих трех свойств, который обусловливает не менее половины вариативности в показателях экстраверсии, невротизма и психотизма. Аналогичный вывод, то есть признание того, что вклад генотипа в вариативность экстраверсии и невротизма не меняется с возрастом, был сделан в финском близнецовом исследовании (Rose D., Kaprio J., 1988, цит. по Loehlin J.C., 1992). Разбив выборку взрослых близнецов (24—49 лет) на 5 возрастных групп (24—29 лет, 30—34 года и т.д.), исследователи обнаружили примерно одинаковые показатели внутрипарного сходства близнецов во всех возрастах. Показатели наследуемости экстраверсии и невротизма оказались близки к тем, которые были получены в Лондонском близнецовом исследовании. Сохранность примерно одной и то же величины генотипической составляющей в дисперсии свойств личности на протяжении взрослого возраста не всегда подтверждается в других работах. Так, проанализировав внутрипарное сходство показателей экстраверсии—интроверсии и невротизма в трех возрастных группах (16—28, 29—38 и 39—48 лет), исследователи получили более низкие показатели наследуемости и некоторое снижение показателей наследуемости с возрастом. Для невротизма это снижение было примерно одинаковым и у мужчин, и у женщин, для экстраверсии — наблюдалось только у мужчин. Исследование близнецов преклонного возраста (Plomin R., McCleam G.E., 1990) выявило тот факт, что генотип определяет 41% вариативности экстраверии и 31% вариативности показателей невротизма. При этом влияние различающейся среды, как и в других работах, значительно превышало общесредовое. Вклад различающейся среды в общую дисперсию признака был равен в этом исследовании более чем 50% для экстраверсии, и более чем 60% — для невротизма. В ряде исследований была предпринята попытка выяснить связь внутрипарных различий с возрастом. Если различия между партнерами близнецовой пары (например, разность между показателем экстраверсии одного близнеца и показателем экстраверсии другого близнеца) положительно коррелируют с возрастом, это свидетельствует о том, что с годами близнецы становятся все менее похожими. Н.Мартин и Р.Джардайн проанализировали с этой точки зрения данные Австралийского исследования взрослых близнецов (Martin N., Jardine R., 1986, цит. по Loehlin J.C., 1992). Всю выборку близнецов, возраст которых был от 18 до 88 лет, они разделили на 5 подгрупп — МЗ-мужчины, МЗ-женщины, ДЗ-мужчины, ДЗ-женщины и разнополые близнецы. Численность подгрупп варьировала от 351 до 1233 пар, что позволяет предположить высокую надежность полученных результатов, которые состоят в следующем. Внутрипарные разности по показателям экстраверсии не обнаружили значимых связей с возрастом. Что же касается показателей невротизма, то в одной из групп — ДЗ женщин — были получены положительные корреляции между внутрипар-ными разностями по невротизму и возрастом. Таким образом, чем старше становятся ДЗ близнецы, тем больше они различаются по невротизму. Для объяснения результатов этого исследования предлагаются две совершенно различные интерпретации (Loehlin J.C., 1992). Во-первых, учитывая, что возраст, как правило, связан с длительностью раздельного проживания близнецов, можно предположить, что средовые различия, являющиеся следствием частичного разлучения близнецов, приводят к тому, что близнецы становятся все менее похожими по невротизму. Во-вторых, обращается внимание на то, что исследование проведено методом поперечных срезов, и, следовательно, в его результатах смешиваются возрастные и когортные различия: как говорилось в начале этой главы, люди разного возраста могут отличаться не только потому, что они прожили разное количество лет, но и из-за того, что они принадлежат к разным возрастным когортам и их становление происходило в несколько отличающихся средовых условиях. Отдать предпочтение одной из этих интерпретации можно будет лишь тогда, когда данные о возрастных различиях будут получены в лонгитюдном исследовании, то есть при длительном прослеживании одной и той же группы людей. В настоящее время таких исследований нет. При исследовании роли генотипа и среды в возрастных изменениях других свойств личности была проделана такая же обобщающая работа, что и при исследовании возрастных изменений интеллекта. Были собраны близнецовые работы, проведенные в генетике поведения почти за 20 лет, и подсчитаны средние показатели наследуемости для разных свойств личности. Авторы этой работы, К.Маккартней с соавторами (McCartney К., Harris M.J., Berniery F., 1990), обобщили данные 103 исследований и сгруппировали все личностные свойства, рассматривавшиеся в этих исследованиях, в 8 категорий. В каждой категории личностных черт были подсчитаны внутрипарные корреляции для МЗ и ДЗ близнецов. Во всех случаях МЗ близнецы оказались внутрипарно более похожими, чем ДЗ близнецы, а средние внутрипарные Корреляции равнялись 0,51 для МЗ и 0,22 для ДЗ близнецов. Прокоррелировав возраст близнецов (средний возраст, называвшийся в каждой из 103-х работ, и варьировавший от года до 50 лет) с внутрипарными корреляциями близнецов, полученными в этих работах, авторы обнаружили, что в большинстве случаев возраст и внутрипарное сходство связаны отрицательно: чем старше становятся близнецы, тем меньше они похожи друг на друга. Средний коэффициент корреляции между возрастом и внутрипарным сходством оказался равен -0,30 для МЗ и -0,32 для ДЗ близнецов. Обратим внимание на результаты этого исследования, поскольку описанный в нем факт отличает эмпирику личностных исследований от данных, полученных при изучении интеллектуальных особенностей. Если при исследовании интеллекта было показано, что внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов имеет разные возрастные тенденции — несколько увеличивается у МЗ близнецов и существенно уменьшается у ДЗ близнецов, то при исследовании личности было продемонстрировано значительное снижение внутрипарного сходства и у тех и у других. Выяснение генотипических и средовых факторов в вариативности личностных черт на выборке преклонного возраста показало, что генотип в той или иной степени детерминирует многие личностные особенности (Plomin R., McCleam G.E., 1990). Показатели наследуемости, выделенные при построении моделей, оказались равны 0,45 для импульсивности, 0,23 — для избегания монотонии, 0,39 — для эмоциональности, 0,39 — для страха, 0,28 — для гнева, 0,23 — для активности, 0,24 — для со-циабельности, 0,41 — для открытости новому опыту. Значения медиан для 12 личностных особенностей, анализировавшихся в этом исследовании, равнялись 0,30 для показателя наследуемости и 0,08 — для показателя общей среды. Таким образом, в преклонном возрасте вклад генотипа в вариативность личностных черт несколько снижается, по сравнению с предыдущими возрастами (где он равен примерно 40%), но тем не менее остается значительным. Вклад общей среды в фенотипическую дисперсию, как и в более молодом возрасте (начиная с юношеского), оказывается практически незначимым, а вклад различающейся среды определяет наибольшую часть вариативности свойств личности. Подводя итог исследованиям личностной сферы в возрастной психогенетике, можно сказать, что эти исследования, несмотря на их относительно небольшое количество, позволяют выявить интересные возрастные тенденции. Во-первых, с возрастом уменьшается внутрипарное сходство близнецов по многим особенностям личности. Во-вторых, поскольку это уменьшение часто свойственно и МЗ, и ДЗ близнецам, то показатели наследуемости мало меняются на протяжении периода зрелости. Если же в период зрелости какие-то возрастные изменения происходят, то они связаны с некоторым уменьшением показателей наследуемости. В-третьих, в преклонном возрасте показатели наследуемости особенностей личности (их вариативности) несколько снижаются. В-четвертых, на протяжении подросткового и взрослого возраста, включая преклонный, сохраняется весьма значимая роль различающейся среды. Компонента фенотипической дисперсии, связанная с различающейся средой, обусловливает большую часть вариативности свойств личности и имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.
Приложение к лабораторному занятию № 14 «Психогенетические исследования психического дизонтогенеза»
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |