КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетика психических заболеваний 1 страница
Фенилкетонурия Впервые описана в 1934 г. норвежским врачом и биохимиком Феллингом. Частота заболевания в разных популяциях различна: от 1: 5000 – 1: 6000 в Ирландии до 1: 200 000 в Японии. В среднем в Европе частота дефекта составляет 1: 10 000 новорожденных. ФКУ обнаруживается в среднем у 1% больных олигофренией, причем, чем тяжелее контингент обследуемых, тем чаще выявляется заболевание. Несмотря на то, что встречаемость ФКУ сравнительно низка, примерно 1 человек из 50 является носителем аллеля ФКУ. В первые 2-3 мес жизни у больного ребенка обычно нельзя обнаружить каких-либо отклонений в развитии. Лишь у некоторой части детей в это время отмечается повышенное беспокойство (беспричинный крик, нарушение сна) или, наоборот, вялость, сонливость. К 4-6 мес выявляется отставание в психомоторном развитии, которое во втором полугодии становится особенно заметным. У многих детей с середины первого года жизни появляются экзематозные изменения кожи и судорожные явления. Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость, нарушение поведения, дефект пигментации, у части больных – судорожный синдром и изменения кожи. Психический статус характеризуется разнообразными растройствами поведения, чаще возбуждением с двигательными стереотипиями, аутизмом, редко психотическими расстройствами. Биохимическая диагностика ФКУ основывается на положительной качественной реакции мочи на фенилпировиноградную кислоту и обнаружении повышенной концентрации фениланина в плазме крови. Фенилпировиноградная кислота появляется у больных в начале 2-3-й недели жизни, в отдельных случаях несколько позже, поэтому диагностика ФКУ в период новорожденности требует обязательного определения фениланина в крови. Пациенты, страдающие ФКУ, обычно имеют здоровых родителей.; чаще ФКУ встречается в семьях, в которых родители являются кровными родственниками. ФКУ передается по рецессивному типу наследования, т.е. генотип больного содержит два аллеля ФКУ, полученные от обоих родителей. ФКУ – самый яркий пример наследственного заболевания с хорошим эффектом своевременной профилактической терапии. В лечении ФКУ оправдана диета с резким ограничением фениланина. Перевод больного на диету с первых 2-3 мес жизни и ее соблюдение в течение 10-12 лет предотвращают умственный дефект и другие проявления болезни.
В психиатрии изучение наследственности началось значительно раньше, чем в других областях медицины. Первая попытка классификации душевных болезней по этиологическому принципу была сделана Морелем в середине прошлого столетия. Собственно генетические исследования шизофрении были начаты в 20-х годах настоящего столетия. Большинством ученых был выявлен ряд веских доказательств в пользу наследственной природы шизофрении. Частота шизофрении является крайне постоянной и удивительно сходной во многих странах мира, несмотря на их социальные различия. Из исследований вытекало, что среди самых близких родственников пробанда (родители, братья, сестры, дети) наиболее высоким является риск заболеваемости для детей больных шизофренией (16- 40 %, в зависимости от того, один или оба родителя больны шизофренией), он несколько меньше для братьев- сестер (11- 14 %) и еще ниже для родителей (8- 12 %). Маниакально- депрессивный психоз, по мнению Крепелина, включает в себя, с одной стороны, целую область так называемых периодических и циркулярных психозов, а с другой - простые депрессии, различные состояния с манией, а также большое число случаев с аменцией. Маниакально-депрессивный психоз с момента его выделения как самостоятельной нозологической единицы не был отчетливо ограничен от неврозов и психопатий. По данным Slater, Stenstedt, Asano, и др., (1967) очевидна клиническая и генетическая гетерогенность маниакально-депрессивного психоза. Инволюционная меланхолия не менее гетерогенна, чем маниакально-депрессивный психоз. В семьях пробандов с «достоверной» инволюционной меланхолией наблюдается несомненное накопление психозов иной нозологии, прежде всего шизофрении (Kallmann, 1950; Kishima, 1961) и маниакально-депрессивного психоза (Majer, 1941; Stenstedt, 1961). Риск заболеваемости маниакально-депрессивным психозом и другими аффективными психозами среди родителей и сибсов пробандов с инволюционной меланхолией, по мнению Majer и др., явно повышен в сравнении с общей популяцией (около 6%). Существовало мнение о полигенной наследственной основе старческого слабоумия, являющегося вариантом нормальных возрастных процессов, при которых поражается центральная нервная система. Однако обширные исследования позволили авторам отказаться от гипотезы полигенности по ряду причин: 1) отсутствие биологической связи между сенильной деменцией и нормальным старением; 2) смертность и плодовитость среди заболевших сенильной деменцией такая же, как в общей популяции; 3) отсутствие увеличения частоты пресенильных психозов среди этой группы семей; 4) отсутствие указаний на роль факторов внешней среды в возникновении сенильной деменции. По мнению авторов, это заболевание не имеет отношения ни к альцгеймеровской болезни, ни к атеросклеротической деменции, ни к шизофрении, ни к «нормальному сениуму». При этом риск заболеваемости сенильной деменцией для родственников пробанда увеличивается с возрастом. Генетика болезни Альцгеймера мало изучена. При семейных исследованиях в ряде случае наблюдается большое накопление секундарных психозов в нескольких (2-5) поколениях подряд причем все случаи психозов в семьях сходны между собой. Цифры риска заболеваемости болезнью Альцгеймера в общей популяции довольно низки, а частота, с которой встречается это заболевание среди близких родственников, довольно велика. Риск заболеваемости для родителей колеблется от 1,4 до 10 % и для сибсов – от 3,3 до 3,8 %. Мужчины и женщины заболевают болезнью Пика одинаково часто. Schenk (1959) говорит о доминантном типе наследования болезнью Пика. Ряд авторов дают суммарные цифры риска заболеваемости по болезни Альцгеймера, Пика и старческому слабоумию, без дифференциации по отдельным формам. Эти цифры очень высоки: 10,6 % - для родителей и 9,5 % - для сибсов. Эпилепсия – распространенное генетическое заболевание, встречающееся во всех странах. В настоящее время общепринятая клиническая классификация эпилепсии делит ее на фокальную и центроэнцефалическую, что соответствует кортикальной и субкортикальной терминологии.
Исследования когнитивных функций в психогенетике 1. Начало психометрическому подходу, использующему факторный анализ для исследования структуры свойств интеллекта, было положено учеником Ф.Гальтона английским психологом и статистиком Чарльзом Спирменом. Ч.Спирмен обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты, оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того чтобы понять причину этих корреляций, Ч.Спирмен разработал в 1904 г. специальную статистическую процедуру (факторный анализ), позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для объяснения связей между разными тестами. Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Ч.Спирмен пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, лежащего в их основе. Этот фактор он назвал "фактор g" (от слова general — общий). Общий фактор имеет решающее значение для уровня интеллекта: согласно представлениям Ч.Спирмена, люди различаются по своим способностям, главным образом, потому, что они в разной степени обладают фактором g. Кроме общего фактора, есть еще и специфические, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение пространственных тестов зависит от фактора g и пространственных способностей, математических тестов — от фактора g и математических способностей. Чем больше влияние фактора g, тем выше корреляции между тестами; чем больше влияние специфических факторов, тем меньше оказывается связь между тестами. Влияние специфических факторов на индивидуальные различия между людьми, как считал Ч.Спирмен, имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентироваться при создании интеллектуальных тестов. Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч.Спирменом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов — общим и специфическим. Эти два вида факторов и дали название теории Ч.Спирмена — двухфакторная теория интеллекта. В середине 20-х годов, Ч.Спирмен признал существование связей между некоторыми интеллектуальными тестами. Эти связи невозможно было объяснить ни фактором g, ни специфическими способностями, и поэтому Ч.Спирмен ввел для объяснения этих связей так называемые групповые факторы — более общие, чем специфические, и менее общие, чем фактор g. Однако при этом основной постулат теории Ч.Спирмена остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями, то есть фактором g. Наиболее адекватными для диагностики таких общих психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, является тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора g. Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч.Спирмена использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов, некоторые из которых применяются в психологии по сей день. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона "Первичные умственные способности", в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. Л.Терстон выделил 12 независимых факторов. Тесты, которые входили в каждый фактор, в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Л.Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов — понимание значения слов, беглость речи, операции с числами, восприятие пространственных соотношений, память, скорость восприятия, логическое мышление. Таким образом, структура интеллекта, по Л.Терстону, представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик. В работах последователей Л.Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которые необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы), было увеличено. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж.Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж.Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов — операций, содержания и результатов. Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи. От него может потребоваться понимание той информации, которая ему предъявляется, ее запоминание, поиск правильного ответа и т.д. Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (то есть представленный в словесной форме) и поведенческий (то есть обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих). Результаты, то есть то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал. Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности — операций, содержания и результатов — образует 150 характеристик интеллекта. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж.Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий. К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры. Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел (Cattell R., 1957, 1971). Р.Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л.Терстона или независимые факторы Дж.Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком — "кристаллизованы " в процессе обучения. Второй широкий фактор — флюидный интеллект — меньше связан с обучением и больше—со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями. Вначале предполагалось, что флюидный интеллект в большей степени связан с природными задатками интеллекта и относительно свободен от влияния образования и воспитания (тесты его диагностики так и назывались — тесты, свободные от культуры). Со временем стало ясно, что оба вторичных фактора, хотя и в разной степени, но все же связаны с образованием и в одинаковой степени испытывают влияние наследственности (Horn J., 1988). В настоящее время уже не используется интерпретация флюидного и кристаллизованного интеллекта как характеристик, имеющих разную природу (одна — более "социальная", а другая — более "биологическая"). Впоследствии, при продолжении исследований, Р.Кэттелом и его коллегами было обнаружено, что число вторичных широких факторов не сводится к двум. Кроме флюидного и кристаллизованного интеллекта, есть основания для выделения еще 6 вторичных факторов. Они объединяют меньшее количество первичных умственных способностей, чем флюидный и кристаллизованный интеллект, но тем не менее являются более общими, чем первичные умственные способности. К числу этих факторов относятся способность обработки зрительной информации, способность обработки акустической информации, кратковременная память, долговременная память, математические способности и скорость выполнения интеллектуальных тестов. Таким образом, структура интеллекта, предложенная Р.Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень — первичные умственные способности, второй уровень — широкие факторы (в частности, флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень — общий интеллект. Итоги исследованиям интеллекта, проведенным в рамках психометрического направления: 1) в работах этого направления было высказано предположение о существовании общего интеллектуального фактора (фактора g); 2) было показано, что многогранность интеллектуальной сферы человека требует рассмотрения более частных характеристик (первичных способностей); 3) были созданы иерархические модели интеллекта, которые продемонстрировали существование и общего интеллектуального фактора, и относительно независимых первичных способностей, и, кроме того, — таких интеллектуальных характеристик, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей (вторичные факторы). В исследованиях, проводящихся в психогенетике и ориентирующихся на психометрический подход, общепринятым было и продолжает оставаться представление о существовании общего фактора интеллекта. При изучении генотип-средовых детерминант когнитивных способностей в современных работах выясняется, чем обусловлена связь когнитивных способностей с генотипом — их связью с общим интеллектом или их собственной спецификой.
2. Когнитивные характеристики, имеющие менее общий характер, чем показатели интеллекта, проанализированы в генетических работах не столь подробно, как интеллект, и результаты этих исследований не позволяют однозначно оценить роль генотипа и среды в вариативности отдельных когнитивных способностей, хотя несомненно, что генотип в той или иной мере вносит свой вклад в формирование их индивидуальных различий. По результатам ранних работ, обобщение которых было проведено в конце 70-х годов, создавалось впечатление, что генотип определяет несколько меньший процент дисперсии когнитивных способностей, по сравнению с общим интеллектом. Так, Р.Николс, усреднив данные 211 исследований когнитивных способностей, проведенных близнецовым методом, показал, что наследуемость определяет от 22% до 48% их дисперсии, а средний показатель наследуемости, высчитанный Р.Николсом для всех когнитивных способностей, оказался равен 41% (Nichols R.N., 1978). Данные, полученные в этой работе, представлены в таблице 1. Таблица 1 Внутрипарные корреляции МЗ иДЗ близнецов и показатели наследуемости, полученные для отдельных когнитивных способностей (Nichols R.N., 1978) На основании этих результатов в психогенетике долгое время бытовало мнение, что все когнитивные способности испытывают примерно одинаковое влияние генотипа, которое несколько меньше, чем влияние генотипа на общий интеллект. В более поздних исследованиях представление о сходстве в степени генотип-средовой обусловленности разных когнитивных способностей не получило подтверждения. Во-первых, было показано, что не только разные способности, но и разные проявления одной и той же способности могут быть не одинаково связаны с генотипом. В качестве примера можно привести данные Гавайского семейного исследования, которое было проведено на 6 тысячах испытуемых и в котором родители и дети сравнивались по ряду показателей вербальных и пространственных тестов, а также по скорости восприятия и по особенностям памяти. В Гавайском исследовании наименьшая генетическая обусловленность была обнаружена для показателей одного из тестов пространственных способностей, а наибольшая — для оценок другого теста пространственных способностей (цит. по Plomin R. et al., 1997). Во-вторых, показатели наследуемости когнитивных способностей имеют тенденцию сильно меняться с возрастом, что связано с перестройкой когнитивной сферы, происходящей в процессе развития. Примером такого изменения показателей наследуемости являются данные Колорадского исследования приемных детей. В этом исследовании при сравнении родных и усыновленных сибсов было показано, что показатели наследуемости вербальных способностей увеличиваются от трех к девяти годам с 49% до 74% (Cardon Lon R., 1994). Таким образом, исследуя отдельные когнитивные способности, необходимо учитывать не только специфику диагностических процедур, но и возраст, в котором происходит обследование. В-третьих, величина показателей наследуемости, получаемая для разных когнитивных способностей, может быть результатом особенностей построения эксперимента. Так, в одном из исследований когнитивных способностей, проведенном на 6—13-летних детях, выяснилось, что генотип обусловливает скоростные характеристики в большей степени, чем успешность деятельности, то есть скорость решения тестовых заданий связана с генотипом в большей степени, а результативность выполнения тестов — в меньшей (Petrill S.A. et al., 1995). В другой работе, где выполнение детьми аналогичных заданий производилось без временного ограничения, было показано, что и скоростные, и результативные показатели связаны с генотипом, причем последние (показатели результативности) демонстрируют большие различия в показателях наследуемости, то есть являются менее однородными по степени связи с генотипом, чем скорость выполнения тестовых заданий (Зырянова Н.М., 1992). В-четвертых, специфика когнитивных способностей (то есть их обусловленность разными генотипическими влияниями) проявляется в величине коэффициентов генетических корреляций. Напомним, в чем состоит смысл генетических корреляций. Если генетические корреляции, полученные при сравнении разных когнитивных характеристик, оказываются высокими и близкими по значению, это свидетельствует о сходстве генотипических влияний, регулирующих эти характеристики. Если корреляции низкие, можно сделать вывод о том, что разные когнитивные способности испытывают воздействие разных генотипических факторов. Величины генетических корреляций меняются с возрастом. В Колорадском исследовании приемных детей были подсчитаны генетические корреляции между показателями памяти, скорости восприятия, вербальных способностей и пространственных способностей (Cardon Lon R., 1994). В 3, 4 и 7 лет генетические связи между различными когнитивными способностями варьировали в очень широких пределах (от 0,11 до 0,94), что подтверждает гипотезу о разной этиологии разных когнитивных способностей. К 9 годам картина генетических связей радикально изменилась: в 9 лет связи между всеми когнитивными способностями, рассматриваемыми в этом исследовании, опосредуются генотипом. Таблица 2 Генетические корреляции между показателями когнитивных способностей, полученные в 7 и 9 лет (Cardon Lon R., 1994) Рассматривая факторно-аналитическую структуру интеллекта, мы говорили о том, что корреляции между когнитивными способностями обусловлены их связью с общим интеллектом, но их содержание к общему интеллекту не сводится. Каждая из них обладает собственной спецификой. А как обстоит дело с ролью генотипа в вариативности когнитивных способностей? Можно ли сказать, что генотип определяет вариативность когнитивных способностей лишь в той мере, в которой в них представлен общий интеллект? Или же содержательная специфика когнитивных способностей определяется спецификой генотипических факторов, обусловливающих их вариативность? Были построены биометрические модели, позволяющие разделить общие (связанные с интеллектом) и специальные (присущие только конкретным когнитивным способностям) генетические влияния. В исследовании, проведенном на детях — на близнецах, родных сибсах и приемных сибсах, — было показано, что отдельные когнитивные способности испытывают влияние разных генетических факторов — и тех, которые являются общими для них и интеллекта, и тех, которые являются уникальными, свойственными только конкретным когнитивным особенностям (Cardon Lon R., Fulker D.W., 1993). Такие же результаты были получены и при исследовании разлученных и неразлученных близнецов, чей средний возраст равнялся 65 годам (Pedersen N.L. et al., 1994). Таким образом, по крайней мере на двух крайних отрезках онтогенеза, в детстве и в пожилом возрасте, влияние генотипа на вариативность когнитивных способностей не ограничивается только теми воздействиями, которые испытывает вариативность интеллекта.
3. Развитие представлений о способностях, о механизмах их становления и степени генетической изменчивости привело к выделению новой области психологических исследований - направления, изучающие не результативную сторону деятельности (как это происходит при диагностике интеллекта), а особенности ее процесса, ее динамику. Одним из понятий, появившихся в психологии, является когнитивный стиль или стиль познавательной деятельности. Когнитивные стили можно определить как способы переработки информации — ее получения, хранения и использования. Предполагается, что эти способы являются относительно независимыми от содержания информации, различаются у разных людей и устойчивы у каждого конкретного человека. Когнитивный стиль представляет собой характеристику, имеющую два полюса. Между крайними значениями полюсов располагаются в виде континуума значения, которые получают при выполнении теста испытуемые. Постулируется, что противоположные полюса каждого когнитивного стиля имеют равную социальную значимость: отражая различия в способах деятельности, они не связаны с ее успешностью. Изучение когнитивных стилей, таким образом, по предположению их создателей, помогает понять, какими способами разные люди достигают одинакового результата, а не каков результат, при достижении которого были использованы разные способы. К середине 70-х годов в психологии индивидуальных различий было описано около двух десятков различных когнитивных стилей, однако в генетические работы когнитивные стили включались крайне редко. Исключение представляют два когнитивных стиля. Один из них — зависимость— независимость от поля, диагностируемая по легкости выделения части структурированного поля. При определении зависимости—независимости от поля испытуемому предлагают, например, найти простую геометрическую фигуру в более сложной или определить, что нарисовано на картинке, которая предъявляется с помехами. Те, кто легко справляются с такими заданиями, являются независимыми от зрительного поля (они могут отстроиться от контекста, в котором предъявляется задание). Те, кто не справляется с заданием, являются зависимыми от поля (они не могут преодолеть тех помех, которые находятся в зрительном поле). Второй когнитивный стиль, исследовавшийся в генетике поведения — это импульсивность—рефлексивность, проявляющаяся в быстром, недостаточно обдуманном реагировании на проблемную ситуацию (импульсивность) или, наоборот, в подробном предварительном анализе ситуации, предшествующем действию (рефлексивность). При исследовании импульсивного—рефлексивного когнитивного стиля, как правило, не находят существенного вклада генотипа в его вариативность. Иначе обстоит дело с зависимостью—независимостью от поля: влияние генотипа на индивидуальные различия, наблюдаемые по этому когнитивному стилю, обнаруживается и при сравнении МЗ и ДЗ близнецов, и в работах, выполненных на приемных детях и их родителях, и в семейных исследованиях. При совместном анализе данных, полученных в 12 исследованиях, включавших различные пары родственников. Было показано, что генотип определяет половину вариативности показателей зависимости—независимости от поля (Григоренко Е.Л., Лабуда М.С., 1996). При этом в показателях наследуемости примерно в равном соотношении представлены аддитивные и неаддитивные составляющие генетической дисперсии (28% и 22% соответственно). Обратим внимание на этот факт, поскольку во всех показателях когнитивной сферы, которые описывались до сих пор, основную роль играет аддитивное наследование. Значительная часть оставшейся половины дисперсии зависимости—независимости от поля определяется различающейся средой, роль которой не совпадает у разных пар родственников. Например, у сибсов различающиеся средовые влияния определяют 43% вариативности, а у близнецов 34%. Последняя компонента дисперсии — общая среда — оказывает наименьшее влияние на формирование индивидуальных различий в показателях когнитивного стиля. При исследовании зависимости—независимости от поля, как и при исследовании отдельных когнитивных способностей, возникает вопрос о соотношении когнитивного стиля с интеллектом. В психологических работах по мере исследования когнитивных стилей постоянно обнаруживались факты, свидетельствующие о связи зависимости—независимости от поля с успешностью выполнения интеллектуальных тестов (Witkin H. et а1., 1974; McKinney J.O., 1973). В какой степени фенотипическое сходство этих двух характеристик (интеллекта и когнитивного стиля) может быть результатом сходства механизмов их регуляции? Для ответа на этот вопрос в Московском близнецовом лонгитюдном исследовании были сопоставлены показатели интеллекта и зависимости—независимости от поля у детей 6, 7 и 10 лет. Генетические корреляции, подсчитанные между этими показателями, увеличивались с возрастом, но не превысили величины 0,59. Этот результат свидетельствует о том, что по мере развития зависимость—независимость от поля сближается с интеллектом по механизмам, лежащим в основе ее регуляции, но, тем не менее, сохраняет определенную специфику (Егорова М.С., Зырянова Н.М., 1997). В целом, немногочисленные исследования зависимости—независимости от поля, проведенные в генетике поведения, указывают на то, что межиндивидуальные различия этой особенности когнитивной сферы испытывают влияние генотипа (как аддитивное, так и неаддитивное), которое определяет половину ее дисперсии. Из средовых влияний основную роль играет различающаяся среда.
4. Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой, появившейся в психологии в начале 50-х годов. Предполагается, что креативность (или дивергентное мышление), в отличие от общего интеллекта, связана с творческими потенциями человека, с инициативностью, интересом к интеллектуальной деятельности и приводит к созданию нового, оригинального продукта этой деятельности.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |