Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка качества освоения дисциплины. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 1 страница




Оценка самостоятельной работы студента преподавателем

Задания студентам на самостоятельную работу по темам

Планы групповых и семинарских занятий со студентами заочной формы обучения

Планы групповых и семинарских занятий со студентами очной формы обучения

Планы семинарских и групповых и семинарских занятий

Тематический план изучения дисциплины для студентов заочной формы обучения

Тематический план изучения дисциплины для студентов очной формы обучения

Тематические планы изучения дисциплины

 

Темы Общее кол-во часов Аудиторные часы Самост. работа
Всего Лекции ГЗ/в т.ч в интерактивных формах Семи нары/в т.ч в интерактивных формах
Тема 1. Сущность, структура и тенденции развития мирового хозяйства         4/4  
Тема 2. Характеристика групп стран мировой экономики         4/4  
Тема 3. Международная торговля товарами и услугами            
Тема 4. Международное движение капитала и рабочей силы         4/4  
Тема 5. Россия в системе современных международных экономических отношений         4/4  
Итого         16/16  
Экзамен            
Всего            
Темы Общее кол-во часов Аудиторные часы Самост. работа
Всего Лекции ГЗ/в т.ч в интерактивных формах Семи нары/в т.ч в интерактивных формах
Тема 1. Сущность, структура и тенденции развития мирового хозяйства            
Тема 2. Характеристика групп стран мировой экономики       2\2    
Тема 3. Международная торговля товарами и услугами            
Тема 4. Международное движение капитала и рабочей силы       2\2    
Тема 5. Россия в системе современных международных экономических отношений            
Итого       8/4    
Экзамен            
Всего       8/4    

 

Групповое занятие по теме 1: - 4 часа

"Сущность, структура и тенденции развития мирового хозяйства"

Цель: ознакомление с системой глобальных индикаторов развития мирового хозяйства и показателей социально-экономического развития национальных экономик. Практическое решение задач.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- глобальные индикаторы развития мирового хозяйства (ВМП, экономический потенциал, динамика экономической активности, масштабы вовлечения национальных экономик в мирохозяйственные процессы);

- система показателей социально-экономического развития национальных экономик;

- паритет покупательной способности и его учет при определении уровня экономического развития отдельных стран и регионов;

- группировка стран по уровню экономического развития.

3. Практическое решение задач.

4. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Как в мировой экономике соотносятся понятия "регионализация" и "глобализация"?

- Понятие "декаплинг" до недавнего времени использовалось в основном в электронике и физике. В каком значении этот термин применяется при анализе явлений в современной мировой экономике?

- В чем сходство и отличия современного мирового экономического кризиса конца 2000-х гг. от экономического кризиса конца 20-х – 30-х гг. прошлого века?

Задания по практикуму:

1. Определите паритет покупательной способности российского рубля и американского доллара. Условная потребительская корзина, включающая три товара - А, В и С, - приведена в таблице.

  Страна Товары
Цена товара Количество товара
А В С А В С
Россия 4 руб. 8 руб. 80 руб.      
США 0,1 долл. 1 долл. 2 долл.      

2. Используя данные таблицы, найдите индекс транснационализации компаний General Electric и General Motors.

    Компания     Страна Активы (млрд долл.) Численность работников (тыс. чел.) Объем продаж (млн. долл.)
за рубежом общие за рубежом общая за рубежом общий
General Electric США            
General Motors США            

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 20, 23, 32

 

Семинарское занятие по теме 1: - 4 часа круглый стол

"Сущность, структура и тенденции развития мирового хозяйства"

Цель: выявление закономерностей и тенденций развития мирового хозяйства в современных условиях.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Какие подходы существуют к толкованию понятия "мировая экономика"?

- Почему мировое хозяйство нельзя считать простой суммой национальных хозяйств?

- Дайте характеристику этапам развития мирового хозяйства.

- Какими чертами характеризуется мировой рынок?

- В чем проявляются особенности современного этапа развития мировой экономики?

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Автор теории стадий экономического роста У. Ростоу выделяет пять этапов в хозяйственной истории человечества. Какой критерий лежит в основе периодизации мирового хозяйства в концепции У. Ростоу?

- Дайте характеристику процессам глобализации в мировой экономике.

- По каким критериям можно группировать страны мировой экономики?

- На какие группы подразделяются национальные хозяйства по уровню экономического развития?

- Какие показатели можно использовать для характеристики уровня развития экономики той или иной страны?

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 20, 23, 32

 

Семинарское занятие по теме 2:

"Характеристика групп стран мировой экономики" – 4 часа, дискуссия

Цель: выявление особенностей экономического развития различных стран мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Чем определяется роль США как ведущей экономики мира?

- В чем причины японского "экономического чуда"?

- Назовите отличительные черты японской экономики.

- Особенности экономического развития ФРГ.

- Экономика Великобритании.

- Черты экономики Италии.

- Экономика Франции на современном этапе.

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Что такое "новая экономика"? Назовите ее основные особенности.

- Охарактеризуйте проблемы, с которыми сталкивается экономика Соединенных Штатов на современном этапе своего развития.

- Какова роль западноевропейских стран в мировом хозяйстве?

- В каких отраслях конкурентоспособность европейских компаний наиболее высока? Приведите примеры.

- Какую роль в эволюции экономики Западной Европы сыграли Маастрихтские соглашения?

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 12, 24

Групповое занятие по теме 2:

"Характеристика групп стран мировой экономики" – 4 часа

Цель: выявление особенностей экономического развития различных стран мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- В чем причины японского "экономического чуда"?

- Назовите отличительные черты японской экономики.

- Какое место в системе мирового хозяйства занимают развивающиеся страны?

- Какими факторами был обусловлен рост экономики развивающихся стран во второй половине ХХ – начале XXI века?

- Назовите характерные особенности и черты развивающихся стран.

- С какими демографическими проблемами сталкиваются страны третьего мира?

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- В 1973 г. началась арабо-израильская война. Страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в поддерживающие Израиль страны, и в течение всего нескольких дней цены выросли с 3 до 11 долларов за баррель. Энергетический кризис, ввергнувший мировую экономику в рецессию, подтолкнул передовые страны к осуществлению структурных преобразований в экономике. В чем сущность структурных сдвигов в экономике развитых стран, и какие задачи в этой связи стоят перед современной Россией?

- В сентябре 1985 г. в нью-йоркском отеле "Плаза" было подписано соглашение, которое повлияло на курс японской иены. А какие последствия это соглашение (т.н. Соглашение "Плаза") имело для японской экономики в целом?

- Каково значение понятия "постиндустриальное общество"?

- Если проанализировать, какие страны мировой экономики показали самые высокие темпы экономического роста за последние 30 лет, то среди лидеров окажутся новые индустриальные страны. В чем секрет их успеха, и чем их рецепт экономического роста может быть полезен для России?

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 12, 24

Групповое занятие по теме 3:

"Международная торговля товарами и услугами" – 4 часа

Цель: выявление особенностей развития международной торговли товарами и услугами. Практическое решение задач.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Структура, динамика и тенденции развития современной международной торговли.

- Внешнеторговый баланс страны.

- Показатели участия стран в мировой торговле.

- Международный рынок услуг как специфическая форма мирохозяйственных связей.

- Проблемы регулирования рынка услуг на международном уровне.

3. Практическое решение задач.

4. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Какие практические рекомендации в области внешней торговли давали меркантилисты, и из чего они исходили?

- В чем значение и недостатки теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?

- Какую роль играют абсолютные и относительные преимущества в развитии международной специализации?

- Как теорема Хекшера – Олина объясняла причины международной торговли?

Каким образом был разрешен парадокс Леонтьева?

Задания по практикуму:

1. В таблице представлены данные о производстве ткани в странах А и В. Сравните две страны и сделайте вывод, на производстве и экспорте какого товара будет специализироваться страна А.

Товар Затраты времени на производство, ч
Страна А Страна В
1 м ткани    
1 л вина    

2. В стране А на производство одного станка требуется 100 ч, а одного холодильника – 20 ч. В стране В затраты составляют соответственно 200 ч и 30 ч. Располагаемый объем ресурсов в этих странах одинаков и составляет 60 000 ч. Определить, каков будет максимальный общий выпуск станков и холодильников в обеих странах в условиях свободной торговли.

3. В условиях автаркии страна А с использованием одной единицы ресурса производит или 20 единиц продукции Х, или 40 единиц продукции У. Страна В в таких же условиях производит или 10 единиц продукции Х, или 15 единиц продукции У. При установлении международных торговых отношений между этими странами, какой товар будет экспортировать стран А?

4. В стране А функция спроса на конкретный товар имеет вид QAD = 6 – 0,2PA, а функция предложения: QAS = 1 + 0,2PA. В стране В соответствующие функции на тот же товар таковы: QВD = 3 – 0,1PВ и QВS = -1 + 0,4PВ. Если между двумя странами осуществляется свободная торговля с нулевыми транспортными расходами, какова будет равновесная цена на данный товар?

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 27, 32

 

Семинарское занятие по теме 4:

"Международное движение капитала и рабочей силы" - 4 часа, круглый стол

Цель: выявление особенностей и тенденций международной миграции капитала и рабочей силы.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Сущность, этапы международной миграции капитала.

- Этапы эволюции мировой валютной системы.

- Современные тенденции развития мирового валютного рынка.

- Методы государственного регулирования платежного баланса.

- Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений.

3.Практическое решение задач.

4. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Почему страны, в частности современная Россия, заинтересованы в привлечении именно прямых зарубежных инвестиций?

- Что такое инвестиционный климат, и какими параметрами он характеризуется?

- Обозначьте современные тенденции миграции капитала в предпринимательской и ссудной форме.

- Как Вы понимаете, чем отличается мировой кредитный и мировой финансовый рынки?

- Какую роль в международной миграции капиталов играет мировой финансовый рынок?

Задания по практикуму:

1. Найдите средневзвешенную стоимость привлеченного капитала.

Источник капитала Стоимость (% годовых) Размер (млн. руб.)
Кредит    
Обыкновенные акции    
Облигационный заем    

2. Международный кредит на сумму 10 млн. долл. используется равномерно в течение 2007-2008 гг., погашается 6 равными полугодовыми взносами, начиная с 1 января 2009 г. Процентная ставка по кредиту – 8% годовых. Определите стоимость кредита.

3. Международный кредит на общую сумму 1 млн. долл. использован равномерно в течение 2008 г. с погашением двумя взносами: 01.06.2009 г. в сумме 300 тыс. долл. и 01.01.2010 г. в сумме 700 тыс. долл. Процентная ставка за кредит составляет 10% годовых. Определите общую стоимость процентных платежей за кредит.

Источники:

- обязательные: 2, 3

- дополнительные: 8, 19

Семинарское занятие по теме 5:

"Россия в системе современных международных экономических отношений" – 4 часа, круглый стол

Цель: характеристика места и роли России в системе мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Географическая и товарная структура внешнеторгового оборота Российской Федерации в начале ХХI века.

- Показатели и динамика участия России в международной торговле.

- Проблемы внешней торговли Российской Федерации.

- Участие России в ВТО: положительные и отрицательные последствия.

-Торгово-экономические отношения России со странами ЕС.

- Внешнеторговая политика России на современном этапе.

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- В 2005 г. Центральный банк РФ перешел к контролю за курсом рубля на основе бивалютной корзины. Что значит эта мера, и как она повлияла на курс рубля?

- Что такое корпоративный внешний долг, и почему он растет в условиях снижения государственного долга России?

- На переговорах по вступлению России в ВТО США выдвигали требование о допуске филиалов иностранных банков в нашу страну. Российские власти не хотели этого допускать. Почему, ведь в России уже действуют дочерние иностранные банки?

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 14, 28

Групповое занятие по теме 5:

"Россия в системе современных международных экономических отношений" – 4 часа

Цель: характеристика места и роли России в системе мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- В чем заключаются конкурентные преимущества и слабости российской экономики в сложившейся системе международного разделения труда.

- Какие причины кризиса внешнеэкономической сферы Вы можете назвать?

- Назовите основные направления реформы внешнеэкономической сферы в России в 1990-х гг.

-Охарактеризуйте динамику и структуру внешней торговли России. В чем заключается ее несбалансированность?

- Каковы географические приоритеты внешней торговли РФ?

- Проанализируйте проблемы внешней торговли России.

- Охарактеризуйте место России на мировом рынке технологий.

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Назовите положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО.

- Какое место занимает РФ в международном движении капиталов? Чем это обусловлено?

- Какие изменения способствовали улучшению инвестиционного климата в России в 2000-х гг.? Приведите соответствующие статистические данные.

- Дайте свою оценку проблемы внешнего долга России.

Задания по практикуму:

Найти экспортную и импортную квоту РФ в 2010 – 2011 гг.

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 14, 28

Групповое занятие по теме 2:

"Характеристика групп стран мировой экономики" – 2 часа, круглый стол

Цель: выявление особенностей экономического развития различных стран мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- В чем причины японского "экономического чуда"?

- Назовите отличительные черты японской экономики.

- Какое место в системе мирового хозяйства занимают развивающиеся страны?

- Какими факторами был обусловлен рост экономики развивающихся стран во второй половине ХХ – начале XXI века?

- Назовите характерные особенности и черты развивающихся стран.

- С какими демографическими проблемами сталкиваются страны третьего мира?

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- В 1973 г. началась арабо-израильская война. Страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в поддерживающие Израиль страны, и в течение всего нескольких дней цены выросли с 3 до 11 долларов за баррель. Энергетический кризис, ввергнувший мировую экономику в рецессию, подтолкнул передовые страны к осуществлению структурных преобразований в экономике. В чем сущность структурных сдвигов в экономике развитых стран, и какие задачи в этой связи стоят перед современной Россией?

- В сентябре 1985 г. в нью-йоркском отеле "Плаза" было подписано соглашение, которое повлияло на курс японской иены. А какие последствия это соглашение (т.н. Соглашение "Плаза") имело для японской экономики в целом?

- Каково значение понятия "постиндустриальное общество"?

- Если проанализировать, какие страны мировой экономики показали самые высокие темпы экономического роста за последние 30 лет, то среди лидеров окажутся новые индустриальные страны. В чем секрет их успеха, и чем их рецепт экономического роста может быть полезен для России?

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 12, 24

Групповое занятие по теме 3:

"Международная торговля товарами и услугами" – 2 часа

Цель: выявление особенностей развития международной торговли товарами и услугами. Практическое решение задач.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- Структура, динамика и тенденции развития современной международной торговли.

- Внешнеторговый баланс страны.

- Показатели участия стран в мировой торговле.

- Международный рынок услуг как специфическая форма мирохозяйственных связей.

- Проблемы регулирования рынка услуг на международном уровне.

3. Практическое решение задач.

4. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Какие практические рекомендации в области внешней торговли давали меркантилисты, и из чего они исходили?

- В чем значение и недостатки теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?

- Какую роль играют абсолютные и относительные преимущества в развитии международной специализации?

- Как теорема Хекшера – Олина объясняла причины международной торговли?

Каким образом был разрешен парадокс Леонтьева?

Задания по практикуму:

1. В таблице представлены данные о производстве ткани в странах А и В. Сравните две страны и сделайте вывод, на производстве и экспорте какого товара будет специализироваться страна А.

Товар Затраты времени на производство, ч
Страна А Страна В
1 м ткани    
1 л вина    

2. В стране А на производство одного станка требуется 100 ч, а одного холодильника – 20 ч. В стране В затраты составляют соответственно 200 ч и 30 ч. Располагаемый объем ресурсов в этих странах одинаков и составляет 60 000 ч. Определить, каков будет максимальный общий выпуск станков и холодильников в обеих странах в условиях свободной торговли.

3. В условиях автаркии страна А с использованием одной единицы ресурса производит или 20 единиц продукции Х, или 40 единиц продукции У. Страна В в таких же условиях производит или 10 единиц продукции Х, или 15 единиц продукции У. При установлении международных торговых отношений между этими странами, какой товар будет экспортировать стран А?

4. В стране А функция спроса на конкретный товар имеет вид QAD = 6 – 0,2PA, а функция предложения: QAS = 1 + 0,2PA. В стране В соответствующие функции на тот же товар таковы: QВD = 3 – 0,1PВ и QВS = -1 + 0,4PВ. Если между двумя странами осуществляется свободная торговля с нулевыми транспортными расходами, какова будет равновесная цена на данный товар?

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 27, 32

 

Групповое занятие по теме 5:

"Россия в системе современных международных экономических отношений" – 2 часа, дискуссия

Цель: характеристика места и роли России в системе мирового хозяйства.

Содержание занятия:

1. Вводно-установочная часть преподавателя

2.Вопросы к обсуждению:

- В чем заключаются конкурентные преимущества и слабости российской экономики в сложившейся системе международного разделения труда.

- Какие причины кризиса внешнеэкономической сферы Вы можете назвать?

- Назовите основные направления реформы внешнеэкономической сферы в России в 1990-х гг.

-Охарактеризуйте динамику и структуру внешней торговли России. В чем заключается ее несбалансированность?

- Каковы географические приоритеты внешней торговли РФ?

- Проанализируйте проблемы внешней торговли России.

- Охарактеризуйте место России на мировом рынке технологий.

3. Оценка самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы:

- Назовите положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО.

- Какое место занимает РФ в международном движении капиталов? Чем это обусловлено?

- Какие изменения способствовали улучшению инвестиционного климата в России в 2000-х гг.? Приведите соответствующие статистические данные.

- Дайте свою оценку проблемы внешнего долга России.

Задания по практикуму:

Найти экспортную и импортную квоту РФ в 2010 – 2011 гг.

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 14, 28


Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1 «Сущность, структура и тенденции развития мирового хозяйства»

Цель задания: ознакомление с системой глобальных индикаторов развития мирового хозяйства и показателей социально-экономического развития национальных экономик.

Содержание: конспектирование, выполнение тестовых заданий, решение задач и изучение дополнительной учебной литературы.

Срок выполнения: к следующему практическому занятию.

Ориентировочный объем конспекта - не менее пяти страниц.

Задания для самостоятельной работы:

- Автор теории стадий экономического роста У. Ростоу выделяет пять этапов в хозяйственной истории человечества. Какой критерий лежит в основе периодизации мирового хозяйства в концепции У. Ростоу?

- Дайте характеристику процессам глобализации в мировой экономике.

- По каким критериям можно группировать страны мировой экономики?

- На какие группы подразделяются национальные хозяйства по уровню экономического развития?

- Какие показатели можно использовать для характеристики уровня развития экономики той или иной страны?

Задания по практикуму:

1. Определите паритет покупательной способности российского рубля и американского доллара. Условная потребительская корзина, включающая три товара - А, В и С, - приведена в таблице.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.