КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ положительного и отрицательного опыта создания информационных систем на предприятии
Серьезным препятствием на пути создания ИС на предприятии является риск провала такого проекта. Статистика здесь неутешительная. По многочисленным оценкам около 66% крупномасштабных проектов не достигают заявленных целей бизнеса, реализуются с опозданием или со значительным перерасходом бюджета. По данным компании Gartner, 20 - 35% работ по реализации ERP-систем заканчиваются неудачно, а 50 - 60% сопровождаются серьезными трудностями. Эти проблемы особенно актуальны для России, поскольку аналитики ожидают увеличения числа крупных ИТ-проектов в нашей стране. В принципе все эти причины давно известны. Это отсутствие поддержки со стороны руководства предприятия, ложные ожидания, слабое управление изменениями, недостаток опыта и знаний в управлении проектами и т. д. Возникновение тех или иных проблем в процессе выполнения проекта - нормальное явление. Существует немало разнообразных методов их структуризации и разрешения. Выбор наиболее эффективного метода зависит от множества разных обстоятельств. Главное заключается в желании работать над разрешением проблем систематически и организованно. Накопленный в практической сфере опыт позволяет выявить типичные ошибки при создании информационных систем на предприятии: · неправильная идентификация проблем и недостатки в анализе бизнес – процессов при внедрении ИС, · ошибки в определении величины внешнего экономического эффекта, который значительно труднее оценить, чем затраты на внедрение ИС, · недостатки в системе менеджмента предприятия в целом («нельзя автоматизировать существующий беспорядок»), · недостатки в кадровом обеспечении проектирования и эксплуатации ИС, · недостаточное внимание топ менеджмента предприятия к проблемам информатизации, · ошибки в определении единовременных и эксплуатационных затрат, связанных с ИС, · недостаточное финансирование проекта, которое может привести к свертыванию или замедлению хода работ по внедрению системы, · заниженная оценка времени выполнения проекта по созданию и внедрению ИС, · действия, не соответствующие принятым решениям. Возникающие в процессе реализации проекта проблемы можно условно разделить на несколько групп и порекомендовать некоторые методы их наиболее эффективного решения, полученные на основе положительного опыта создания информационных систем на предприятии. Проблема 1. Моральный дух команды: если моральный дух слаб, разумно укреплять его «снизу вверх», повышать уверенность сотрудников в себе, обеспечивать дополнительную поддержку. Если моральный дух силен, не обольщайте себя тем, что все идет хорошо, - у команды может быть просто завышена самооценка. Проблема 2. Состав команды: рекомендуется решать кадровые проблемы самостоятельно и мирно. Если такие меры не помогают, имеет смысл обсудить проблему с топ-менеджментом. Проблема 3. Неэффективность управления крупным проектом: можно разбить команду на подкоманды, планируя их взаимодействие. Проблема 4. Создание дружеской атмосферы: если в проекте участвуют сотрудники, имеющие сложные отношения друг с другом, не стоит заставлять их работать вместе. Нужно организовать выполнение задач таким образом, чтобы ограничить их контакт. Проблема 5. Управление технологией: неразумно воспринимать технологию как должное - любая технология требует управления и активной оценки ее использования. Проблема 6. Изъятие из проекта критически важных ресурсов: следует с самого начала учитывать, что такая угроза существует; четко представлять себе потребности, настаивать на получении определенных ресурсов, учитывая при этом состояние бизнеса фирмы в целом. Проблема 7. Низкие показатели деятельности и отставание от графика: прежде всего необходимо выявить причины ее возникновения (задачи не были включены в план; проект вовремя не получает ресурсов; команда не выполняет работу в срок и т. д.). Часть проблем можно предотвратить за счет четкого планирования, однако, если проблема все же возникает, стоит поговорить с командой и выяснить, что можно сделать, чтобы разрешить ее с имеющимися ресурсами. Проблема 8. Координация работы с поставщиками и подрядчиками: еще до начала проекта следует выяснить личный интерес поставщика или подрядчика и использовать его. При выборе поставщиков или подрядчиков необходимо четко формулировать задачи проекта. Для облегчения координации работы с ними выявить зависимости между проектами; определить способы контроля качества и изменения графика и приоритетов; установить процесс координации между проектами на уровне менеджера проекта и ниже. Введение комплекса технологических стандартов уровня предприятия, включающих стандартизацию процесса разработки системы, стандартизацию самих приложений системы и стандартизацию взаимоотношений команды в проекте – все это способствует эффективному и быстрому созданию информационной системы на предприятии.
4.12 Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС: разработка, внедрение и эксплуатация, состав и содержание работ В настоящее время существует ряд методических материалов по организации управления созданием и внедрением ИС. К числу наиболее известных методических подходов к проектному управлению относятся методологии Microsoft Solutions Framework (MSF, http://www.microsoft.com/msf/) и Microsoft Operations Framework (MOF, http://www.microsoft.com/mof/.), Rational Unified Process (RUP), Extreme programming (XP). Кроме перечисленных методологий управление проектами может осуществляться с учетом рекомендаций, изложенных в руководствах к своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge, PMBOK) от компании PMI (http://www.pmi.ru). Упомянутые методологии во многом похожи. Организацию управления и состав работ для различных стадий жизненного цикла ИС рассмотрим на примере методологии MSF, которая сочетает в себе свойства двух стандартных моделей проектирования: каскадной (waterfall) и спиральной (spiral). Процесс MSF ориентирован на “вехи” (milestones) – ключевые точки проекта, характеризующие достижение в его рамках какого-либо существенного (промежуточного либо конечного) результата. В соответствии с методологией MSF ИТ команда представлена ИТ специалистами, распределенными по нескольким ролевым кластерам. Дадим краткую характеристику каждого ролевого кластера и посмотрим на состав и содержание работ на различных стадиях разработки ИС. Ролевые кластеры 1. Управление продуктом. Цель - удовлетворенные заказчики. Область компетенций – маркетинг, бизнес-отдача (бизнес - приоритеты), представление интересов заказчика, планирование продукта. Состав функций: выступает в роли представителя заказчика, формирует общее видение/рамки проекта, организует работу с требованиями заказчика, развивает сферы применения в бизнесе, формирует ожидания заказчика, определяет компромиссы между параметрами «возможности продукта / время / ресурсы», организует маркетинг, PR и евангелизацию, разрабатывает, поддерживает и исполняет план коммуникаций. 2. Управление программой. Цель - достижение результата в рамках проектных ограничений. Область компетенций – управление проектом, выработка архитектуры решения, контроль производственного процесса, административные службы. Состав функций: управляет процессом разработки с целью получения готового продукта в отведенные сроки, формулирует спецификацию продукта и разрабатывает его архитектуру, регулирует взаимоотношения и коммуникацию внутри проектной группы, следит за временным графиком проекта и готовит отчетность о его состоянии, проводит в жизнь важные компромиссные решения, разрабатывает, поддерживает и исполняет сводный план и календарный график проекта, организует управление рисками. 3. Разработка. Цель - создание продукта в соответствии со спецификацией. Область компетенций - технологическое консультирование, проектирование и осуществление реализации, разработка приложений, разработка инфраструктуры. Состав функций: определяет детали физического дизайна, оценивает необходимые время и ресурсы на реализацию каждого элемента дизайна, разрабатывает или контролирует разработку элементов, подготавливает продукт к внедрению, консультирует команду по технологическим вопросам. 4. Тестирование. Цель - одобрение выпуска продукта только лишь после того, как все дефекты выявлены и улажены. Область компетенций - планирование тестов, разработка тестов, отчетность по тестам. Состав функций: обеспечивает обнаружение всех дефектов, разрабатывает стратегию и планы тестирования, осуществляет тестирование. 5. Удовлетворение потребителя. Цель - повышение эффективности пользователя, увеличение потребительской ценности продукта. Область компетенций - обеспечение технической поддержки, обучение, эргономика, графический дизайн, интернационализация решения, общедоступность (обеспечение возможности работы для пользователей с ограниченными физическими возможностями). Состав функций: представляет интересы потребителя в команде, организует работу с требованиями пользователя, проектирует и разрабатывает системы поддержки производительности, определяет компромиссы, относящиеся к удобству использования и потребительским качествам продукта, определяет требования к системе помощи и её содержание, разрабатывает учебные материалы и осуществляет обучение пользователей. 6. Управление выпуском. Цель - беспроблемное внедрение и сопровождение продукта. Область компетенций: инфраструктура, сопровождение, бизнес-процессы, управление выпуском готового продукта. Состав функций: представляет интересы отделов поставки и обслуживания продукта, организует снабжение проектной группы, организует внедрение продукта, вырабатывает компромиссы в управляемости и удобстве сопровождения продукта, организует сопровождение и инфраструктуру поставки, организует логистическое обеспечение проектной группы.
Таблица 4.3 Состав и содержание работ для различных фаз разработки ИС
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |