Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, функции и виды цен




Знать

об антимонопольной политике государства


Оптовые цены изготовителя
Иметь представление

Цена
Уметь рассчитывать

Свободные цены. Государственные цены Оптовые цены изготовителя. Оптовые отпускные цены Розничная цены Закупочные цены. Тарифы Антимонопольная политика Ценообразование
Ключевые слова

и термины

 

 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена как экономическая категория позволяет косвенно измерить затраченное на производство товара (работы, услуги) рабочее время, которое в стоимостной оценке выражается через издержки. Продукт, проходя всю цепочку производственного процесса, добавляет на каждой стадии вновь созданную стоимость, т.е. издержки, связанные с оплатой труда, и прибыль. Следовательно, цена должна показывать всеиздержки: производственные, товародвижения и продаж. Цена прямым образом влияет на сумму прибыли.

 

Сущность цены проявляется в ее функциях:

 

I. Учетная выявляет затраты ресурсов (средств производства и рабочей силы), т.е. общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции. Учетная функция цены позволяет оценить эффективность работы предприятия и выработать рациональную стратегию в условиях рынка.

II. Стимулирующая позволяет за счет получаемой прибыли предприятия повышать эффективностьпроизводства, в частности, внедрять новую технику, технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, и т.д.

III. Распределительная предполагает формирование и перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами; различными отраслями внутри производственной сферы за счет налогов, включаемых в цену товара. Например, налог на прибыль, акциз на подакцизный товар, налог на добавленную стоимость и др.

IV. Сбалансирования спроса и предложения. Выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом и установление равновесной цены, отражающей интересы, как производителя, так и потребителя. В условиях рыночной экономики цена исполняет роль стихийного регулятора производства: если на какой-то товар спрос возрастает, то растет цена и в конечном итоге производство расширяется, а если спрос падает, то падает цена и сокращается производство.

Природе рыночных отношений соответствуют свободные (рыночные, договорные) цены.

Свободные цены складываются на основе соглашения покупателей и продавцов под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий и являются свободными от воздействия государства.

Однако полностью перейти на рыночные цены невозможно. Государство в лице органов власти контролирует некоторые виды свободных цен путем ограничения их роста или снижения – это регулируемые цены. К ним относят цены:

а) на продукцию и услуги предприятия монополистов (РАО «ЕЭС», ОАО «Российские железные дороги» и др.);

б) на базовые для экономики страны ресурсов (РАО «ЕЭС», «Газпром» и др.);

в) на социально значимые товары (продукты питания первой необходимости, коммунальные услуги, лекарственные средства, детски товары и др.).

На некоторые товары и услуги государство устанавливает фиксированные цены, которые имеют жесткие тарифы по РФ. Например, почтовые, телеграфные услуги (Почта России).

Кроме того, в развитых странах (Россия – не исключение) государственные органы проводят целенаправленно антимонопольную политику.

Антимонопольная политика – совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей монополизировать рынок.

Монополия наносит огромный вред экономике страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство, плохое качество продукции т многое другое, и, как правило, полностью игнорирует интересы потребителя.

А самое главное, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Конкуренция быстро расставляет все на свои места – с рынка уходят или меняют свое отношение к делу недобросовестные производители. Разрушить злоупотребления монополистов можно путем прямого вмешательства государства в их деятельность, и для этого используется широкий спектр санкций:

· принудительное установление цен;

· предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм);

· демонополизирование (принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.