КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетика психических заболеваний 3 страница
5. Авторы психобиологического подхода к исследованию темперамента, М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981; Rothbart М.К., 1989). К свойствам темперамента авторы этого направления относят особенности реактивности и саморегуляции, которые исследуются ими у детей первых лет жизни по опросникам, заполняемым матерями, и по данным лабораторного наблюдения. Реактивность является результатом реакции активации и проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной системы и эндокринной системы. Анализируя реактивность, авторы рассматривают, во-первых, интенсивность стимулов (каким должен быть раздражитель, чтобы вызвать реакцию) и значение стимулов (какую реакцию они вызывают — положительную или отрицательную). Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию и, следовательно, показатели реактивности. К числу таких особенностей относится, прежде всего, приближение—удаление, то есть желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, — избежать контакта с ним. В основе положительной реакции на новые стимулы, то есть в основе приближения, лежит, по мнению авторов, потребность в увеличении активации, а в основе отрицательной реакции, проявляющейся в избегании новых стимулов, — потребность в снижении активации. С приближением—удалением связана вторая характеристика саморегуляции — ориентация внимания, которая свидетельствует о том, куда направлено внимание ребенка при появлении нового стимула — на этот стимул или на окружающих, которые в случае чего могут защитить от неизвестного предмета или человека. Третья характеристика саморегуляции — это самостимуляция: потребность в повышении активации может проявляться у детей в таких действиях, как сосание пальца, сжимание и разжимание пальцев рук, и в других непроизвольных движениях. И, наконец, саморегуляция проявляется в том, чего хотят и ждут дети от окружающих — вовлечения в какую-нибудь активность или же, наоборот, создания спокойной, нестимулирующей их обстановки: одним детям нравится, когда их тормошат, подбрасывают, другие этого категорически не переносят. М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри относят непосредственно к свойствам темперамента и чисто поведенческие, и физиологические показатели. Такое отнесение разноуровневых показателей к одной конкретной черте вызывает сомнение у многих психологов. Связаны эти сомнения с тем, что никакие имеющиеся в настоящее время данные не позволяют сделать вывод о том, что какие-либо физиологические особенности являются специфичными только для одного конкретного свойства темперамента. Свойства темперамента, рассматриваемые М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри на уровне поведения, в значительной степени совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента. М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри также выделяют в качестве основных свойств темперамента активность, эмоциональность и приближение—удаление, однако, согласно психобиологической модели, свойства темперамента не рядоположны: они образуют две группы факторов, одна из которых (реактивность) является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а другая (саморегуляция) — связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Исследование роли генотипа и среды в формировании свойств темперамента, выделяемых в психобиологическом подходе, началось параллельно разработке основных теоретических положений этого подхода. В связи с этим первые генетические работы были проведены на стадии поисковых исследований, когда список свойств темперамента еще не был ограничен особенностями реактивности и саморегуляции. Результаты одного из таких исследований представлены в таблице.
Генотип-средовые соотношения в показателях темперамента рассматриваемых в рамках психобиологической модели (возраст выборки — 9 месяцев; Goldsmith H.H., Campos J.J., 1982)
В таблице представлены внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов и вычисленные на их основании компоненты фенотипической дисперсии – наследуемость (h 2), общая среда (c 2) и различающаяся среда (е 2). Напомним, что h 2 = 2 (r мз - r дз), c 2 = r мз - h 2 = 2 r дз - r мз, е 2 = 1 – (h 2 + c 2). В тех случаях, когда сходство ДЗ близнецов более чем в два раза, в качестве показателя наследуемости указывается показатель внутрипарного сходства МЗ близнецов. В этих случаях показатель наследуемости дается в скобках. Существенные различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций. Можно предположить, таким образом, что эти три свойства темперамента испытывают влияние генотипа. В более поздних генетических работах интерес исследователей был сосредоточен на анализе роли генотипа и среды в формировании положительных и отрицательных реакций. В близнецовом лонгитюдном исследовании рассматривались различные проявления эмоций и реакции приближения—удаления у детей в возрасте от трех месяцев до двух лет в различных ситуациях — при предъявлении новой игрушки, при появлении незнакомого человека, а в более старшем возрасте — анализировались положительные и отрицательные реакции ребенка в разных игровых ситуациях. Обобщенные показатели положительных и отрицательных эмоций, их внутрипарное сходство у МЗ и ДЗ близнецов и компоненты фенотипической дисперсии представлены в таблице. Генотип-средовые соотношения в показателях, рассматриваемых в рамках психобиологической модели (Денверское близнецовое исследование темперамента, возраст 3—24 месяца; Goldsmith H.H; Campos J.. 1982)
Негативные эмоциональные реакции (плач), сильные положительные эмоции (смех) и желание включиться в новую игру (положительный полюс реакций приближения-удаления) оказались внутрипарно больше похожими у МЗ близнецов, а показатели наследуемости, вычисленные на основании этих близнецовых данных, превышают 40%. В более старшем возрасте, в 4 года и в 7 лет, исследовались только негативные реакции, и было показано, что отрицательные эмоции (раздражительность, страх) сохраняют связь с генотипом примерно на том же уровне (Goldsmith H.H., Gottesman I.J., 1981). Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляции (приближение—удаление), рассматриваемые в психобиологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом.
6. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов, начатого в конце 50-х годов Ф.Фолкнером и продолжающегося и в настоящее время, является выяснение роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка. Исследователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, получают из родильных домов информацию о рождении близнецов и обращаются к родителям близнецов с предложением участвовать в исследовании. Сформированная к настоящему времени выборка является репрезентативной населению того района, в котором проводится исследование, по различным параметрам социально-экономического статуса (образованию и профессии родителей, доходу семей и т.д.) и насчитывает около 600 пар близнецов. Обследование близнецов и интервью с их родителями проводится каждые три месяца в течение первого года жизни, каждые полгода — на втором и третьем году жизни, ежегодно — до 9 лет. Начиная с 10 лет, каждый год оцениваются особенности темперамента ребенка, а показатели когнитивной сферы диагностируются дважды — в 12 и 15 лет. Поскольку выборка набирается постепенно (по мере рождения близнецов), в ней неодинаково представлены дети разных возрастов: не все дети успели "дорасти" до подросткового возраста. Изучение темперамента ребенка и роли генотипа в его формировании изначально не входило в планы Луизвильского исследования. Только с 70-х годов, то есть через 15 лет после начала исследования, в схему лонгитюда, наряду с характеристиками физического и когнитивного развития детей, включается и диагностика особенностей темперамента. Соответственно, величина выборки, на которой можно провести сравнение близнецов по темпераменту, в настоящее время меньше, чем всей обследованной выборки. Следует также отметить, что авторы Луизвильского исследования не предлагают собственных теоретических разработок, касающихся темперамента, а основываются на общепринятых представлениях о нем, опираясь преимущественно на взгляды М.К. Ротбарт (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981) и А.Томаса и С.Чесс (Thomas A., Chess S., 1977). Иначе говоря, в Луизвильском лонгитюдном исследовании свойства темперамента рассматриваются как стилевые особенности поведения, проявляющиеся с первых дней жизни ребенка и сохраняющиеся в течение длительного времени. Для оценки темперамента используются данные лабораторного наблюдения, экспертные оценки психологов, стандартные опросники, адресованные родителям, и интервью с матерями близнецов. Рассмотрим подробнее некоторые из полученных результатов. В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено первое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. За поведением детей, чей возраст не превышал недели, на протяжении примерно трех-четырех часов (между двумя кормлениями) велось наблюдение по стандартной схеме. В ходе этого наблюдения отмечались разнообразные параметры поведения — интенсивность и длительность двигательной активности ребенка, его реакция на разные стимулы, различные выражения неудовольствия и удовольствия и т.д. Полученные особенности поведения были сведены в 6 оценок, которые, по предположению автора, являются ранними проявлениями темперамента. К ним относятся раздражимость, способность успокаиваться, реакция на стимулы, реакция на подкрепление, активность в бодрствующем состоянии и активность во сне. Все эти показатели оказались прогностичными для особенностей темперамента детей более старших возрастов, например, уровень раздражимости предсказывает соотношение положительных и отрицательных эмоций, то есть эмоциональный тон, в 2 года. При сравнении внутрипарного сходства новорожденных МЗ и ДЗ близнецов по этим шести ранним проявлениям темперамента оказалось, что нет ни одного показателя, по которому МЗ близнецы оказались бы внутрипарно более похожими, чем ДЗ близнецы (Riese M.L., 1990). Более того, в ряде случаев сходство ДЗ близнецов в паре оказывается выше, чем сходство МЗ близнецов. Такое соотношение внутрипарных корреляций МЗ и ДЗ близнецов указывает на то, что в первые дни жизни индивидуальные различия в темпераменте отражают особенности систематических и случайных средовых влияний и никак не связаны с различиями в генотипе. Внутрипарные корреляции новорожденных близнецов по показателям темперамента (Riese M.L., 1990
В боле старшем возрасте влияние генотипа на индивидуальные развития в свойствах темперамента проявляется достаточно отчетливо, независимо от того, какими методами диагностируется темперамент. Одним из таких методов было интервью с матерями. Матерей просили описать, как проявляется та или иная особенность поведения у каждого из близнецов, и сказать, выражена ли эта особенность у близнецов одинаково или же у одного из них проявляется сильнее. Сравнение внутрипарного сходства по характеристикам, получаемым в интервью с матерями, демонстрирует, как правило, большую конкордантность (сходство) МЗ близнецов. Для примера приведем данные одной из работ (Matheny A.P. et al., 1981). Авторы этой работы выделили на основании интервью с матерями наиболее значимые особенности поведения детей. В период от 6 мес. до 6 лет эти особенности отчетливо объединялись в две группы. Одна из них была условна названа "темпераментность" и включала в себя 10 коррелирующих друг с другом особенностей поведения (активность, раздражительность, плаксивость и т.д.). Вторую авторы назвали "социабельность". Она объединяла 4 коррелирующие друг с другом особенности поведения (готовность к контактам, улыбки и т.д.). По оценкам матерей сходство МЗ близнецов оказалось значительно выше, чем сходство ДЗ близнецов. В таблице 10 указан процент показателей, по которым конкордантность МЗ близнецов превышала конкордантность ДЗ близнецов. Эти данные демонстрируют влияние генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента. Процент показателей, по которым получены значимые различия по конкордантности МЗ и ДЗ близнецов (Matheny A.P. et al„ 1981)
Аналогичный вывод (влияние генотипа на свойства темперамента) можно сделать и по данным лабораторного наблюдения, в процессе которого поведение детей записывалось на видеопленку и затем оценивалось разными экспертами. По суммарным показателям таких оценок темперамента МЗ близнецы оказались более похожими внутрипарно, чем ДЗ, в 9, 18 и 24 мес. Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по оценкам лабораторного наблюдения (цит. по Loehlin J.C., 1992) Другой метод, использованный в Луизвильском лонгитюде для оценки свойств темперамента, состоял в наблюдении за детьми в процессе тестирования. Психологи наблюдали за детьми при предъявлении им заданий теста Н.Бейли, направленного на диагностику психомоторного интеллекта, и оценивали по 25 шкалам особенности поведения ребенка во время интеллектуального тестирования. Эти шкалы при факторизации сгруппировались в 3 более общих показателя, названных "ориентация в задании" (широта и устойчивость внимания, направленность на цель и т.д.), "эмоциональность—экстраверсия" (эмоциональный тон, пугливость, стремление к общению и т.д.) и "активность" (двигательная активность, интенсивность движений и т.д.). По всем этим показателям (кроме эмоциональности—экстраверсии в 3 мес.) МЗ близнецы оказываются более похожими друг на друга, чем ДЗ, на протяжении первых двух лет жизни. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по особенностям темперамента, оценивавшимся психологами, проводившими интеллектуальное тестирование (Matheny A.P., 1980)
В более старших возрастах для диагностики темперамента применяются сравнительные оценки матерей и опросники, используемые А.Томасом и С.Чесс в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании и описанные ранее в этой главе. Результаты генетического анализа оказываются сопоставимы с теми, которые были получены при сравнении МЗ и ДЗ близнецов в исследовании А.М.Торгерсен, приводившимися ранее (таблица 2, рисунок 1), и свидетельствуют о влиянии генотипа на свойства темперамента. Генотип оказывает влияние и на изменение свойств темперамента, происходящее с возрастом. Сопоставляя величину изменений показателей темперамента от возраста к возрасту, исследователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, обнаружили, что МЗ близнецы оказываются более похожими внутрипарно, в сравнении с ДЗ близнецами, по направлению изменений и по величине скачков и спадов в развитии свойств темперамента. В таблице представлены данные, демонстрирующие, что изменения ориентации в задании, эмоциональности—экстраверсии и активности на протяжении 6—12—18 и 12—18—24 мес., а также изменения в общительности от трех к четырем годам оказываются больше похожи у МЗ близнецов. Внутрипарое сходство МЗ и ДЗ близнецов по возрастным изменениям (Matheny А.Р., 1983; WilsonR.S., 1986) Таким образом, данные Луизвильского лонгитюдного исследования показывают, что генотип влияет на формирование индивидуальных различий в свойствах темперамента с первого года жизни и что изменения и возрастная стабильность свойств темперамента в некоторой степени зависят от генотипических факторов.
7. Генетические исследования темперамента начались с середины 70-х годов. При исследовании трех компонентов активности (скорости, вариативности и склонности к продолжению деятельности) у детей 9—10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ, по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую деятельность (Шляхта Н.Ф., не опубликовано). Полученные результаты представлены в таблица 1. Таблица 1 Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по показателям активности (Шляхта Н.Ф., не опубликовано) В исследовании, проведенном на взрослой выборке (18— 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов (Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И., 1982). При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента (Егорова М.С., 1995). По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения. При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше (таблица 2). Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом и демонстрируют ту же картину, которую мы уже видели в генетических данных, полученных в других направлениях исследования темперамента, описанных в данной главе: по некоторым показателям, полученным в 6 лет, и по всем показателям в 7 лет сходство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов больше чем в два раза. Таблица 2 Внутрипарные корреляции показателей темперамента (Егорова М.С., 1995)* В более старшем возрасте, в 13—14 лет, как видно из таблицы 3, данные Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно с легкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний (Малых С. Б. с соавт., в печати) Таблица 3 Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по показателям активности и эмоциональности в предметной и социальной сфере (Малых С. Б. с соавт., в печати)
Анализируя эти данные, следует также обратить внимание на то, что показатели эргичности и эмоциональности, связанные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные с социальным взаимодействием. В самом начале этой главы говорилось о том, что по мере взросления человека свойства темперамента "маскируются": их проявления могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества, предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением, ожидания и требования окружающих влияют на поведение в большей степени, чем в ситуациях, связанных с предметной деятельностью. Именно в результате этого динамические характеристики активности и эмоциональности, касающиеся ситуаций общения, начинают отражать не столько свойства темперамента как таковые, сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента. В результате этого динамические характеристики общительности утрачивают к 13—14 годам связь с генотипом, которая была в более младшем возрасте — в 6—7 лет. Что касается эмоциональности, то ее подробное исследование на вврослой близнецовой выборке (18—25 лет) демонстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, почти по всем показателям (таблица 4), хотя данные, полученные разными методами, сильно расходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов (Семенов В.В., 1981). В целом, можно сказать, что есть некоторое влияние генотипа на особенности проявления базальных эмоций (радости, гнева или страха), хотя дать количественную оценку этому влиянию по имеющимся данным невозможно. Таблица 4 Внутрипарное сходство близнецов по показателям эмоциональности (Семенов В.В., 1981)
Подводя итог генетическим исследованиям, проведенным в русле концепции темперамента, предложенной В.Д.Небылицыным, можно сказать, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, и, прежде всего, показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовыми влияниями.
Исследование движений в психогенетике 1. Существующие (весьма немногочисленные) генетические исследования моторики человека фрагментарны и не объединены ни логикой исследования, ни какой-либо общей концептуальной основой. Это затрудняет анализ, тем не менее, можно выделить четыре типа исследований. Как известно, любой наблюдаемый на поведенческом уровне двигательный акт представляет собой конечное звено в функционировании сложной, многоуровневой, иерархически организованной системы, включающей в себя биохимические и физиологические процессы в нервно-мышечной ткани, энергетическое обеспечение мышечной деятельности, организацию, управление и оценку движения центральной нервной системой и психологические факторы, особенно отчетливо проявляющиеся в целенаправленных произвольных двигательных актах. В зависимости от того, какой уровень обеспечения движения изучается, конкретное исследование может быть отнесено к одному из четырех типов: первый связан с изучением сложных поведенческих навыков; второй — ста ндартизованных двигательных проб; третий — физиологических систем обеспечения мышечной деятельности; и, наконец, четвертый связан с изучением нейрофизиологического уровня. Исследование сложных поведенческих навыков. Больше всего проведено работ первого типа, в которых изучались такие сложные двигательные навыки, как письмо, вдевание нитки в иголку, хождение по бревну, бритье и т.д. (von Bracken H., 1969). Первые специальные исследования наследственной обусловленности моторных функций человека были посвящены двигательным актам начала ходьбы у близнецов в раннем детстве (Соболева Г.В.,1926; Беркович И.М., 1930; Босик Л.Я., 1934). Обнаружено, что, по данным различных исследователей, от 63,1% до 93,1% монозиготных близнецов начинают ходить одновременно, тогда как для дизиготных близнецов этот показатель значительно меньше— от 29,9% до 68,4%. По утверждению И.М.Берковича (1930), начало хождения зависит от генетических факторов, что подтверждают данные и других авторов. Л.Я.Босик (1934) показала на большом статистическом материале (63 пары МЗ, 59 пар однополых ДЗ, 42 пары разнополых ДЗ), что доли генетических и средовых факторов, влияющих на сроки начала сидения, почти равны (коэффициент корреляции у МЗ равен 0,97; у ДЗ — 0,73). Поразительное сходство движений и поведения близнецов (на примере одной пары МЗ) на различных ступенях раннего детства обнаружили А.Геззел и Х.Хальварсон (Gessel A., Halverson H., 1941). Сопоставление 612 поведенческих актов у партнеров близнецовой пары показало их почти полную идентичность в 512 случаях и незначительное расхождение — в остальных случаях. Интересно, что в ряде исследований было обнаружено влияние генотипа на индивидуальные особенности мимических движений и пантомимики (Splinder P., 1955; Gedda L., Neroni L., 1955 и др.). А.Летоваара (Lehtovaara A., 1938) был первым, кто занялся исследованием наследственной обусловленности мимики. Паре близнецов показывали различные картинки (смешные или страшные), и одновременно снимали на кинопленку. После анализа кинопленки (69 пар близнецов) было обнаружено, что конкордантность МЗ близнецов (40,8%), значительно выше, чем ДЗ (4,3%). Сходные данные получили Л.Гедда и Л.Нерони (Gedda L., Neroni L., 1955) при анализе мимики 56 пар близнецов (просмотр кинофильма). В 79% случаев у МЗ близнецов обнаружена полная конкордантность по мимике, тогда как у ДЗ — лишь в 32,5% случаев. Еще большее сходство (89,6%) мимики у МЗ близнецов обнаружил П.Сплиндер (Splinder P., 1955).
2. В генетических исследованиях используется достаточно широкий спектр моторных тестов, диагностирующих основные двигательные качества, причем здесь выделяются два относительно независимых подхода. Первый представлен работами специалистов в области физического воспитания, в которых, как правило, изучаются выносливость, ловкость и скоростно-силовые характеристики человека при выполнении спортивных движений. Второй, собственно психогенетический, подход связан с исследованием особенностей координации и скоростных характеристик микромоторики. Основные итоги исследований спортивных движений (Gedda L., I960; Ishidoy J., 1957; Wright L., 1961; Kovar R., 1974, Gedda L., 1967; Сергиенко А.П., 1975; Шварц В.Б., 1978) суммированы в таблицах 1—3. Таблица 1 Коэффициенты наследуемости (W) показателей мышечной силы Таблица 2 Коэффициенты наследуемости (h2) показателей скоростно-силовых тестов Таблица 3 Коэффициенты наследуемости (h2) показателей ловкости и гибкости Они свидетельствуют об определенном влиянии наследственных факторов на межиндивидуальную вариативность выполнения ряда моторных тестов и, следовательно, соответствующих им двигательных способностей. Формирование гибкости тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, относительной мышечной силы, скоростно-силовых характеристик бега, прыжков в длину и высоту, толкания ядра в значительной мере определяется наследственными факторами. Менее однозначны данные по абсолютной мышечной силе, хотя в целом в ее вариативности большую роль, вероятно, играют факторы среды. Индивидуальные особенности показателей ловкости, судя по работам Л.Уильямса и его коллеги (Williams L., Hearfield V., 1973) и Л.П.Сергиенко (1975), формируются в основном под влиянием среды. Основным экспериментальным приемом, используемым в исследованиях скоростных характеристик двигательных актов, является регистрация теппинга (темпа постукиваний) и времени реакции. Фундаментальное исследование (1000 испытуемых) оптимального темпа постукиваний руками и ногами, осуществленное в 30-е гг. И.Фришайзен-Кёлер (Frischiesen-Kohler I., 1933), выявило высокую внутрииндивидуальную стабильность этой характеристики. При изучении близнецов было зафиксировано большее внутрипарное сходство показателей МЗ (средняя внутрипарная разность равна 11,1%), по сравнению с ДЗ (17,5%). Семейное исследование оптимального темпа также выявило сходство между родителями (85 пар) и их детьми (318 человек). Результаты этих экспериментов привели И.Фришайзен-Кёлер к выводу о значительной наследственной обусловленности теппинга — оптимального темпа постукиваний. Данные ряда других, хотя и не всех, исследований также свидетельствуют в пользу определенного вклада наследственных факторов в изменчивость этой скоростной характеристики (таблица 4).
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |