Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Теория потребительского поведения




 

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством потребителей. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие субъектив­ное, индивидуальное. Существуют обстоятельства, ограничивающие возмож­ности потребителя (его доход и цена), поэтому он стремится так распреде­лить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение (или полезность) от их потребления.

Для этого потребитель должен как-то сравнить, сопоставлять и соизмерять полезность различных благ и их наборов.

Существуют два основных подхода к решению этой проблемы: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

 
 

 


Потребительское равновесие согласно количественному подходу возникает тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинаково незави­сима от того, на какой именно товар она израсходована.

Mu/ Pa = MuB / PB=…MuN/ PN

 

MuтовA, MuтовB … MuтовN – предельные полезности товаров А, В,… N

Pтов.A, PтовB,… Pтов.N – их цены.

Ординалистский подход основан на выборе комбинации благ по их предпочтительности. Потребительские предпочтения можно представить в виде кривой безразличия - это совокупность потребительских наборов двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

 

Кривая безразличия

 
 

 


Кривая безразличия (U) показывает, что любые два набора благ на кривой (A, B, C, D) равноценны для потребителя, т. е. приносят потребителю одинаковую полезность.

 

       
 
Основное экономическое понятие ординалистской теории - предельная норма замещения. Она показывает, каким количеством одного товара Y потребитель готов пожертвовать ради увеличения другого товара X на единицу (при сохранении неизменного уровня удовлетворения потребителя).
 
   

 


Реальное потребление для потребителя ограничивается двумя факторами: ценой и доходом. Для изображения множества доступных потребителю наборов используется бюджетная линия.

 

Бюджетная линия показывает максимальное число комбинаций благ, которое может позволить себе потребитель при заданном доходе и ценах. Потребительское равновесие согласно ординалистскому подходунаходится в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия (точка E). Здесь наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают.

 

 

Уравнение бюджетной линии: Потребительское равновесие:

D = x × Px + y × Py. точка "E". Рх \ Ру = –D Y /D Х = MRSxу

Наклон бюджетной линии:

yx = \

 

Изменение цены или дохода смещает бюджетную линию вверх или

вниз, следовательно, равновесие потребителя изменяется

 

a) б)

 

 

Кривая "доход – потребление" (уровня жизни)

 

а) потребитель с ростом дохода одинаково увеличивает потребление блага Y и блага X;

б) покупки благ Y и X увеличиваются непропорционально.

Снижение цены отражают бюджетные линии NK1, NK2, NK3. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 с бюджетными линиями P1, P2, P3 и соединив их, мы получим кривую W "цена – потребле­ние", связывающую все точки равновесия потребителя, соответствующие разным ценам.

 

N

 
 

 

 


Кривая "цена – потребление"

 

Снижение цены ведет к приобретению большего количества блага X.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.