Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика экономических показателей организации (предприятия)




Техническая подготовка производственного процесса в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции.

Объективным законом развития общества является НТП, т.е. процесс непрерывного совершенствования средств и предметов труда. Важ­нейшей составляющей этого процесса является техническая подготовка производ­ства, включающая следующие мероприятия:

по освоению нового изделия и (или) модернизации выпускаемых изделий;

• по внедрению новых сложных машин и оборудования, новых технологических процессов;

• по изменению организации производства, применению новых приемов и мето­дов выполнения работ.

Данные мероприятия неизменно приводят к выпуску более качественной про­дукции и соответственно конкурентоспособности ее на рынке.

Конкурентоспособность продукции — это способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показа­телям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или по­требление) данной продукции.

В рыночной экономике выживают только предприятия, выпускающие конкурен­тоспособную продукцию, которая связана с двумя основными показателями: уров­нем цены и уровнем качества продукции.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих способность про­дукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции характеризуют показатели, состав которых зависит от назна­чения продукции. К ним относят следующие единичные показатели:

1. назначение;

2. технический эффект;

3. надежность – характеризует показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости;

 

4. технологичность – определяет свойства продукции: материалиалоемкость и трудоемкость;

5. унификация и стандартизация;

6. эргономичность – характеризует систему «человек – изделие – среда» и учитывает комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психологических свойств человека;

7. эстетичность;

8. безопасность;

9. экологичность;

10. патентно-правовые.

 

 

Техническая подготовка производственного процесса

Все работы по технической подготовке производства предусматриваются в биз­нес-планах предприятия. Техническая подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих готовность к выпуску продукции, и проходит следующие стадии (рис. 1.8).

Перед органами планирования ставятся задачи сокращения сроков технической подготовки с целью ускорения реализации проекта; сокращения затрат на осуществ­ление технической подготовки; повышения качества работы и плановой дисципли­ны исполнителей.С целью сокращения сроков технической подготовки используется метод парал­лельного и параллельно-последовательного ведения работ, при котором, например, вторая стадия начинается раньше третья стадия — раньше, чем заканчивается вторая, и т.д. Планирование крупных строительных объектов, сложных проектов осуществляется на основе сетевых графиков.

Контрольные вопросы и задния

1. Производственный процесс_______________________

2. К факторам производства относят:_______________

3. Укажите тип производства:

· Относительно большая номенклатура периодически повторяющейся продукт___________________________

· Небольшая номенклатура изделий, выпускаемая в огромных количествах________________

· Большая номенклатура продукции, зачастую неповторяющаяся____________________

 

4. Производственная структура предприятия_______________

5. Приведите примеры рабочих мест:

Простых_________________

Многостаночных___________

Коллективных____________

6. Назначение воспомогательных цехов____________

7. Роль побочных цехов______________

8. Пориведите примеры предприятий, имеющих следующие виды специализации:

Предметную__________

Технологическую____________-

Смешанную___________-

Территориальную____________

9. Отличие концентрации от кооперирования____________

10. Назначение комбинирования производства___________

11. Производственный цикл__________

12. В рабочий период входит:____________

13. Технологический процесс____________

14. Операция___________

15. Виды движения предметов труда в производственном процессе__________

16. Конкурентноспособность продукции__________

17. Унификация__________

18. Стандартизация________-

19. Перечислите работы, связанные с технической подготовкой производства:_____________________

 

ВЫВОДЫ. Знание производственного процесса во всех аспектах организации во времени (длительность производственного цикла), в пространстве (производствен­ная структура предприятия) дает студенту общее представление о работе организа­ции (предприятия). Это позволит ему в дальнейшем более детально представлять другие разделы

дисциплины в их общей взаимосвязи, а самое главное — четко ори­ентироваться в одном из самых сложных разделов — себестоимости продукции.

Техническая подготовка способствует построению рационального производствен­ного процесса, что является залогом выпуска конкурентоспособной продукции




1.3.1. Организация процесса планирования и ею виды

 

Планирование — это основа управления и сложный про­цесс, в котором участвуют все управленческие звенья предприятия для установления целей и выработки решений с учетом внутренних и внешних факторов.

В условиях рынка предприятия перешли на полное самоуправление и самофи­нансирование, что означает:

• полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выпол­нение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;

• определение спроса на выпускаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг);

• получение прибыли как главного источника, обеспечивающего экономическое, научно-техническое и социальное развитие предприятия

В процессе планирования необходимо получить ответа на важнейшие вопросы:

1) В каком хозяйственном и финансовом состоянии находится в настоящее время предприятие?

2) В каком направлении должно развиваться предприятие? Какие следует выра­ботать цели на ближайшее время и на перспективу?

3) Что надо сделать руководителям и всему персоналу предприятия для достиже­ния установленных целей?

Планирование является непрерывным процессом, поэтому регулярно должны пересматриваться и уточняться планы на основе сформированного портфеля за­казов.

Портфель заказов — совокупность внешних заказов, которыми располагает пред­приятие.

Портфель заказов обычно состоит из трех разделов:

• текущие заказы обеспечивают безостановочную повседневную работу предпри­ятия;

• среднесрочные заказы по срокам исполнения на 1—2 года;

• перспективные (прогнозные, стратегические) заказы сроком на 2—5 лет и более.

Технология планирования включает:

1. определение и обоснование основной задачи предприятия;

2. установление конкретных показателей и заданий для выполнения поставлен­ной задачи;

3. детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим мес­там и срокам исполнения;

4. детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Разработка плана осуществляется по следующим этапам:

I этап — сбор:

а) внешней информации, включающей маркетинговые исследования, сбор данных о рынках сбыта и рынках необходимых материальных ресурсов для производства про­дукции (работ, услуг);

б) внутренней информации, т.е. наличие ресурсов предприятия, а именно: произ­водственной мощности, оборотных средств, численности персонала, их профессио­нального состава и др.;

II. этап - обобщение и анализ поступающей информации, которая необходима для разработки самого плана;

III этап — подготовка отдельных частей плана:

1) основной раздел — производственная программа.

Производственная программа представляет собой план производства и реализации по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции;

1) баланс производственной мощности. В данном разделе рассчитывается необходи­мое количество ведущего оборудования и других групп основных фондов для выпол­нения производственной программы предприятия;

1) логистика снабжения и производства. Назначение этого раздела — определить необходимое количество материальных ресурсов для бесперебойного снабжения про­изводственного процесса;

1) план по труду и заработной плате. В этом разделе производится расчет числен­ности работников по каждой категории, устанавливается уровень их заработной платы и на основании этого определяется фонд оплаты труда (рис. 1.9);

IV этап — взаимная корректировка частей плана до полной увязки и сбалансирован­ности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения.

Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. На практике количество частей (разделов) плана и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, сложив­шихся традиций, отраслевой принадлежности.

В зависимости от целей и задач принято выделять следующие виды планирования

I. По объему охвата:

III. общефирменное (корпоративное) планирование охватывает деятельность органи­зации в целом;


Рис. 1.9. Процесс формирования производственной программы

 

• внутрифирменное планирование осуществляется как на уровне юридически само­стоятельных подразделений компании (предприятий, отделений, филиалов), так и на уровне подразделений предприятия (производств, цехов, участков, функциональ­ных служб, рабочих мест).

II По целевой направленности планов, методов и подходов, масштабу привлекае­мых ресурсов:

• стратегическое планирование — отражает совокупность основных целей предприя­тия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;

• тактическое планирование — охватывает более короткий период, используется для поддержки стратегических планов, содержит более точные определения дей­ствий, больше деталей и спецификаций. Примерами такого типа планов являются планы и задания по производству товаров с заданными параметрами;

• оперативное планирование — заключительный этап процесса непрерывного плани­рования работы предприятия. Оперативные планы дают точную последовательность и взаимосвязь действий и результатов, обеспечивают бесперебойную, ритмичную и согласованную текущую работу всех подразделений предприятия.

III По сроку планирования:

• долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период свыше 3 лет и более;

• среднесрочное планирование — период составляет от 1 до 3 лет;

• краткосрочное планирование — календарное планирование и диспетчеризация (декада, месяц, квартал, год).

Эта группировка характерна для средних и крупных предприятий, выпускающих сложную продукцию. Малые предприятия ограничиваются разработкой оператив­но-календарных и среднесрочных планов.

IV. Бизнес-план.

Он занимает особое место в системе планирования, необходим как действующим организациям, так и создающимся.

Бизнес-план — это основной документ организации, который позволяет:

1. определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;

2. установить перспективные ориентиры для деятельности организации;

3. оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции;

4. прогнозировать величину прибыли;

5. получить финансовую поддержку со стороны банков или других инвесторов;

6. учесть возможные риски и минимизировать потери.

Большинство компаний составляет бизнес-план на один или три года, лишь от­дельные фирмы - на срок свыше 3—5 лет. Как правило, бизнес-план разрабатывают руководитель и ведущие специалисты.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Чем крупнее инвестиции, тем больше его объем. Бизнес-план имеет приложения, которые подтверждают его реальность.

  Рис. 1.10. Структура бизнес-плана

Несмотря на то что нет единой структуры бизнес-плана, так как различны сфе­ры и объемы предпринимательской деятельности, его можно представить в таком общем виде (рис. 1.10).

1.3.2. Производственный потенциал: имущество организации (предприятия)

При разработке производственной программы пред­приятия огромную роль играют качественные характеристики производственного процесса, от него зависят объемы потребляемых производственных ресурсов орга­низации. Чем сложнее технологический процесс, тем большим количеством ресур­сов должна обладать организация. Все ресурсы организации, используемые в произ­водственной деятельности для создания экономических благ, называются имуществом организации (рис. 1.11).

 

Имущество организации
Активы Капитал Вещественное содержание Стоимостная оценка Натурально-вещественный состав
Материа льные       Основные фонды - средства труда Основные средства Земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты, инвентарь и пр.
    Основной капитал Капитальные вложения Незавершенное строительство, долгосрочные инвестиции
Немате­риальные   Нематериальные активы создаются в процессе деятельности организации Репутация предприятия, название фирмы, круг постоянных клиентов, товарные знаки, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права и т.п.
Материал ьные     Оборотный капитал Оборотные фонды - предметы труда Оборотные средства Сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запчасти для ремонта, НЗП, расходы будущих периодов
    Фонды обращения   Готовая продукция на складах, средства в расчетах, денежные средства
Рис. 1.11. Характеристика имущества организации

 

 

Имущество организации — материальные и нематериальные активы организации, используемые в производственной деятельности и зафиксированные в бухгалтерском ба­лансе.

В активы организации включаются лишь ресурсы, являющиеся собственностью предприятия, которые делятся на внеоборотные и оборотные. Активы отождествляют с капиталом, который подразделяется на основной и оборотный капитал.

Внеоборотные активы (основной капитал) используются предприятием многократно, в течение длительного периода. К ним относят не только основные фонды, но и нема­териальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные инвестиции.

Оборотные активы (оборотный капитал) используются однократно в течение одного производственного цикла. К ним относят оборотные фонды, фонды обраще­ния, а также средства на оплату труда.

Имущество организации относится либо к материальным, либо к нематериаль­ным активам. У них есть общие признаки: наличие определенной стоимости, могут быть отчуждены и способны приносить доход.

Производственную программу организации характери­зует большое количество экономических показателей. Они дают возможность пла­нировать, контролировать, анализировать экономическую ситуацию организации и принимать верные управленческие решения.

Экономические показатели — это расчетные величины, характеризующие условия функционирования и результаты деятельности предприятия.

В процессе деятельности организации постоянно приходится иметь дело с систе­мой показателей, которые можно классифицировать по следующим признакам:


I. Количественные и качественные:

· количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. На­пример, объем товарной, реализованной, валовой продукции; численность работа­ющих, фонд оплаты труда; сумма прибыли; размер затрат различных производствен­ных ресурсов: металла, топлива;

· качественные показатели являются величинами относительными. Они выража­ют экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. К ним относятся те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой. Например, производительность труда, рентабельность производства, фондо­отдача, коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

II. По измерителям показатели подразделяются на натуральные, стоимостные и трудовые.

Натуральные показатели используются в плановой и учетной практике всех орга­низаций и применяются для количественной характеристики выпускаемой и реали­зуемой продукции в ее материально-вещественном содержании.

Применение того или иного конкретного измерителя зависит от физических свойств измерителя (кг, т, м, м2, м3, шт., пары обуви и др.,).

Существуют производства, где применение одного натурального показателя недо­статочно для полной характеристики продукции, и в этих случаях используются двой­ные показатели измерения продукции. Например, выпуск бумаги и синтетических пленок оценивается в т и м2; производство труб - т и погонных метрах; ткани - погонных метрах и м2.

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительскую стоимость (напри­мер, уголь имеет различную калорийность) или же выпускаемая продукция (маши­ны, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Например, трак­торы имеют разную мощность двигателей. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравниваются к нему по одному из признаков: тракторы в 15-сильном исчислении.

Номенклатура и ассортимент продукции — основные натуральные показатели про­изводственной программы предприятия.

Номенклатура продукции — это систематизированный перечень продукции в нату­ральном выражении. Номенклатура имеет три степени детализации:

1) сводная номенклатура продукции (работ, услуг);

2) групповая номенклатура;

3) специфицированная (развернутая) номенклатура по видам, группам, позициям и типам.

Ассортимент продукции — количественное соотношение отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, моделям, артикулам и т.д. Это самая под­робная классификация продукции внутри одного наименования.

Стоимостные показатели (руб.) — это всеобщий эквивалент и наиболее универсаль­ный измеритель в условиях товарно-денежных отношений, используемый в плановой и учетной деятельности организаций. С их помощью определяют динамику, пропорции и темпы развития предприятия, взаимоувязывают все разделы плана, планируют объем реализации, товарную и валовую продукцию, затраты предприятия и др.

Трудовые показатели используются для определения численности работников, норм выработки, производительности труда, размера оплаты труда. Например: нормо-час, человеко-день, станко-час, руб./чел., шт./чел.

III. По функционально-содержательному назначению выделяют плановые, оце­ночные и расчетно-аналитические показатели.

Плановые показатели устанавливаются на предстоящий период и обязательны для исполнения. Для обоснования плановых показателей применяют оценочные и рас - четно-аналитические показатели, которые разрабатывает само предприятие.

Оценочные показатели являются обобщающими, с их помощью:

• на подготовительной стадии разработки плана дают независимую объективную оценку реального состояния объекта и производят отбор вариантов и проектов. На­пример, при внедрении нового изделия идет отбор новой техники и технологии; выбор потребителей продукции и поставщиков сырья и материалов; определение профессионально-квалификационного состава персонала предприятия и др.;

• в ходе и после выполнения плана дают оценку фактически достигнутых результа­тов и сравнивают с проектными и плановыми показателями.

Расчетно-аналитические показатели играют промежуточную роль. Дополнитель­ным расчетам подвергаются, как правило, элементы объектов, которые оказывают влияние на конечные результаты в целом и направлены на подтверждение выбора и оценки результатов данного варианта плана. Например, при планировании роста про­изводительности труда будут рассмотрены следующие элементы: квалификация пер­сонала и их трудовая дисциплина, пересмотрены нормы времени и выработки; каче­ственный состав и загрузка оборудования; качество продукции, зависящее от качества исходного материала, инструментов; причины простоев и др.

В основе организации внутрипроизводственного планирования и учета должна лежать надежная нормативная база — это нормы и нормативы расхода всех ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.