КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетика психических заболеваний 2 страница
Психологические исследования креативности многочисленны, однако сопоставление результатов разных работ является весьма сложной задачей, поскольку выполнены эти работы в разных теоретических контекстах и варьируют по тому, какое содержание вкладывают авторы в понятие "креативность", а также — по методам исследования и по объекту исследования (например, по ориентации на продукты деятельности, являющиеся новыми и оригинальными с точки зрения общества, или на личностные особенности творческих личностей, или на процесс решения проблемы, который свидетельствует о нетривиальном подходе к задаче). В генетике поведения, как правило, используется только один из подходов к изучению креативности, связанный с ориентацией на процесс решения задачи и разработанный в психометрической традиции Дж.Гилфордом и П.Торрансом. Первый цикл работ, в котором креативность рассматривалась как самостоятельная психологическая характеристика, был проведен Дж.Гилфордом и его сотрудниками при создании модели структуры интеллекта (получившей впоследствии название кубической модели интеллекта). В тестах, которые использовал Дж.Гилфорд для диагностики креативности, испытуемому предлагалось дать названия разным историям, придумать необычные способы использования предметов, подобрать слова согласно какому-либо правилу, например, начинающиеся на одну и ту же букву или же имеющие похожий смысл и т.д. Факторизовав результаты разных тестов, Дж.Гилфорд выделил ряд особенностей, которые он назвал подпроцессами дивергентного мышления. В их число вошло 8 характеристик, содержательно объединяющихся в 3 группы и свидетельствующих о беглости мышления, разнообразии и новизне (или уникальности) ответов испытуемых (Guilford J.P., 1956). Направление исследований, начатое Дж.Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено П.Торрансом (Torrance E.P., 1966, 1977), который уточнил представления о креативности, более тщательно отобрал процедуры ее диагностики и выделил 4 референтных показателя — беглость (количество заданий, выполненных испытуемым), гибкость (разнообразие типов предметов, называемых испытуемым), оригинальность (необычность, низкая частота встречаемости в популяции тех ответов, которые дает испытуемый), разработанность (количество деталей, названных испытуемым). На основании результатов этих работ был сделан вывод, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и, прежде всего, — не сводящуюся к общему интеллекту. Однако правомерность этого вывода постоянно подвергается сомнению. Именно разграничению креативности и интеллекта или, в других терминах, дивергентного и конвергентного интеллекта, посвящены многие психологические исследования. Их результаты, несмотря на длительный период изучения креативности, остаются противоречивыми и дают основания для трех взаимоисключающих точек зрения. Одна заключается в том, что креативность не связана с интеллектом и представляет собой самостоятельную психологическую характеристику. Вторая — утверждает, что креативность является одним из проявлений интеллекта и тесно с ним связана. Третья (наиболее распространенная) — предполагает, что между интеллектом и креативностью существуют нелинейные связи: повышение уровня интеллекта связано с повышением креативности лишь до определенного предела. При превышении некоторого критического уровня интеллекта (по разным данным — от 120 до 127 баллов) его связи с креативностью или исчезают, или же становятся отрицательными, то есть при дальнейшем повышении интеллекта креативность начинает снижаться. Вопрос о соотношении интеллекта и креативности обсуждается и в генетике поведения, хотя однозначного ответа на этот вопрос генетические исследования креативности пока дать не могут. Изучение роли генотипа и среды в показателях, относящихся, по мнению описавших их авторов, к креативности, ведется с конца 60-х годов. В первых работах, выполненных С.Ванденбергом (1968), Ф.Барроном (1969) и Г.Оливом (1972), влияния генотипа на большинство показателей креативности обнаружено не было (цит. по Fuller J.L., Thompson W.R., 1978). При подсчете среднего внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по 11 показателям креативности авторы другого исследования пришли к выводу, что генотип обусловливает не более четверти дисперсии этих показателей: среднее внут-рипарное сходство оказалось равно 0,57 у МЗ близнецов и 0,44 — у ДЗ близнецов; соответственно, показатель наследуемости равен 0,26 (ReznikoffM. et al., 1973). Аналогичные результаты были получены и при обобщении данных 10 исследований дивергентного мышления: внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов, вычисленные при этом обобщении, равнялись соответственно 0,61 и 0,50, что позволяет заключить, что генотип определяет 22% дисперсии показателей дивергентного мышления (Nichols R n 1978). Невысокий уровень генетической обусловленности индивидуальных различий, относящихся к креативности и дивергентному мышлению, указывает на то, что формирование творческих способностей человека в значительной степени связано со средовыми особенностями развития. При этом многие исследователи склонны считать, что и те невысокие показатели наследуемости, которые обнаруживаются при генетическом анализе креативности, относятся не столько к специфике творческих особенностей человека, сколько к общему интеллекту, до некоторой степени измеряемому тестами креативности. Так, в одной из работ при обследовании близнецовой выборки по 5 показателям креативности только один из показателей (словесные ассоциации) продемонстрировал связь с генотипом. Этот же показатель оказался наиболее тесно связан с результатами выполнения двух интеллектуальных тестов — теста Равена и словарного теста (Canter S., 1973). Иначе говоря, чем выше показатель креативности коррелирует с интеллектом, тем в большей степени его вариативность оказывается связана с генотипом. При непосредственном сопоставлении интеллекта и креативности (то есть при подсчете генетических корреляций между ними) столь однозначного результата не получается: по мере взросления ребенка (от б до 10 лет) величина генетических корреляций между интеллектом и креативностью увеличивается, однако, не превышает среднего диапазона значений (т.е. равна примерно 0,5). Это указывает на то, что интеллект и креативность детерминируются не только сходными, но и различающимися генетическими факторами (Егорова М.