Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки несовершенной конкуренции. Монополизм. Пути его преодоления




Главное отличие рынков несовершенной конкуренции - способность продавать, покупать, воздействуя на рыночную цену товаров

Анализ этих рынков начнем с чистой монополии.Чистая монополия(ч.м) – самая крайняя форма несовершенной конкуренции. Как и рынок совершенной конкуренции, рынок чистой монополии – абстракция.

Причины анализа:

1) Значительный объем экономической деятельности проходит в условиях, близких к чистой монополии.

2) Чистая монополия - один из критериев оценки реальных рыночных структур(олигополия, монополистическая конкуренция)

 

Чистая монополия. Определение цены и объема производства.

Определение и характерные черты:

Ч.м- рыночная структура, в которой одна фирма, являющаяся поставщиком продукции не имеет заменителей.

Черты:

1) единственный продавец – ч.м –вся отрасль

2) один продукт, то есть для потребителей один источник предложения

3) значительный контроль над ценой(чистый монополист - фирма, назначающая цену)

Монопольная власть – возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество на рынке. Степень монопольной власти зависит от:

1) наличия близких заменителей

2)от доли продаж

Чтобы обладать монопольной властью, не требуется быть читым монополистом.Необходимое условие – нисходящая кривая спроса на продукт фирмы, способность повышать или понижать цену путем изменения количества товаров.

 

3) барьеры входа в отрасль:вступление конкурентов в отрасль заблокировано условиями: энономическими, техническими, правовыми

барьеры входа в отрасль - причины возникновения и поддержания монопольной власти.

1 группа барьеров:технологические особенности ряда отраслей

Производство ряда отраслей требует крупных капиталовложений->велики постоянные издержки®минимизировать долю средних издержек удается при очень значительном объеме производства.®в этих отраслях продолжительный положительный эффект масштаба.

График

Эффективность производства в отрасли достигается при данном рыночном спросе небольшим количеством фирм или одной фирмой. Эффективный объем производства(при котором фирма достигает минимума АТС) близок или превышает тот объем, на который рынок предъявляет спрос.

Монополизм возникающий в следствие того, что единственная фирма может обеспечить весь рыночный спрос на какой-либо продукт с меньшими издержками, чем 2 или более фирм, называется естественная монополия

Если раздробить фирму на две одинаковые, то каждая фирма доведет объем выпуска во 1/2Q1.Тогда издержки: 2*(1/2*Q1*C2),но Q1*C2>Q1*C1.Таким образом, делаем вывод о том, что дробление таких фирм неэффективно, как с точки зрения общества, так и с точки зрения фирмы.

Данный барьер преодолим:

1) изменение технологии

2) расширение рынка(естественные монополии могут перерасти в конкурентные рынки)®существует временной аспект существования монополии, могут быть временно-устойчивые и неустойчивые естественные монополии+ отрытые монополии:нет специального законодательства, ограничивающего вход в отрасль.Но войти в такую отрасль трудно, т.к велики инвестиционные затраты конкурентов и окупаемость затрат продолжительна и затруднительна.

3) Эффект опыта: действующая фирма обладает всей полнотой информации о рынке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.