![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя картина болезни
РЕБЕНОК И БОЛЕЗНЬ СОДЕРЖАНИЕ Внутренняя картина болезни Реакция личности ребенка на болезнь Формирование внутренней картины болезни у детей Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение Адаптация детей к детским учреждениям и больнице Смерть в мире детей Психологические особенности детского горя Понятие о психосоматических заболеваниях Частная симптоматика
Р.А. Лурия (1977) под понятием внутренней картины болезни (ВКБ) подразумевает «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, представление о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу,— весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм». В последующие годы концепция ВКБ усложнилась. Было показано, что наряду с болезненными изменениями в организме, сенситивной и интеллектуальной переработкой проявлений болезни оформление ВКБ зависит от структуры личности, глубины осознания и переживания болезни. По-разному называли душевное состояние больного в связи с возникшим соматическим или психическим заболеванием. Понятие сознание болезни введено Е. К. Краснушкиным (1950). Оно является частью сознания «Я» и зависит от интероцепции, интеллектуального уровня, эмоционального тонуса и состояния высших интегративных функций. Сознание болезни находится в зависимости от личной жизненной ситуации и социальной среды. К. А. Скворцов (1958) полагал, что больной может «держаться выше болезни», «бороться с ней», «не обращать на нее внимания», «диссимулировать, считать ее позором», «полностью покоряться болезни», «становиться ее рабом», «бояться болезни», «привыкать к ней», трагически переживать. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) реакцию личности на болезнь ставят в зависимость от характера заболевания, темпа его развития, представления о болезни, особенностей лечения, предболезненной личности больного, отношения к страданию самих больных, их родных и сослуживцев. А. Е. Личко и Н. Я. Иванов (1980) описали 13 различных реакций на соматическое заболевание: гармоничную, тревожную, ипохондрическую, меланхолическую, апатическую, неврастеническую, обсессивно-фобическую, сенситивную, эгоцентрическую, эйфорическую, анозогнозическую, эргопатическую и паранойяльную. Важное заключение сделали А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарев (1980), указав, что в болезни сохраняются особенности личности. При этом они обратили внимание на расстройство биосоциальной адаптации и возникновение зависимости от болезни. Полагая, что на отношение к болезни должны влиять ее структура, динамика, а также личностные и социальные факторы, авторы ввели понятие «соматонозогнозия». Помимо понимания своего заболевания, оценки болезненных ощущений, в нем находит отражение результат взаимодействия, взаимосвязи личности, болезни и ситуации. В формировании соматонозогнозий участвуют все уровни личности: биологический, индивидуально-психологический и социально-психологический. Значительную роль играют соматогении. В одних случаях преобладают оценки ощущений, в других — психологические оценки. В связи с этим формируются типы адекватного (нормо-, гипер-, гипо- и диссоматонозогнозия) и неадекватного (психопатологического) реагирования: депрессивный, фобический, истерический, ипохондрический, анозогнозический.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |