КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы 2 страница
Для того чтобы избежать смешения когортных различий и возрастных, используется другой метод исследования развития — лонгитюдный метод, состоящий в длительном прослеживании развития одной и той же группы испытуемых. Кроме того, что он позволяет однозначно развести когортные различия и различия, связанные с возрастом, он имеет и ряд других преимуществ (Magnusson D., 1993). В лонгитюдном исследовании отпадает необходимость уравнивания выборок по разнообразным параметрам, поскольку экспериментаторы все время имеют дело с одной и той же выборкой испытуемых. Он дает возможность зарегистрировать динамический характер исследуемых параметров, нелинейность их изменения с течением времени. С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений, выяснить индивидуальные траектории развития. Он позволяет выяснить отсроченный эффект различных факторов, что невозможно сделать при помощи сравнительно-возрастного метода. Очевидно, например, что плохие условия развития могут сказываться на здоровье, но часто влияние этих условий проявляется не непосредственно, а спустя какое-то время. Так, было показано, что различия в количестве респираторных заболеваний у людей, выросших в разных условиях, не обнаруживаются в 16 лет, но отчетливо видны в 25 лет. Таким образом, возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития значительно шире, и сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени. Как считают сторонники этого метода, если хочешь понять, как изменяется индивид во времени, надо и изучать его во времени; все остальные подходы будут косвенными (Bergman L.R., 1993). Однако, несмотря на все свои достоинства и преимущества перед методом поперечных срезов, лонгитюдный метод никогда не доминировал в возрастной психологии. Не вытеснил он метод поперечных срезов и в настоящее время. Связано это с двумя причинами. Во-первых, время, необходимое для проведения эксперимента, организованного по схеме лонгитюдного метода, то есть прослеживание развития одной и той же группы испытуемых, зависит от исследуемого возрастного периода. Если психологов интересует развитие детей от рождения до начала школьного обучения, на исследование уйдет 7 лет. Если целью работы является анализ изменений, происходящих на протяжении всей жизни человека, для этого ровно столько времени и потребуется. Поскольку в этом случае экспериментаторам, начавшим исследование, не посчастливится увидеть его конец, многие предпочитают работать с более компактным сравнительно-возрастным методом: он вносит некоторые искажения в данные, но вместе с тем позволяет хотя бы ориентировочно оценить возрастные различия уже сегодня, а не через десятки лет. Во-вторых, многие исследователи, решая конкретные теоретические и практические задачи, не связанные с проблемами развития, проводят экспериментальную работу на выборках разного возраста, одни — на одном возрасте, другие — на другом. Поскольку при этом часто используются одинаковые методы диагностики, то данные этих исследований сопоставляются и используются для сравнительно-возрастного анализа.
3. При исследовании процессов развития в психогенетике используются, как и в возрастной психологии, сравнительно-возрастной и лонгитюдный методы анализа. Сравнительно-возрастной метод анализа применяется постольку, поскольку существуют данные работ, проведенных на разных возрастах. Обобщение этих данных позволяет оценить изменение с возрастом роли генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий. Иначе говоря, сравнительно-возрастные исследования, проводящиеся в психогенетике, представляют собой не самостоятельные исследования, а вторичный анализ уже имеющихся данных. Лонгитюдные исследования, проводящиеся в психогенетике, организуются по той же схеме, что и в возрастной психологии, то есть состоят в прослеживании на протяжении некоторого отрезка времени одной и той же группы испытуемых. Однако по сравнению с лонгитюдными исследованиями, которые известны из возрастной психологии, они обладают двумя особенностями. Первая из них заключается в специфике выборки испытуемых. Как и в любой генетической работе, испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании, должны быть подобраны таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было провести генетический анализ. В связи с этим в лонгитюдных исследованиях, выполняемых в контексте психогенетики, участвуют пары родственников, различающиеся по генетическому сходству (МЗ и ДЗ близнецы, родные и приемные сибсы и т.д.). Вторая особенность состоит в целях исследования. Если в возрастной психологии задачей исследователей является анализ возрастных изменений (определение периодов повышения и снижения стабильности психологической характеристики, диагностика тех возрастов, в которые изменяется структура ее связей и т.д.), то в генетическом исследовании целью работы является анализ причин этих возрастных изменений. С этой целью оцениваются генотипические и средовые детерминанты индивидуальных различий и определяется преемственность генетических и средовых влияний. Для того чтобы понять, каким образом данные лонгитюдного исследования могут обеспечивать информацию о причинах возрастных изменений, рассмотрим самые простые модели анализа результатов лонгитюдного исследования, применяемые в психогенетике. В качестве примера возьмем модели анализа данных, используемые в шведском близнецовом исследовании (Pedersen N.L., 1993). Из него же возьмем и данные по экстраверсии, полученные при двукратном обследовании взрослой выборки МЗ и ДЗ близнецов. В любом генетическом исследовании при сопоставлении родственников, различающихся по степени родства, можно определить компоненты фенотипической дисперсии. Лонгитюдное исследование не является исключением: в каждой точке лонгитюда (то есть в любом возрасте, данными о котором располагает исследователь) можно также определить компоненты фенотипической дисперсии, то есть, в данном случае, соотношение генетических и средовых составляющих в общей дисперсии экстраверсии. В используемом нами примере дисперсия экстраверсии в обоих возрастах определялась неаддитивным наследованием, общей и различающейся средой. Величины компонент фенотипической дисперсии представлены в таблице 1. Таблица 1 Компоненты фенотипической дисперсии, выделенные в лонгитюдном исследовании экстраверсии (Pedersen N.L., 1993)
Результаты, полученные на этом этапе лонгитюдного анализа, можно изобразить графически. В каждом возрасте вариативность экстраверсии имеет и генетическую, и средовую компоненту. При этом генетические компоненты дисперсии экстраверсии равны при первом и втором измерении соответственно 42% и 35%, а средовые компоненты дисперсии экстраверсии, представляющие собой сумму общей и различающейся среды, равны при первом и втором измерении соответственно 58% и 65 %. Современные генетические модели позволяют определить общие и специфические компоненты вариативности, то есть те, которые являются общими для первого и второго измерения экстраверсии и те, которые специфичны только для второго измерения. Генетическая дисперсия экстраверсии, полученная при втором измерении, разделяется на две составляющих: 27% всей вариативности определяется теми же факторами, которые имели место в первом эксперименте, а 8% генетической вариативности оказывается специфической, определяемой генетическими влияниями, появившимися позже и выявленными во втором эксперименте. Значительно больше изменяются средовые причины вариативности: только 23% средовой вариативности определяются теми же средовыми причинами, которые имели место при первом измерении, а 42% вариативности определяются средовыми причинами, появившимися ко времени второго эксперимента. На третьем этапе можно определить величину генетической корреляции. Есть разные способы вычисления генетических корреляций. Один из них состоит в следующем. Располагая данными близнецового исследования, мы можем подсчитать кросс-корреляции между близнецами. Удвоенная разница между кросс-корреляциями МЗ и ДЗ близнецов равна произведению трех показателей: r G √h12 ∙ h22 . Поскольку два из них (h12 и h22) нам известны и представляют собой показатели наследуемости, мы можем вычислить величину генетической корреляции: :r G = 2 (r МЗ – r ДЗ) / √h12 ∙ h22 Для используемого нами примера величина генетической корреляции будет равна 0,88, то есть вариативность экстраверсии в двух рассматривавшихся возрастах испытывает влияние преимущественно одних и те же генетических факторов. Аналогичным образом можно вычислить и преемственность средовых влияний. При этом вместо показателей наследуемости надо подставить в формулу величины средовых компонент дисперсии. На основании этих данных можно вычислить вклад генотипической компоненты в фенотипическую стабильность изучаемой характеристики (в нашем примере — экстраверсии). Если бы фенотипическая стабильность экстраверсии (то есть корреляция между показателями экстраверсии, полученными в первом и втором эксперименте) была равна 1,0, то вклад в нее генотипа был бы равен произведению трех показателей — r G √h12 ∙ h22 . Поскольку в реальном эксперименте фенотипическая стабильность всегда ниже 1,0, то вклад генотипа в фенотипическую стабильность равен частному от деления r G √h12 ∙ h22 на показатель фенотипической стабильности, который в данном примере равен 0,71. Тогда r G √h12 ∙ h22 / 0,71 = 0,88 √0,42 * 0,35 / 071= (0,88 * 0,648 * 0,592) / 0,71 = 0,34 / 0,71 = 0,48 Следовательно, генетические факторы определяют 48% фенотипической стабильности экстраверсии —интроверсии. Соответственно, оставшийся процент (52% фенотипической стабильности экстраверсии) определяют средовые факторы. Таким образом, в лонгитюдном исследовании, проводящемся на парах родственников, можно определить: 1) генотипические и средовые компоненты фенотипической дисперсии в каждом возрасте; 2) величину специфических для каждого возраста генотипических и средовых компонент (то есть появление новых генотипических и средовых влияний); 3) преемственность генетических и средовых влияний (то есть их сохранность от одного до другого возраста); 4) вклад генотипических и средовых факторов в фенотипическую стабильность изучаемых характеристик.
4. Возрастные изменения интеллекта, выявленные в близнецовых работах, были проанализированы М. Макги с соавторами, которые обобщили результаты сравнения внутрипарного сходства 6370 пар МЗ и 7212 пар ДЗ близнецов. Выделив 5 возрастных групп (4—6 лет, 6—12 лет, 12—16 лет, 16— 20 лет и всех остальных взрослых), они подсчитали показатели внутрипарного сходства (взвешенные средние корреляции) для каждой возрастной группы. Внутрипарное сходство МЗ близнецов сохраняется примерно на одном и том же уровне на протяжении всей жизни (даже несколько увеличивается с возрастом), а сходство ДЗ близнецов, начиная с подросткового возраста, уменьшается, причем во взрослом возрасте это уменьшение оказывается значительным. Соответственно этому меняется и величина компонент фенотипической дисперсии: оценка наследуемости растет от 40% до 60% от дошкольного к юношескому возрасту и резко увеличивается во взрослом возрасте; оценка общей среды, которая детерминирует около 30% вариативности на протяжении детского и юношеского возраста, у взрослых падает до нуля; оценка различающейся среды сохраняется на уровне примерно 20% для всех возрастных групп. Похожие результаты были получены при сопоставлении четырех возрастных выборок в Миннесотском исследовании, проведенном методом поперечных срезов на выборке неразлученных близнецов (McGue M. et at., 1993). Сопоставив внутрипарное сходство показателей интеллекта у МЗ и ДЗ близнецов в четырех возрастных группах (11—12 лет, 17—18 лет, 30—59 лет, и 60—88 лет), авторы получили такую же картину, что и при обобщении данных разных исследований, то есть некоторое увеличение с возрастом сходства МЗ близнецов и снижение внутрипарного сходства ДЗ близнецов после юношеского возраста. Результаты оказались похожими и для общих показателей интеллекта, и для показателей отдельных субтестов. И, как и в суммарной работе, с которой мы начали описание результатов, показатели наследуемости, полученные в Миннесотском исследовании, увеличивались с возрастом с 20—40% до 60—80%. Результаты исследований, проведенных методом поперечных срезов, предоставляют достаточно интересную информацию, но их возможности, тем не менее, ограничены определением величины компонент фенотипической вариативности в разных возрастах. Лонгитюдные исследования располагают более широкими возможностями и дают более разнообразную информацию о роли генотипа и среды в развитии. Первое длительное прослеживание интеллектуального развития близнецов было проведено в рамках Луизвильского лонгитюдного исследования, в котором, кроме когнитивных характеристик, рассматривались параметры физического развития и особенности личностной сферы. В Луизвильском близнецовом исследовании близнецы тестировались по интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжении первого года, дважды в год — до трех лет, ежегодно — до 9 лет и последний раз — в 15 лет). Прослеживая развитие МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет, авторы Луизвильского близнецового лонгитюда показали, что в первый год жизни МЗ и ДЗ близнецы почти не различаются по уровню внутрипарного сходства в показателях интеллекта. Начиная с полутора лет, сходство МЗ близнецов значительно увеличивается и не снижается до 15 лет. ДЗ близнецы достигают наибольшего сходства в их интеллектуальном уровне к трем годам, а затем с каждым годом становятся все менее похожими по своим интеллектуальным характеристикам. Эти результаты свидетельствуют о том, что генотипическая детерминация интеллекта (вклад генотипа в его индивидуальные различия) имеет тенденцию увеличиваться с возрастом (Wilson R., 1983). Соответственно изменению роли генотипа в процессе развития изменяется и роль средовых факторов в детерминации показателей интеллекта. Во-первых, в первые годы они играют более значимую роль, чем генотипические влияния. Во-вторых, по мере взросления индивида изменяются показатели общей и различающейся среды. Если в первый год жизни они определяют большую часть дисперсии, то в дальнейшем их роль в вариативности интеллекта уменьшается. В Луизвильском лонгитюде рассматривались также индивидуальные траектории развития интеллекта. На основании данных каждого близнеца, полученных в разные периоды времени, были построены профили индивидуального развития. Сравнив внутри каждой пары профили близнецов, Р.Уилсон обнаружил значительно большее совпадение хода развития у партнеров МЗ пар, то есть у генетически идентичных близнецов, по сравнению с партнерами ДЗ пар, имеющими в среднем половину общих генов (Wilson R., 1974). Уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов. У МЗ близнецов развитие характеризуется большей синхронностью. Вместе с тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов, совпадает у них и общая динамика изменений; например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, снижению уровня интеллекта с возрастом оказывается похожей у обоих типов близнецов. Если же сравнить индивидов, относящихся к разным парам, например, одного МЗ близнеца из пары 1, а другого— из пары 4, то можно отчетливо увидеть различия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития. Подсчитав внутрипарные корреляции по профилям показателей интеллекта, Р.Уилсон получил более высокие корреляции для МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ. В три—шесть лет они оказались равны 0,87 для МЗ близнецов и 0,65 для ДЗ близнецов; в 6—8 лет— 0,81 и 0,61 для МЗ и ДЗ близнецов соответственно (R.Wilson, 1983). Таким образом, МЗ близнецы оказываются более похожими друг на друга по динамике развития, и это позволяет предположить, что нелинейность процесса развития, скачки и спады в развитии интеллектуальных функций до некоторой степени зависят от генетических факторов. Важно также отметить, что близнецовые исследования указывают на возрастные колебания генотип-средовых соотношений. Так, в Луизвильском близнецовом исследовании было показано, что к 18 месяцам внутрипарное сходство МЗ близнецов достигает 0,80 и сохраняется примерно на этом уровне на протяжении детского и подросткового возраста. Сходство ДЗ близнецов изменяется от года до 15 лет в пределах от 0,50 до 0,80, причем изменения эти носят нелинейный характер, что указывает на нелинейность изменения влияний генотип-средовых детерминант (Matheny A.P., 1990). Данные других лонгитюдных близнецовых исследований интеллекта, охватывающие примерно такой же возрастной период и проведенные в Чехословакии, Швеции и России, демонстрируют аналогичные результаты — увеличение с возрастом влияния генотипа на вариативность интеллекта (Drabkova Н., 1992; Fischbein S., 1986; Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., 1995). Наиболее надежное лонгитюдное исследование приемных детей, которое имеется в настоящее время (Колорадское исследование приемных детей), позволяет проследить динамику возрастных изменений наследуемости интеллекта лишь до 9 лет. Показатели наследуемости, вычисленные в этом исследовании на основании сопоставления родных и приемных сибсов, оказываются выше, чем в близнецовых исследованиях (Chemy S.S., CardonLonR., 1994). Согласно этим данным, генотипическая детерминация интеллекта несколько снижается в 3 и 4 года, по сравнению с первыми годами жизни, возвращается к первоначальному уровню к 7 годам и значительно увеличивается к 9 годам. Для более надежного определения генотипических и средовых детерминант интеллекта у детей и изменения этих детерминант на протяжении детского возраста Д.Фулкер с соавторами провели совместный анализ результатов, полученных в Колорадском исследовании приемных детей и в трех близнецовых исследованиях — в Макартуровском лонгитюдном близнецовом исследовании, в котором интеллектуальное развитие близнецов прослежено с 14 месяцев до трех лет, в Проекте исследования близнецов младенческого возраста, рассматривающем развитие близнецов на протяжении первого года жизни, и в Колорадском близнецовом исследовании, в котором показатели интеллекта близнецов были получены в 1, 2, 3, 4 года и в 7 лет (Fulker D.W., Cherny S.S., Cardon Lon R, 1993). Объединение данных, полученных в Колорадском исследовании приемных детей, с данными, полученными в трех лонгитюдных исследованиях близнецов, вообще не выявило сколько-нибудь значительных возрастных изменений в показателях наследуемости. Основные отличия результатов этого объединенного исследования от близнецовых данных, описанных в предыдущем разделе, связаны со средовыми компонентами дисперсии. Во всех возрастах (от года до 9 лет) оценки общей среды оказываются ниже, а различающейся среды — выше, чем было получено при сопоставлении МЗ и ДЗ близнецов. Все показатели, свидетельствующие о роли генотипа и среды в развитии, полученные при совместном анализе данных оказываются более или менее постоянными на протяжении всего исследовавшегося возрастного периода. Однако собственно величины компонент дисперсии (h2, с2 и е2) ничего не говорят о том, каково происхождение этой стабильности — сохраняются ли неизменными генетические и средовые влияния, поддерживающие эту стабильность. Для того чтобы оценить преемственность генетических влияний, была разработана специальная статистическая модель. При построении модели учитывалось разное генетическое сходство между парами родственников (МЗ и ДЗ близнецами, родными сибсами, приемными сибсами), и рассматривалось 6 возрастов, в которых проводились эксперименты, — 1, 2, 3, 4 года, 7 и 9 лет (Fulker D.W., Chemy S.S., Cardon Lon R.,1993). Проверка с помощью модели того, насколько сохраняются те же самые средовые и генетические влияния от года до 9 лет, показала, что картина стабильности и изменчивости абсолютно не совпадает для разных компонент фенотипической дисперсии интеллекта. Влияние общей среды является полностью неизменным (тем же самым) для разных возрастов, что авторы связывают с доминирующим влиянием социально-экономического статуса семьи, считая, что только он (из всех параметров общей среды) может обеспечивать корреляцию между показателями общей среды на протяжении девяти лет. Влияния различающейся среды, наоборот, оказываются специфическими для каждого конкретного возраста и совершенно не коррелируют друг с другом в разных возрастах. Наиболее сложная зависимость получена для показателя наследуемости. Для него характерно и сохранение тех же самых генетических влияний на протяжении всего рассматривавшегося возрастного периода, и появление новых. Так, есть общий фактор, действие которого обнаруживается в 1 год и сохраняется до 9 лет (хотя с возрастом его влияние несколько уменьшается). В 2 и 3 года появляются новые влияния, которые также сохраняются на протяжении всего исследуемого возрастного отрезка, хотя с течением времени их величина уменьшается. В 4 года новых генетических влияний не возникает, и авторы рассматривают это как показатель генетической стабильности, заложенной в первые три года жизни. В 7 лет опять появляются новые генетические влияния, сохраняющиеся до 9 лет, что авторы связывают с возрастом начала школьного обучения, предъявляющего новые требования к интеллектуальной деятельности ребенка. В 9 лет новой вариативности не появляется. Спустя несколько лет после описанной работы данные Колорадского исследования и трех близнецовых лонгитюдных исследований вновь были совместно проанализированы. Поскольку выборки испытуемых, участвующих в этих исследованиях, формируются постепенно, количество детей каждого рассматриваемого возраста стало больше и, кроме того, появилась возможность включить в анализ более старший возраст — 10 лет (Cherny S.S., Fulker D.W., Hewitt J.K., 1997). Результаты этой работы подтвердили выводы предыдущего совместного анализа близнецовых данных и данных приемных детей: преемственность влияний общей среды на протяжении всех 10 лет, отсутствие преемственности во влияниях различающейся среды и комплексный характер генетических влияний на интеллект (начиная с первого года жизни есть генетические влияния, сохраняющиеся на протяжении всех 10 лет, а кроме того, каждый год появляются новые генетические влияния, которые, однажды появившись, не пропадают в дальнейшем). Аналогичная процедура (совместный анализ данных близнецовых исследований и Колорадского исследования приемных детей) была предпринята при анализе отдельных когнитивных способностей (вербальных, пространственных, скорости восприятия и памяти) в четырех возрастных группах — в 3 и 4 года и в 7 и 9 лет. Наиболее интересным результатом этого анализа является не собственно констатация преемственности в генотип-средовых влияниях, а определение того, каким образом эта преемственность опосредуется общим интеллектом (Cardon Lon R„ Fulker D.W., 1993). Для того чтобы понять, в какой степени данные, полученные для специальных способностей, отражают вклад в них общего интеллекта, при моделировании было осуществлено разделение каждой компоненты фенотипической дисперсии на общую, то есть связанную с фактором g, и специфическую, то есть характеризующую собственно специальные способности. Результаты, полученные для двух младших возрастных групп (3 и 4 года), показали, что генетические влияния в этом возрасте связаны скорее с общим интеллектом (с фактором g). В 7 лет генетические влияния на все специальные способности остаются лишь в некоторой степени связаны с латентной переменной (общим интеллектом). В этом возрасте значительней становится та часть генетической вариативности, которая связана собственно со специальными способностями и не сводится к влиянию общего интеллекта. В 9 лет генетическая вариативность всех показателей, кроме вербальных способностей, опять определяется тем по какой мере в специальных способностях отражается общий интеллект. Генотип-средовые причины возрастных изменений и стабильности также различались в зависимости от того, с какими латентными переменными были связаны компоненты фенотипической дисперсии — с общим интеллектом или со специфическими факторами, характерными для отдельных способностей. Общесредовые влияния оказались стабильными, но лишь в той степени, в какой в специальных способностях отражался общий интеллект. То же самое получилось и для различающейся среды: несовпадающие для детей средовые влияния (различающаяся среда) имеют длительные последствия для развития ребенка, но, так же как и в случае общей среды, лишь постольку, поскольку специальные способности связаны с общим интеллектом. Оценки изменения величины генетической компоненты и ее возрастной стабильности оказались иными, нежели для средовых компонент. Во-первых, было получено подтверждение того, что генетические факторы определяют стабильность специальных способностей (независимых от фактора g). Во-вторых, оказалось, что и общий интеллект вносит некоторый вклад в стабильность специальных способностей. Таким образом, как видно по описанным здесь результатам, генотипические и средовые влияния на вариативность когнитивных характеристик изменяются с возрастом. Изменения эти носят нелинейный характер и заключаются не столько в увеличении или уменьшении генотипических и средовых компонент фенотипической дисперсии, сколько в изменении преемственности влияния генотипических и средовых факторов. Возрастные изменения в структуре взаимосвязей когнитивных характеристик. Обратим внимание на одну из закономерностей, полученных при совместном анализе данных Колорадского исследования приемных детей и результатов близнецовых исследований. Возраст 7 лет, судя по этим данным, является своего рода критическим. В это время появляются новые генетические влияния, детерминирующие общий интеллект. Одновременно происходит дифференциация генетических влияний: увеличивается та часть генетической вариативности в детерминации интеллекта, которая связана со специальными способностями. Эти данные позволяют предположить, что в 7 лет происходит перестройка психологических характеристик. Но если это действительно так, если в 7 лет изменяются механизмы генотип-средовой регуляции, то можно сказать, что в 7 лет снижается стабильность показателей интеллекта. Для проверки этого предположения обратимся к данным Московского лонгитюдного исследования близнецов. В этом исследовании при сравнении показателей интеллекта в 6, 7 и 10 лет было показано, что с возрастом изменяются как фенотипические корреляции интеллекта (показатели его стабильности), так и генетические корреляции, свидетельствующие о преемственности генетических влияний. Эти изменения свидетельствуют о снижении стабильности показателей интеллекта в 7 лет. При подсчете фенотипических корреляций все участвовавшие в исследовании близнецы были разделены на две выборки, в каждую из которых вошло по одному близнецу из МЗ или ДЗ пары. Таким образом, было получено две симметричных выборки. В каждой из выборок были подсчитаны межвозрастные корреляции. Связи между двумя переменными считаются достоверными только в том случае, если значимыми оказались связи между этими переменными в обеих выборках. При сопоставлении фенотипической стабильности интеллекта от 6 до 7 лет, от 7 до 10 лет и от 6 до 10 лет выяснилось, что стабильность показателей общего и вербального интеллекта от 7 до 10 лет оказывается низкой, то есть показатели вербального и общего интеллекта, полученные в старшем дошкольном возрасте (в 6 лет), лучше предсказывают интеллект в 10-летнем возрасте, чем показатели, полученные в начале школьного обучения (в 7 лет). Аналогичные данные получены и для генетических корреляций, что свидетельствует о том. что снижение стабильности показателей интеллекта в 7 лет по крайней мере в какой-то степени контролируется генотипом. Данные Московского близнецового исследования не единственные, которые свидетельствуют об изменении стабильности когнитивных показателей в 7 лет. Так, в Колорадском исследовании приемных детей было обнаружено снижение тесноты связей вербальных показателей с другими когнитивными характеристиками именно в этом возрасте — в 7 лет. Рассмотрим связи вербальных характеристик с тремя другими когнитивными характеристиками, регистрировавшимися в Колорадском исследовании. Отчетливо видно, что в 7 лет корреляции вербальных характеристик с пространственными характеристиками, памятью и скоростью восприятия оказываются ниже, чем в трех других возрастах. Более того, снижение генетических корреляций оказывается существеннее, чем снижение фенотипических корреляций. Автор интерпретирует этот результат с точки зрения увеличения специфики когнитивных процессов с возрастом, хотя и отмечает, что в 9 лет специфичность когнитивных характеристик опять снижается.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |