Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генетика психических заболеваний 3 страница




 

5. Авторы психобиологического подхода к исследованию темперамента, М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологичес­ких характеристиках и в динамических (стилевых) особенно­стях поведения (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981; Rothbart М.К., 1989). К свойствам темперамента авторы этого направ­ления относят особенности реактивности и саморегуляции, которые исследуются ими у детей первых лет жизни по опросникам, заполняемым матерями, и по данным лаборатор­ного наблюдения.

Реактивность является результатом реакции активации и проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной системы и эндокринной системы. Ана­лизируя реактивность, авторы рассматривают, во-первых, ин­тенсивность стимулов (каким должен быть раздражитель, что­бы вызвать реакцию) и значение стимулов (какую реакцию они вызывают — положительную или отрицательную).

Саморегуляция представляет собой динамические осо­бенности поведения, которые модулируют (снижают или по­вышают) активацию и, следовательно, показатели реактив­ности. К числу таких особенностей относится, прежде всего, приближение—удаление, то есть желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, — избежать контакта с ним. В основе положительной реакции на новые стимулы, то есть в основе приближения, лежит, по мнению авторов, по­требность в увеличении активации, а в основе отрицательной реакции, проявляющейся в избегании новых стимулов, — по­требность в снижении активации. С приближением—удале­нием связана вторая характеристика саморегуляции — ориен­тация внимания, которая свидетельствует о том, куда направ­лено внимание ребенка при появлении нового стимула — на этот стимул или на окружающих, которые в случае чего мо­гут защитить от неизвестного предмета или человека. Третья характеристика саморегуляции — это самостимуляция: потреб­ность в повышении активации может проявляться у детей в та­ких действиях, как сосание пальца, сжимание и разжимание пальцев рук, и в других непроизвольных движениях. И, нако­нец, саморегуляция проявляется в том, чего хотят и ждут дети от окружающих — вовлечения в какую-нибудь активность или же, наоборот, создания спокойной, нестимулирующей их об­становки: одним детям нравится, когда их тормошат, подбра­сывают, другие этого категорически не переносят.

М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри относят непосредственно к свойствам темперамента и чисто поведенческие, и физиологические показатели. Такое отнесение разноуровневых показателей к одной конкретной черте вызывает сомнение у многих психологов. Связаны эти сомнения с тем, что никакие имеющиеся в настоящее время данные не позволяют сделать вывод о том, что какие-либо физиологические особенности являются специфичными толь­ко для одного конкретного свойства темперамента.

Свойства темперамента, рассматриваемые М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри на уровне поведения, в значительной степе­ни совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-йоркс­кого лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамен­та. М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри также выде­ляют в качестве основных свойств темперамента активность, эмоциональность и приближение—удаление, однако, соглас­но психобиологической модели, свойства темперамента не рядоположны: они образуют две группы факторов, одна из которых (реактивность) является непосредственным поведен­ческим выражением реакции активации, а другая (саморегу­ляция) — связана с адаптацией этой реакции активации к кон­кретным условиям существования.

Исследование роли генотипа и среды в формировании свойств темперамента, выделяемых в психобиологическом под­ходе, началось параллельно разработке основных теоретичес­ких положений этого подхода. В связи с этим первые генети­ческие работы были проведены на стадии поисковых иссле­дований, когда список свойств темперамента еще не был ог­раничен особенностями реактивности и саморегуляции. Ре­зультаты одного из таких исследований представлены в таб­лице.

 

Генотип-средовые соотношения в показателях темперамента рассматриваемых в рамках психобиологической модели (возраст выборки — 9 месяцев; Goldsmith H.H., Campos J.J., 1982)

Показатели темперамента r мз n=29 r дз n=29 h 2 c 2 е 2
Активность Положительные эмоции Страх Дистресс на ограничения (плач) Способность быстро успокаиваться Настойчивочть     (77) - (23)

В таблице представлены внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов и вычисленные на их основании компоненты фенотипической дисперсии – наследуемость (h 2), общая среда (c 2) и различающаяся среда (е 2). Напомним, что h 2 = 2 (r мз - r дз), c 2 = r мз - h 2 = 2 r дз - r мз, е 2 = 1 – (h 2 + c 2). В тех случаях, когда сходство ДЗ близнецов более чем в два раза, в качестве показателя наследуемости указывается показатель внутрипарного сходства МЗ близнецов. В этих случаях показатель наследуемости дается в скобках.

Существенные различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций. Можно предположить, таким об­разом, что эти три свойства темперамента испытывают влия­ние генотипа.

В более поздних генетических работах интерес исследо­вателей был сосредоточен на анализе роли генотипа и среды в формировании положительных и отрицательных реакций. В близнецовом лонгитюдном исследовании рассматривались различные проявления эмоций и реакции приближения—уда­ления у детей в возрасте от трех месяцев до двух лет в различ­ных ситуациях — при предъявлении новой игрушки, при по­явлении незнакомого человека, а в более старшем возрасте — анализировались положительные и отрицательные реакции ребенка в разных игровых ситуациях.

Обобщенные показатели положительных и отрицатель­ных эмоций, их внутрипарное сходство у МЗ и ДЗ близнецов и компоненты фенотипической дисперсии представлены в таб­лице.

Генотип-средовые соотношения в показателях, рассматриваемых в рамках психобиологической модели (Денверское близнецовое исследование темперамента, возраст 3—24 месяца; Goldsmith H.H; Campos J.. 1982)

Показатели темперамента r мз n=29 r дз n=29 h 2 c 2 е 2
Негативная реакция Недовольство, плач Избегание (удаление) Позитивная реакция Улыбка Смех Желание поиграть           (46) (17)   - (47) (44)   - -   - - -   (54) (83)   - (53) (56)

 

Негативные эмоциональные реакции (плач), силь­ные положительные эмоции (смех) и желание включиться в новую игру (положительный полюс реакций приближения-удаления) оказались внутрипарно больше похожими у МЗ близнецов, а показатели наследуемости, вычисленные на ос­новании этих близнецовых данных, превышают 40%.

В более старшем возрасте, в 4 года и в 7 лет, исследова­лись только негативные реакции, и было показано, что отри­цательные эмоции (раздражительность, страх) сохраняют связь с генотипом примерно на том же уровне (Goldsmith H.H., Gottesman I.J., 1981).

Таким образом, есть основания полагать, что показате­ли и реактивности (активность, эмоциональность), и саморе­гуляции (приближение—удаление), рассматриваемые в психобиологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом.

 

6. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов, начатого в конце 50-х годов Ф.Фолкнером и продолжающегося и в настоящее время, является выяснение роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка.

Исследователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, получают из родильных домов информацию о рождении близнецов и обращаются к родителям близнецов с предложением участвовать в исследовании. Сформированная к настоящему времени выборка является репрезентативной населению того района, в котором проводится исследование, по различным параметрам социально-экономического статуса (образованию и профессии родителей, доходу семей и т.д.) и насчитывает около 600 пар близнецов.

Обследование близнецов и интервью с их родителями проводится каждые три месяца в течение первого года жизни, каждые полгода — на втором и третьем году жизни, ежегод­но — до 9 лет. Начиная с 10 лет, каждый год оцениваются особенности темперамента ребенка, а показатели когнитив­ной сферы диагностируются дважды — в 12 и 15 лет. Посколь­ку выборка набирается постепенно (по мере рождения близ­нецов), в ней неодинаково представлены дети разных возрас­тов: не все дети успели "дорасти" до подросткового возраста.

Изучение темперамента ребенка и роли генотипа в его формировании изначально не входило в планы Луизвильского исследования. Только с 70-х годов, то есть через 15 лет пос­ле начала исследования, в схему лонгитюда, наряду с харак­теристиками физического и когнитивного развития детей, включается и диагностика особенностей темперамента. Соот­ветственно, величина выборки, на которой можно провести сравнение близнецов по темпераменту, в настоящее время мень­ше, чем всей обследованной выборки.

Следует также отметить, что авторы Луизвильского ис­следования не предлагают собственных теоретических разра­боток, касающихся темперамента, а основываются на обще­принятых представлениях о нем, опираясь преимущественно на взгляды М.К. Ротбарт (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981) и А.Томаса и С.Чесс (Thomas A., Chess S., 1977). Иначе говоря, в Луизвильском лонгитюдном исследовании свойства темпе­рамента рассматриваются как стилевые особенности поведе­ния, проявляющиеся с первых дней жизни ребенка и сохраня­ющиеся в течение длительного времени. Для оценки темпера­мента используются данные лабораторного наблюдения, экс­пертные оценки психологов, стандартные опросники, адресо­ванные родителям, и интервью с матерями близнецов. Рас­смотрим подробнее некоторые из полученных результатов.

В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено пер­вое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. За поведением детей, чей возраст не превышал не­дели, на протяжении примерно трех-четырех часов (между двумя кормлениями) велось наблюдение по стандартной схе­ме. В ходе этого наблюдения отмечались разнообразные па­раметры поведения — интенсивность и длительность двигательной активности ребенка, его реакция на разные стимулы, различные выражения неудовольствия и удовольствия и т.д. Полученные особенности поведения были сведены в 6 оце­нок, которые, по предположению автора, являются ранними проявлениями темперамента. К ним относятся раздражимость, способность успокаиваться, реакция на стимулы, реакция на подкрепление, активность в бодрствующем состоянии и ак­тивность во сне. Все эти показатели оказались прогностичными для особенностей темперамента детей более старших воз­растов, например, уровень раздражимости предсказывает со­отношение положительных и отрицательных эмоций, то есть эмоциональный тон, в 2 года.

При сравнении внутрипарного сходства новорожден­ных МЗ и ДЗ близнецов по этим шести ранним проявлениям темперамента оказалось, что нет ни одного показателя, по которому МЗ близнецы оказались бы внутрипарно более по­хожими, чем ДЗ близнецы (Riese M.L., 1990). Более того, в ряде случаев сходство ДЗ близнецов в паре оказывается выше, чем сходство МЗ близнецов. Такое соотношение внутрипарных корреляций МЗ и ДЗ близнецов указывает на то, что в первые дни жизни индивидуальные различия в темпераменте отражают особенности систематических и случайных средовых влияний и никак не связаны с различиями в генотипе.


Внутрипарные корреляции новорожденных близнецов по показателям темперамента (Riese M.L., 1990

показатели МЗ n=45-47 ДЗ n=38-39
Раздражимость Способность успокаиваться Реакции на стимулы Реакция на подкрепление Активность в бодрствующем состоянии Активность во сне    

В боле старшем возрасте влияние генотипа на индивидуальные развития в свойствах темперамента проявляется достаточно отчетливо, независимо от того, какими методами диагностируется темперамент.

Одним из таких методов было интервью с матерями. Ма­терей просили описать, как проявляется та или иная особен­ность поведения у каждого из близнецов, и сказать, выраже­на ли эта особенность у близнецов одинаково или же у одно­го из них проявляется сильнее. Сравнение внутрипарного сход­ства по характеристикам, получаемым в интервью с матеря­ми, демонстрирует, как правило, большую конкордантность (сходство) МЗ близнецов. Для примера приведем данные од­ной из работ (Matheny A.P. et al., 1981). Авторы этой работы выделили на основании интервью с матерями наиболее зна­чимые особенности поведения детей. В период от 6 мес. до 6 лет эти особенности отчетливо объединялись в две группы. Одна из них была условна названа "темпераментность" и вклю­чала в себя 10 коррелирующих друг с другом особенностей поведения (активность, раздражительность, плаксивость и т.д.). Вторую авторы назвали "социабельность". Она объединяла 4 коррелирующие друг с другом особенности поведения (го­товность к контактам, улыбки и т.д.).

По оценкам матерей сходство МЗ близнецов оказалось значительно выше, чем сходство ДЗ близнецов. В таблице 10 указан процент показателей, по которым конкордантность МЗ близнецов превышала конкордантность ДЗ близнецов. Эти данные демонстрируют влияние генотипа на индивиду­альные различия в свойствах темперамента.

Процент показателей, по которым получены значимые разли­чия по конкордантности МЗ и ДЗ близнецов (Matheny A.P. et al„ 1981)

 

Аналогичный вывод (влияние генотипа на свойства тем­перамента) можно сделать и по данным лабораторного наблюдения, в процессе которого поведение детей записыва­лось на видеопленку и затем оценивалось разными эксперта­ми. По суммарным показателям таких оценок темперамента МЗ близнецы оказались более похожими внутрипарно, чем ДЗ, в 9, 18 и 24 мес.


Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по оценкам лабора­торного наблюдения (цит. по Loehlin J.C., 1992)

Другой метод, использованный в Луизвильском лонгитюде для оценки свойств темперамента, состоял в наблюдении за детьми в процессе тестирования. Психологи наблюдали за деть­ми при предъявлении им заданий теста Н.Бейли, направленно­го на диагностику психомоторного интеллекта, и оценивали по 25 шкалам особенности поведения ребенка во время интеллек­туального тестирования. Эти шкалы при факторизации сгруп­пировались в 3 более общих показателя, названных "ориента­ция в задании" (широта и устойчивость внимания, направлен­ность на цель и т.д.), "эмоциональность—экстраверсия" (эмо­циональный тон, пугливость, стремление к общению и т.д.) и "активность" (двигательная активность, интенсивность движе­ний и т.д.). По всем этим показателям (кроме эмоциональнос­ти—экстраверсии в 3 мес.) МЗ близнецы оказываются более по­хожими друг на друга, чем ДЗ, на протяжении первых двух лет жизни.

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по особенностям темперамента, оценивавшимся психологами, проводившими ин­теллектуальное тестирование (Matheny A.P., 1980)

 

В более старших возрастах для диагностики темпера­мента применяются сравнительные оценки матерей и опросники, используемые А.Томасом и С.Чесс в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании и описанные ранее в этой главе. Результаты генетического анализа оказываются сопоставимы с теми, которые были получены при сравнении МЗ и ДЗ близ­нецов в исследовании А.М.Торгерсен, приводившимися ранее

(таблица 2, рисунок 1), и свидетельствуют о влиянии гено­типа на свойства темперамента.

Генотип оказывает влияние и на изменение свойств темпе­рамента, происходящее с возрастом. Сопоставляя величину из­менений показателей темперамента от возраста к возрасту, ис­следователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, обнаружи­ли, что МЗ близнецы оказываются более похожими внутрипарно, в сравнении с ДЗ близнецами, по направлению изменений и по величине скачков и спадов в развитии свойств темперамента. В таблице представлены данные, демонстрирующие, что изменения ориентации в задании, эмоциональности—экстра­версии и активности на протяжении 6—12—18 и 12—18—24 мес., а также изменения в общительности от трех к четырем го­дам оказываются больше похожи у МЗ близнецов.


Внутрипарое сходство МЗ и ДЗ близнецов по возрастным из­менениям (Matheny А.Р., 1983; WilsonR.S., 1986)

Таким образом, данные Луизвильского лонгитюдного исследования показывают, что генотип влияет на формирова­ние индивидуальных различий в свойствах темперамента с первого года жизни и что изменения и возрастная стабиль­ность свойств темперамента в некоторой степени зависят от генотипических факторов.

 

7. Генетические исследования темперамента начались с се­редины 70-х годов. При исследовании трех компонентов ак­тивности (скорости, вариативности и склонности к продол­жению деятельности) у детей 9—10 лет внутрипарное сход­ство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ, по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в пси­хомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие меж­ду МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую дея­тельность (Шляхта Н.Ф., не опубликовано). Полученные ре­зультаты представлены в таблица 1.

Таблица 1

Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по показателям ак­тивности (Шляхта Н.Ф., не опубликовано)

В исследовании, проведенном на взрослой выборке (18— 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуаль­ной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов (Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И., 1982).

При анализе изменений в свойствах темперамента у де­тей при переходе от дошкольного к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента (Егорова М.С., 1995). По оценкам матерей, вос­питателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близ­нецы в большинстве случаев (за исключением одного показа­теля — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетель­ствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения. При этом от 6 к 7 го­дам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэф­фициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше (таблица 2). Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом и демонстриру­ют ту же картину, которую мы уже видели в генетических дан­ных, полученных в других направлениях исследования темпе­рамента, описанных в данной главе: по некоторым показате­лям, полученным в 6 лет, и по всем показателям в 7 лет сход­ство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов боль­ше чем в два раза.

Таблица 2

Внутрипарные корреляции показателей темперамента (Егорова М.С., 1995)*

В более старшем возрасте, в 13—14 лет, как видно из таблицы 3, данные Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, свя­занные в этом опроснике исключительно с легкостью возник­новения отрицательных эмоциональных состояний (Малых С. Б. с соавт., в печати)

Таблица 3

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по показателям ак­тивности и эмоциональности в предметной и социальной сфере (Малых С. Б. с соавт., в печати)

Анализируя эти данные, следует также обратить внима­ние на то, что показатели эргичности и эмоциональности, свя­занные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональ­ности, связанные с социальным взаимодействием. В самом начале этой главы говорилось о том, что по мере взросления человека свойства темперамента "маскируются": их проявле­ния могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества, предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением, ожидания и требования окружаю­щих влияют на поведение в большей степени, чем в ситуаци­ях, связанных с предметной деятельностью. Именно в резуль­тате этого динамические характеристики активности и эмо­циональности, касающиеся ситуаций общения, начинают от­ражать не столько свойства темперамента как таковые, сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента. В результате этого динамические характерис­тики общительности утрачивают к 13—14 годам связь с гено­типом, которая была в более младшем возрасте — в 6—7 лет.

Что касается эмоциональности, то ее подробное иссле­дование на вврослой близнецовой выборке (18—25 лет) де­монстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, почти по всем показателям (таблица 4), хотя данные, полученные разными методами, сильно расходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов (Семенов В.В., 1981). В целом, можно сказать, что есть некоторое влияние генотипа на особенности проявления базальных эмоций (ра­дости, гнева или страха), хотя дать количественную оценку этому влиянию по имеющимся данным невозможно.

Таблица 4

Внутрипарное сходство близнецов по показателям эмоциональ­ности (Семенов В.В., 1981)

 

Подводя итог генетическим исследованиям, проведен­ным в русле концепции темперамента, предложенной В.Д.Небылицыным, можно сказать, что генотип влияет на индиви­дуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, и, прежде всего, по­казатели активности, которые проявляются в ситуации обще­ния, к подростковому возрасту оказываются связаны исклю­чительно со средовыми влияниями.

 

 

Исследование движений в психогенетике

1. Существующие (весьма немногочисленные) генетичес­кие исследования моторики человека фрагментарны и не объединены ни логикой исследования, ни какой-либо общей концептуальной основой. Это затрудняет анализ, тем не менее, можно выделить четыре типа исследований. Как извес­тно, любой наблюдаемый на поведенческом уровне двига­тельный акт представляет собой конечное звено в функцио­нировании сложной, многоуровневой, иерархически органи­зованной системы, включающей в себя биохимические и физиологические процессы в нервно-мышечной ткани, энер­гетическое обеспечение мышечной деятельности, организа­цию, управление и оценку движения центральной нервной системой и психологические факторы, особенно отчетливо проявляющиеся в целенаправленных произвольных двига­тельных актах. В зависимости от того, какой уровень обес­печения движения изучается, конкретное исследование мо­жет быть отнесено к одному из четырех типов: первый свя­зан с изучением сложных поведенческих навыков; второй — ста ндартизованных двигательных проб; третий — физиоло­гических систем обеспечения мышечной деятельности; и, наконец, четвертый связан с изучением нейрофизиологического уровня.

Исследование сложных поведенческих навыков. Больше всего проведено работ первого типа, в кото­рых изучались такие сложные двигательные навыки, как письмо, вдевание нитки в иголку, хождение по бревну, бри­тье и т.д. (von Bracken H., 1969).

Первые специальные исследования наследственной обусловленности моторных функций человека были посвяще­ны двигательным актам начала ходьбы у близнецов в раннем детстве (Соболева Г.В.,1926; Беркович И.М., 1930; Босик Л.Я., 1934). Обнаружено, что, по данным различных исследовате­лей, от 63,1% до 93,1% монозиготных близнецов начинают ходить одновременно, тогда как для дизиготных близнецов этот показатель значительно меньше— от 29,9% до 68,4%. По утверждению И.М.Берковича (1930), начало хождения зависит от генетических факторов, что подтверждают дан­ные и других авторов.

Л.Я.Босик (1934) показала на большом статистическом материале (63 пары МЗ, 59 пар однополых ДЗ, 42 пары разно­полых ДЗ), что доли генетических и средовых факторов, вли­яющих на сроки начала сидения, почти равны (коэффициент корреляции у МЗ равен 0,97; у ДЗ — 0,73). Поразительное сходство движений и поведения близнецов (на примере одной пары МЗ) на различных ступенях раннего детства обнаружи­ли А.Геззел и Х.Хальварсон (Gessel A., Halverson H., 1941). Сопоставление 612 поведенческих актов у партнеров близне­цовой пары показало их почти полную идентичность в 512 слу­чаях и незначительное расхождение — в остальных случаях.

Интересно, что в ряде исследований было обнаружено влияние генотипа на индивидуальные особенности мимичес­ких движений и пантомимики (Splinder P., 1955; Gedda L., Neroni L., 1955 и др.).

А.Летоваара (Lehtovaara A., 1938) был первым, кто за­нялся исследованием наследственной обусловленности мими­ки. Паре близнецов показывали различные картинки (смеш­ные или страшные), и одновременно снимали на кинопленку. После анализа кинопленки (69 пар близнецов) было обнаруже­но, что конкордантность МЗ близнецов (40,8%), значительно выше, чем ДЗ (4,3%). Сходные данные получили Л.Гедда и Л.Нерони (Gedda L., Neroni L., 1955) при анализе мимики 56 пар близнецов (просмотр кинофильма). В 79% случаев у МЗ близнецов обнаружена полная конкордантность по мимике, тогда как у ДЗ — лишь в 32,5% случаев. Еще большее сход­ство (89,6%) мимики у МЗ близнецов обнаружил П.Сплиндер (Splinder P., 1955).

 

2. В генетических исследованиях используется достаточ­но широкий спектр моторных тестов, диагностирующих ос­новные двигательные качества, причем здесь выделяются два относительно независимых подхода. Первый представ­лен работами специалистов в области физического воспита­ния, в которых, как правило, изучаются выносливость, лов­кость и скоростно-силовые характеристики человека при выполнении спортивных движений. Второй, собственно психогенетический, подход связан с исследованием особен­ностей координации и скоростных характеристик микромоторики.

Основные итоги исследований спортивных движений (Gedda L., I960; Ishidoy J., 1957; Wright L., 1961; Kovar R., 1974, Gedda L., 1967; Сергиенко А.П., 1975; Шварц В.Б., 1978) суммированы в таблицах 1—3.

Таблица 1

Коэффициенты наследуемости (W) показателей мышечной силы


Таблица 2

Коэффициенты наследуемости (h2) показателей скоростно-силовых тестов

Таблица 3

Коэффициенты наследуемости (h2) показателей ловкости и гибкости

Они свидетельствуют об определенном влиянии наследственных факторов на межинди­видуальную вариативность выполнения ряда моторных тестов и, следовательно, соответствующих им двигательных способ­ностей. Формирование гибкости тазобедренных суставов, по­звоночного столба и плечевых суставов, относительной мы­шечной силы, скоростно-силовых характеристик бега, прыж­ков в длину и высоту, толкания ядра в значительной мере оп­ределяется наследственными факторами. Менее однозначны данные по абсолютной мышечной силе, хотя в целом в ее ва­риативности большую роль, вероятно, играют факторы среды. Индивидуальные особенности показателей ловкости, судя по работам Л.Уильямса и его коллеги (Williams L., Hearfield V., 1973) и Л.П.Сергиенко (1975), формируются в основном под влиянием среды.

Основным экспериментальным приемом, используемым в исследованиях скоростных характеристик двигательных актов, является регистрация теппинга (темпа постукиваний) и времени реакции. Фундаментальное исследование (1000 испытуе­мых) оптимального темпа постукиваний руками и ногами, осу­ществленное в 30-е гг. И.Фришайзен-Кёлер (Frischiesen-Kohler I., 1933), выявило высокую внутрииндивидуальную стабиль­ность этой характеристики. При изучении близнецов было за­фиксировано большее внутрипарное сходство показателей МЗ (средняя внутрипарная разность равна 11,1%), по сравнению с ДЗ (17,5%). Семейное исследование оптимального темпа так­же выявило сходство между родителями (85 пар) и их детьми (318 человек). Результаты этих экспериментов привели И.Фри­шайзен-Кёлер к выводу о значительной наследственной обус­ловленности теппинга — оптимального темпа постукиваний. Данные ряда других, хотя и не всех, исследований также сви­детельствуют в пользу определенного вклада наследственных факторов в изменчивость этой скоростной характеристики (таблица 4).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.