С., в печати). Интеллект — не единственная психологическая характеристика, которая привлекается для объяснения генетической обусловленности показателей креативности. В последнее время в связи с гипотезой Г.Айзенка о связи творческих способностей с психотизмом (Eysenck H., 1993) появились данные близнецовых исследований, позволяющие предположить, что наследственная обусловленность креативности может объясняться тем, что показатели креативности в какой-то мере отражают уровень психотизма, вариативность которого примерно на 30— 40% обусловлена генотипом (Waller N.G. et al., 1993). Таким образом, немногочисленные исследования креативности, проведенные к настоящему времени в генетике повеления, показывают, что креативность довольно слабо связана с генотипом, и не исключено, что эта связь является результатом комплексного характера показателей креативности — то есть того, что в них отражаются не только творческие способности как таковые, но и другие психологические характеристики, испытывающие влияние генотипа (интеллект, некоторые особенности личностной сферы).
Приложение к лабораторному занятию № 9 «Исследование темперамента в психогенетике» 1. В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер (Небылицын В.Д., 1976). Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются "динамическими", поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отличие от способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего, каков уровень его достижений, и в отличие от мотивации, свидетельствующей о том, почему человеком совершается то или иное действие, свойства темперамента определяют, как человек действует в самых разных ситуациях (каков темп его деятельности, насколько легко и быстро он адаптируется в разных условиях, свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.), Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических) детерминант психологических характеристик человека уходит корнями в далекое прошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делались уже при создании античных типологий темперамента. Теоретические представления о темпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия между людьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах (анатомических, морфологических, физиологических). В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальные особенности темперамента тесно связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свойства темперамента к лежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент и физиологические механизмы, которые его обусловливают, не изоморфны (не тождественны друг другу). Как было неоднократно показано, любое свойство темперамента связано с разными физиологическими и нейродинамическими свойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как просто поведенческое проявление какого-то конкретного физиологического свойства. Более того, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенности протекания разных психологических характеристик, в число которых входят не только свойства темперамента (Мерлин B.C., 1986; Buss A., Plomin R., 1984; Hinde R.A., 1989). Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом. Современная психология обладает надежными экспериментальными данными, демонстрирующими связь свойств темперамента с генотипом. Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни. В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например, настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека. Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми (Buss A.H., Plomin R., 1975; Rothbart M.K., 1989). Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-йоркское лонгитюдное исследование темперамента, проведенное Александром Томасом и Стеллой Чесс, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные вменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет (Thomas A., Chess S., 1977, 1987). Как показали А.Томас и С.Чесс, свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребенка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребенка условиях, прежде всего, при начале школьного обучения. Начиная с 10—12 лет основную роль начинают играть не столько свойства темперамента как таковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общительность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегать ситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми. Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, как было показано в том же исследовании, даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Так, в этом же исследовании показано, что оценки темперамента ребенка, полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторыми аналогичными формально-динамическими особенностями поведения во взрослом возрасте и с успешностью адаптации (удовлетворенностью работой, отношениями в семье и т.д.). Таким образом, можно заключить, что свойства темперамента сохраняются на протяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжают оказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте. Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений. Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порог реактивности, изменяться величина общей активности. Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента. В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента. Тем не менее, диагностика темперамента у взрослого человека не является неразрешимой задачей. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаях проявление свойств темперамента будет маскироваться больше, в других — нивелирующее воздействие социальных условий на свойства темперамента будет меньше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и являются проявлениями его темперамента. Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию. Например, такое свойство темперамента, как общительность, более определенно проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровень эмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих. На основании описанных критериев можно выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей человека. Итак, к свойствам темперамента относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
2. Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности свойств темперамента, анализируемых в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании, было проведено норвежским психологом А.Торгерсен (Torgersen A.M., 1987, 1989). Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет. На оси абсцисс отмечены свойства темперамента (активность, приближение—удаление, адаптивность, интенсивность, порог реактивности, настроение, внимание/настойчивость). На оси ординат расположены процентили. В данном случае процентили означают долю внутрипарных различий близнецов во внутрипарных различиях неродственников. Рассмотрим, в чем состоит смысл этого показателя. Если случайным образом подобрать пары детей и посмотреть внутрипарные различия в свойствах темперамента, то окажется, что дети в каждой паре не похожи друг на друга: эти дети не являются родственниками (и, следовательно, у них нет общих генов), они живут в разных условиях и не знакомы друг с другом. Вычислив внутрипарные дисперсии у неродственников, мы получим величину различий у максимально непохожих друг на друга людей. Этот показатель — внутрипарные различия неродственников — используется как точка отсчета. Сравнивая с этим показателем внутрипарные различия близнецов (вычисляя процентили), можно выяснить, в какой степени различия по темпераменту у близнецов отклоняются от случайных, то есть будут ли эти различия у близнецов меньше, чем у неродственников. Сопоставляя МЗ и ДЗ близнецов по процентилям, можно выяснить, влияет ли генотип на индивидуальные различия в свойствах темперамента: если величина процентилей у МЗ близнецов будет меньше, чем у ДЗ, это означает, что различия внутри пар МЗ близнецов будут меньше, чем различия внутри пар ДЗ близнецов, и, следовательно, можно предположить, что свойства темперамента испытывают влияние генотипических факторов. Как видно по графикам, представленным на рисунке 1, внутрипарные различия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ близнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ — небольшая, для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецами имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ близнецов. Таким образом, полученные А.Торгерсен данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента.
3. Проявление трех свойств темперамента (активности, эмоциональности, социабельности) может меняться под влиянием внешних воздействий, однако возможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подвержены научению внешние проявления эмоциональности, а меньше всего — активности. В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и приемные). Рассмотрим некоторые из полученных результатов. При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение. В таблице 4 приведены данные четырех исследований, проведенных на детях от трех до семи лет. В двух работах ДЗ близнецы оказались настолько не похожи по активности и эмоциональности, что их внутрипарные корреляции достигли высоких отрицательных значений (до -0,41). Использовав данные разных исследований детей первых лет жизни и усреднив результаты генетического анализа по трем свойствам темперамента, А.Басс и Р.Пломин получили средние внутрипарные корреляции (Buss A., PlominR.,1975). Для МЗ близнецов среднее внутрипарное сходство по всем этим свойствам темперамента оказалось равно 0,59, для ДЗ близнецов -0,01. Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутри-парные корреляции. Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, А.Басс и Р.Пломин предположили, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. "Родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. Почему это не происходит у МЗ близнецов? Вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно" (Buss A., Plomin R., 1984, с. 119). Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей.
4. Данные, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказались неожиданными (Plomin R ., DeFries J.C., 1985; Plomin R., DeFries J.C., FulkerD.W., 1988). У детей первых лет жизни корреляции между сибсами оказались незначимыми и не отличались по величине от корреляций между приемными детьми, то есть детьми, воспитывающимися в одной семье, но не имеющими общих генов. У детей предподросткового возраста сохранилась та же самая картина. Так, в одном из исследований корреляции между родными сибсами в 7—10 лет по активности, эмоциональности и социабельности оказались равны соответственно -0,18, -0,04 и 0,13 и не отличались значимо от корреляций, полученных у приемных сибсов (Schmitz S., 1994). Таким образом, с одной стороны, повторяется то же самое, что наблюдалось при исследовании ДЗ близнецов: генетически похожие дети (то есть дети, имеющие в среднем половину общих генов), оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает на отсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента. При сравнении родителей и детей результаты оказались противоречивыми. Когда экспертами при оценке темперамента детей выступали учителя и психологи, сходство родителей и их родных детей в 7 и в 10 лет оказалось выше сходства родителей и приемных детей по показателям активности и социабельности, то есть данные указывали на некоторое влияние генотипа на эти характеристики. При оценке темперамента родителями различий между родными и приемными семьями обнаружено не было (Schmitz S., 1994). В более старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в величине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0,30— 0,50, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0,20 до 0,40. При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов (Plomin R., Pedersen N.L. et al., 1988). Так, на шведской выборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь (см. таблица). Это приводит к тому, что показатели наследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании данных близнецов, живущих врозь.
Внутрипарное сходство у разлученных и неразрученных близнецов по свойствам темперамента (Plomin R., Pedersen N.L. et al„ 1988) Более того, по социабельности в двух выборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0,32, то по данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0. В какой степени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе. Подводя итоги полученным данным, можно сказать, что при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделено три его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, как правило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных детей результаты оказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследовании темперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темперамента у более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительным оказывается влияние генотипа на социабельность.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |