Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер. Характеропределяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования




Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Говоря о характере какого-либо человека, мы всегда даем явную или подразумеваемую его оценку: «добрый», «мягкий», «жестокий» и т. д. Исходя из этого, Г. Олпорт заключает, что

характер — понятие этическое, оно используется для оценки поведения индивида. Таким образом, характер

— это оцененная личность, а личность — это неоценный характер. Однако некоторые исследователи (Ю. Б. Гиппенрейтер) не ставят знак равенства между характером и личностью. Утверждается, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего действует человек. В психологической литературе существует несколько определений характера:

— характер определяется как способ поведения (А. Адлер);

— способ реагирования (А. Лоуэн);

— совокупность свойств, черт и особенностей личности;

— направленности и воли;

— реакций (В. Райх);

— влечений (3. Фрейд) и др.

Общим для всех пониманий характера является выделение его основных особенностей: индивидуальное своеобразие, наличие типического, проявление в деятельности и общении, социальная детерминированность.

Наиболее интересные описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке психологии и психиатрии. Среди ученых, обобщивших многолетний опыт работы с людьми, опыт наблюдения за их поведением и изучения их судеб, необходимо назвать К. Юнга, Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко.

К. Юнг выделяет два типа: экстравертированный (направленность на мир внешних воздействий) и интровертированный (направленность на собственный внутренний мир).

Э. Кречмер также описывает два типа характера: циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения) и шизоидный (замкнутость и недостаток интуиции в общении). Со временем число типов характера увеличивается, и у П. Б. Ганнушкина мы находим семь типов, а у А. Е. Личко — одиннадцать. Характер бывает выражен в разной степени. Если представить ось координат, то на ней можно обозначит три зоны:

— зона абсолютно нормальных характеров;

— зона выраженных характеров (акцентуаций);

— зона сильных отклонений характеров (психопатий).

Первые две зоны можно считать психологической нормой, а зона психопатий является патологией. Существует ряд различий между нормальным характером (включающим акцентуации) и характером патологическим. Так, П. Б. Ганнушкин выделял три критерия психопатического характера.

1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать его как психопатию, если он относительно стабилен во времени и мало меняется в течение жизни.

2. Тотальность проявления характера. При психопатиях человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома и на работе, на отдыхе, среди знакомых и среди незнакомых людей. Если же человек «на людях» один, а дома другой — он не психопат.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 111


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 112 of 147

3. Социальная дезадаптация. Этот признак считается самым показательным. Человек не умеет

адаптироваться в обществе, из-за чего страдает и сама личность, и окружающие люди.

П. Б. Ганнушкиным было выделено девять типов психопатий: циклоиды, шизоиды, эпилептоиды, астеники,

психоастеники, паранойяльные психопаты, истерические психопаты, неустойчивые психопаты,

органические психопаты.

Акцентуация — чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в

избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода. Различные

комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Понятие акцентуации введено

К. Леонгардом.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный,

астено-невротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный,

неустойчивый и конформный.

Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области общей психологии.

В случае акцентуаций характера никогда не присутствуют все три признака психопатий, описанных выше;

может не быть и ни одного признака таковых. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает свойства акцентуированного

характера таким образом:

1) акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в
подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается;

2) акцентуированный характер не всегда «тотален», так как черты акцентуированного характера
проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;

3) социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной.
Для личности с акцентуациями характера свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при
психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, которые создают нагрузку на
«места наименьшего сопротивления» характера. Для того чтобы избегать неправильных шагов, излишних
нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «слабые места» акцентуированных характеров.
Так, для носителя гипертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая
активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение
регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение.
Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка данного типа
очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции
вплоть до побегов из дома. Для людей с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные
контакты с людьми — это их «слабое звено». Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально
общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Для истероидного типа труднее всего переносить
невнимание к себе.

Итак, введение понятия «места наименьшего сопротивления» характера и описание этих особенностей

явилось важным вкладом в теоретическую и практическую психологию.

Насколько велика роль наследственности в формировании характера? Как влияют свойства темперамента на

характер человека? Может ли человек изменить свой характер?

Все эти вопросы правомерны и являются предметом обсуждения отечественной и зарубежной психологии.

Интересен в этом отношении взгляд А. В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет

характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер и я ничего

не могу с собой поделать» психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все

проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием» 1.

Известно, что процесс формирования характера начинается с детства. Поэтому отказ от шаблона в

воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования его характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.