Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенно не согласен




Не согласен

Не знаю

Не согласен

Полностью согласен

Не очень важно или не имеет значения совсем

Не особенно важно

Более или менее важно

Очень важно

Чрезвычайно важно

 

1. Иметь достаточно времени

для семьи, для личной жизни 1 2 3 4 5

2. Работать в хороших условиях

(при достаточном освещении, в

хорошо проветриваемом и просторном и.т.д) 1 2 3 4 5

3. Поддерживать хорошие деловые

отношения с непосредственным

начальством 1 2 3 4 5

4. Не бояться потерять работу 1 2 3 4 5

5. Работать с людьми, которые

умеют сотрудничать 1 2 3 4 5

6. Иметь такого начальника,

который будет советоваться с Вами,

принимая то или иное решение 1 2 3 4 5

7. Иметь хорошие возможности

продвижения по службе 1 2 3 4 5

8. Иметь достаточно разнообразную

работу, с элементами риска 1 2 3 4 5

А вне работы, в Вашей частной жизни, насколько важны для Вас следующие черты? (Пожалуйста, обведите кружком один из ответов в каждой строчке.)

 

9. Личная уравновешенность

и стабильность 1 2 3 4 5

10. Бережливость 1 2 3 4 5

11. Настойчивость (упорство) 1 2 3 4 5

12. Уважение традиций 1 2 3 4 5

13. Как часто Вы нервничаете на работе, испытываете напряжение?

1 = никогда

2 = редко

3 = иногда

4 = часто

5 = всегда

14. Как часто, судя по Вашему опыту, подчиненные бояться выразить несогласие с мнением вышестоящего начальства?

 

1 = никогда

2 = редко

3 = иногда

4 = часто

5 = всегда

В какой степени Вы можете согласиться или не согласиться со следующими утверждениями? (Пожалуйста, обведите одну из цифр на каждой строчке).

 

15. Большинству людей можно доверять 1 2 3 4 5

16. Можно быть хорошим руководителем,

менеджером, и не зная точных ответов на

большинство вопросов, которые не

могут задать подчиненные 1 2 3 4 5

17. Необходимо любой ценой избегать

создания такой организационной структуры,

при которой у подчиненного будет двое

начальников 1 2 3 4 5

18. Конкуренция между сотрудниками

обычно приносит больше вреда, чем

пользы 1 2 3 4 5

19. Правила, принятые на предприятии

или в учреждении, нарушать нельзя, даже

если работник считает, что действует в

интересах своего предприятия или учреждения 1 2 3 4 5

20. Если человеку не везет в жизни, он

сам виноват в своих неудачах 1 2 3 4 5

 

А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе (информация необходима для статистического анализа).

21 Ваш пол: 1 = мужской

2 = женский

22 Ваш возраст? 1 = менее 20 лет

2 = 20 – 24 года

3 = 25 – 29 лет

4 = 30 – 34 года

5 = 35 – 39 лет

6 = 40 – 49 лет

7 = 50 – 59 лет

8 = более 60 лет

23 Длительность Вашей учебы (начиная с начальной школы, считайте только официально установленный срок для каждого курса обучения. Например, если Вы остались на второй год, это не считается, если Вы перескакивали через класс, надо считать оба класса)?

1 = 10 лет

2 = 11 лет

3 = 12 лет

4 = 13 лет

5 = 14 лет

6 = 15 лет

7 = 16 лет

8 = 17 лет

9 = 18 лет

24 Если Вы работаете или раньше работали, что это (была) за работа?

1 = Малоплачиваемая работа (включая дневную учебу)

2 = Неквалифицированный или полуквалифицированный ручной труд

3 = Конторская или секретарская работа, требующая общей подготовки

4 = Работа ремесленника, требующая профессиональной подготовки: работа техника, медсестры и.т.д.

5 = Профессиональный труд, требующий высокого уровня образования (ВУЗ или университет), но не руководящая должность

6 = Руководитель (начальник), имеющий одного или несколько подчиненных (которые в свою очередь не имеют подчиненных)

7 = Руководитель (начальник), имеющий в подчинении руководителей (начальников)

25 Где, в какой стране (республике, области, крае) Вы проживаете?

26 Где, в какой стране (республике, области, крае) Вы родились (если Вы меняли место жительства с тех пор)?

 

В «Модуле исследования ценностей 1994» (VSM-94) Хофстед (как и во всех других) статистически анализирует ответы на вопросы о ценностных ориентациях людей в разных странах вокруг одних и тех же проблем, но с разными ―национальными решениями в следующих областях:

1) неравенство, включая отношения с властью и непосредственными

начальниками;

2) отношения между индивидом и группой;

3)концепция мужественности и женственности в поведении людей;

4) как люди справляются с неопределенностью, насколько готовы к нововведениям, как относятся к контролю агрессии и выражению эмоций;

5) восточное и западное представление о развитии семьи, общества, понимание концепции времени.

Согласно указанным пяти областям изучения национальной культуры, Хофстедом для проведения эмпирических исследований были определены пять измерений культуры, которые соответствуют приведенным выше областям проблем.

Первое измерение – это дистанция власти (PDI). По определению Г. Хофстеда, это ― тот предел, до которого члены общества, владеющие меньшей властью, принимают, что власть распределена неравномерно. Дистанция власти – это одна из базовых ценностей, представление о мире, связанное с решением вопроса: почему не все люди равны. Решения у этого вопроса всего лишь два: потому что ―так надо для делать или потому что – таков порядок мира. В первом случае мы имеем дело с низкой дистанцией власти, во втором – с высокой дистанцией власти.

В модуле VSM-94 данный индекс считается по следующей формуле:

PDI = –35m(03) +35m(06) +25m(14) – 20m(17) – 20 (3.1)

где: m(03), m(06), m(14), 20m(17) – значение оценки вопроса 3,6,14,17 соответственно.

Индекс варьируется в пределах от 0 (низкая дистанция власти) до 100 (высокая дистанция власти), но технически может быть в определенных случаях как ниже 0, так и выше 100.

Второе измерение – измерение индивидуализма (в противовес коллективизму). Это вообще один из важнейших показателей, который определяет стереотипы поведения людей и всего типа экономической культуры. По сути, как самих себя воспринимают люди: часть группы или же уникальная личность? Разные культуры и типы экономических систем дают на него разные ответы. В индивидуалистской культуре главная ценность — это я сам, мое мнение, мое пространство. Противоположность — коллективизм. Он связан с ценностью принадлежности к группе, осознанию и покорности частного перед общим.

Формула расчета данного индекса (IND):

IDV = – 50m(01)+30m(02) +20m(04) – 25m(08) +130 (3.2)

где: m(01), m(02), m(04), m(08) – значение оценки вопроса 1,2,4,8 соответственно.

Индекс варьируется в пределах от 0 (сильный коллективизм) до 100 (сильный индивидуализм), но технически может быть в определенных случаях как ниже 0, так и выше 100.

Третье измерение – это индекс маскулинности (MAS) (в противовес фемининности). Маскулинность (мужественность) – это ценность достижения, рациональности, прямых действий, зарабатывания денег, ответа на вызовы внешнего мира. Для этой культуры характерен образ суперменов.Фемининность (женственность) проявляется в значимости жизненного пространства, чувств, честности и открытости в контакте.

Мужественность как образец поведения ―среднего гражданина более свойственна обществам с четко различаемыми социальными ролями для мужчин и женщин. Считается, что мужчина обычно грубее, жестче и делает упор на материальную сторону жизни, а женщина – нежнее, умереннее и заинтересована в качестве жизни. Женственность как измерение культуры точнее описывает ―среднее поведение в обществах, где социальные роли обоих полов во многом совпадают, т.е. и мужчина, и женщина могут быть мягкими, умеренными и думать не только о материальном благополучии.

Формула для расчета индекса (1.3):

MAS = +60m(05) – 20m(07) +20m(15) – 70m(20) +100 (3.3)

где m(05), m(07), m(15), m(20) – значение оценки вопроса 5,7,15,20 соответственно.

Сам же индекс варьируется в пределах от 0 (абсолютная фемининность общества) до 100 (абсолютная маскулинность общества), но технически может быть в определенных случаях как ниже 0, так и выше 100.

Четвертое измерение – избегание неопределенности (UAI) (включает отношение к работе, отношение к конфликтам, отношение к разногласиям, отношение к риску, формализованность отношений). Люди различаются по той степени, с которой они согласны допускать в своей жизни наличие неопределенности. Будущее всегда неопределенно, но люди способны в определенной степени снижать неопределенность. Достигается это, по мнению Г. Хофстеда, через три составляющих: технологию, законы и религию. При этом технология имеет дело с той частью неопределенности, которая исходит от природы; законы – с неопределенностью от поведения людей; религия – с неопределенностью от сил всевышнего.

Формула расчета индекса (1.4):

UAI = +25m(13)+20m(16) – 50m(18) – 15m(19) +120 (3.4)

где m(13), m(16), m(18), m(19) – значение оценки вопроса 13,16,18,19 соответственно.

Индекс варьируется в пределах от 0 (слабое избегание неопределенности) до 100 (сильное избегание неопределенности), но технически может быть в определенных случаях как ниже 0, так и выше 100.

Пятое измерение – конфуцианский динамизм или долгосрочная/краткосрочная ориентация (LTO). Этот показатель также еще называется патернализмом. Долгосрочная ориентация относится к обществу, которое ориентировано на будущие награды, ему характерна настойчивость и бережливость. Краткосрочная ориентация относится к обществу, которое отдает приоритет прошлому и, главное, настоящему. Данному обществу характерно уважение традиций, сохранение "лица"и выполнение социальных обязательств. Этот показатель отражает, насколько общество стратегически ориентируется на будущее, в противоположность краткосрочной (тактической) ориентации. А также насколько более ―слабые представители общества испытывают высокую потребность в защите и опеке со стороны более ― сильных представителей данного общества.

Формула расчета данного индекса (1.5):

LTO = - 20m(10) +20m(12) +40 (3.5)

где m(10),m(12) – значение оценки вопроса 10,12 соответственно.

Индекс варьируется в пределах от 0 (краткосрочная ориентация) до 100 (долгосрочная ориентация), но технически может быть в определенных случаях как ниже 0, так и выше 100

 

Дистанция власти (PDI)   Индивидуализм (IND)   Маскулинность (MAS)   Избегание неопределенности (UAI)   Долгосрочная ориентация (LTO)  
         

 

Задания для СРС:

  1. Проведите опрос среди работников разных сфер экономики (N=25).
  2. Расчитайте индексы культур и согласно этим данным постройте корреляционное поле по двум переменным Хофстеда – индивидуализм, дистанция власти. Определите на рисунке место Казахстана в данной модели.
  3. Прокомментируйте результаты своего исследования.

 

Рисунок 2. Расположение стран в зависимости от показателей «индивидуализма» и «дистанция власти».

 

 

Литература:

1. Инглхарт Р. Культура и демократия // Культуры имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002. С. 106 – 128.

2. Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 349 – 363.

3. Hofstede G. Cultures And Organization – Software of the Mind / Hofstede G. [Electronic resource]. – Mode of access: https://westwood.wikispaces.com/file/view/Hofstede.pdf - Date of access: 30.11.2012.

 

 

Опросник М.Рокича, Ш.Шварца (Multidimensional scaling)

«Ценностные ориентации личности»

 

Тест ценности Рокича-Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).

В основе ценностного опросника Рокича-Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

 

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей.

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

 

Первая часть опросника.

Инструкция: Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);

6 - очень важная;

5 - достаточно важная;

4 - важная;

3 - не очень важная;

2 - мало важная;

1- не важная;

0- совершенно безразличная;

-1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал - Список ценностей I:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)
2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)
4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)
7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)
8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)
9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)
10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)
11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)
12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)
14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)
17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)
18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)
19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)
22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)
24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)
28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)
30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)
42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)
43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)
47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)
48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)
51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.