КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Всеобщая декларация прав человека
Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Статья 8 Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10 Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. (Гуманитарная сфера и права человека // Сб. документов. — М., 1992. — С. 15—16) Упражнение 31*. Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами.
аннулировать виза содействовать бригадный подряд превентивные меры юридическое лицо администрация порицание уведомить занимаемый пост предоставить слово взимать предписание ходатайство конструктивный диалог санкция руководителя
Упражнение 32*. Образуйте устойчивые сочетания, имеющие окраску официально-делового стиля: (а) именные, подобрав согласованные или несогласованные определения; (б) глагольные, подобрав соответствующие глаголы.
(а) лица оборона полномочия приговор ущерб документ протокол лишение оказание порядок принятие (б) выговор исполнение распоряжение найм ответственность пособие суд договор постановление рекомендация
Упражнение 33. Установите по словарю значения заимствованных слов, используемых в официально-деловом стиле.
акция импичмент консенсус форум альянс инвестиции прерогатива апартеид квота прецедент декларация кодекс стагнация
Упражнение 34. Отметьте морфологические и синтаксические особенности текста документа (употребление отвлеченных существительных, соотношение имен существительных и местоимений, использование глаголов в форме 3-го л. наст, врем., наличие производных предлогов; типы предложений, наличие пассивных конструкций, порядок слов). Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основой государственной политики Российской Федерации в области образования является, согласно закону об образовании, Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты основного общего образования устанавливаются федеральным законом. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению специальности. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации в лице их компетентных органов. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. (Алехин АП. и др. Административное право Российской Федерации. — М., 1997. — С. 551—552) Упражнение 35. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 1119. Он призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий; осуществлять полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности; осуществлять межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления федеральной собственностью. Госкомимущество России разрабатывает государственную программу приватизации, организует и контролирует ее реализацию; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций; организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности; обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом. Госкомимущество России управляет и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности. (Алехин АП. и др. Административное право Российской Федерации. — М., 1997. — С. 482—483) Упражнение 36. Подберите отрывок из официального документа и найдите в нем характерные для данного стиля языковые особенности. Упражнение 37. Используя языковые конструкции официально-деловой речи, представленные в теоретической части данного пособия, напишите: (1) заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путевку на базу отдыха; (2) доверенность на получение стипендии; (3) объяснительную записку на имя декана факультета. Упражнение 38. Составьте отчет о прохождении производственной практики. Упражнение 39. Напишите официальную автобиографию. Упражнение 40. Ниже приведена литературная автобиография Анны Ахматовой. Отличаются ли речевые особенности литературной автобиографии от служебной? Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс проходила в Клеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет высших курсов в Клеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910 году (25 апреля ст.ст.) я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. <...> Переехав в Петербург, я училась на высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие потом в мою первую книгу. В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбу- том — я сделалась акмеисткой. Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь. В 1912 году вышел мой первый сборник стихов «Вечер». Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. 1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. В марте 1914 года вышла вторая книга — «Четки». <...> Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, «воротца», хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи «Четок» и «Белой стаи». «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года. К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем «Четки». После Октябрьской революции я работала в библиотеке агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 году — книга «Anno Domini». Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенджамена Констана и о «Каменном госте». Все они в свое время были напечатаны. Работы «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году», которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу «Гибель Пушкина». С середины 20-х годов мои новые стихи перестали печатать, а старые — перепечатывать. Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою встречу с ним в прозе. <...> Меня давно интересовали вопросы художественного перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас. В 1962 году я закончила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года. Прошлой весной, накануне дантевского года, я снова услышала звуки итальянской речи — побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж. Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. (Анна Ахматова Сочинения в двух томах. Том первый. — М., 1990. — С. 17—20) Упражнение 41. Отредактируйте текст автобиографии. Устраните ошибки в оформлении, содержании и языке автобиографии (нарушение композиционной структуры, отсутствие нужных сведений, введение лишних подробностей, речевые недочеты и т.п.). Я, Новикова Люда, родилась в 1985 году в небольшой деревеньке Рябово Тульской области, расположенной в средней полосе России. Мой отец, Новиков Петр Сергеевич, тракторист. Мать, Новикова Раиса Васильевна, бухгалтерша в сельсовете. В 1992 году я поступила в первый класс Рогожинской средней школы, которая находилась в семи километрах от нас, поэтому мне приходилось ездить на велосипеде, а зимой — на лыжах. В школе больше других предметов мне нравились биология и физкультура. После окончания школы я поступила в Детчин- ский сельскохозяйственный техникум и учусь на агронома. Учусь нормально. Участвую в самодеятельности и спортивных мероприятиях. Наша семья состоит из пяти человек. Кроме родителей и меня, есть еще бабушка и братик Коля. Ему 6 лет. 10 марта 2002 года Л. Новикова Упражнение 42. Составьте резюме, используя образец его оформления, данный в теоретической части пособия. Упражнение 43. Составьте рекламный текст о факультете и вузе, где вы обучаетесь. Упражнение 44*. Определите, какие типы официальных писем (гарантийное, сопроводительное, напоминание, подтверждение, сообщение, приглашение, рекламация) могли бы начинаться указанными языковыми формулами. Закончите фразы. (7) На Ваш запрос сообщаем_________________________________________ (2) С благодарностью подтверждаем получение_________________________ (3) Фирма гарантирует, что___________________________________________ (4) Высылаем инструкции по сборке___________________________________ (5) К сожалению, мы вынуждены отклонить Ваше предложение о___________ (6) Сообщаем о наличии на оптовом складе нашего предприятия___________ (7) Мы официально заявляем Вам рекламацию на________________________ (&) Приглашаем Вас принять участие__________________________________ (9) Предлагаем Вам произвести оплату________________________________ (10) Напоминаем, что сроки поставки груза_____________________________ Упражнение 45. Сопоставьте тексты, принадлежащие к двум стилям — научному и официально-деловому, определите общие и отличительные признаки. I. Научный текст Научный текст является аргументативным дискурсом независимо от того, какой конкретно области науки такой текст принадлежит. Поэтому понимание научного текста фактически представляет собою понимание аргументации в нем. В методологическом плане аргументация рассматривается как социальная знаковая подсистема (за систему в этом случае принимается язык — естественный или логический, в зависимости от того, какой вариант аргументации мы берем). Как и всякое человеческое знание, аргументация как знаковая подсистема создана, если применять подход Канта, силой человеческого разума. Человеческое знание основано на производимых человеческим мышлением операциях структурирования, которые трансформируют ощущения в чувственные образы. Знание представляет собою конструкт человеческого мышления и возникает в результате взаимодействия «узнаваемого» с мыслительными возможностями познающего субъекта. Конструктивные знакообразующие потенции познающих субъектов считаются общими для всех людей. Это не означает, что все познающие субъекты создают идентичные познавательные конструкты, но разнообразие конструктов на некотором абстрактном уровне является отражением категорий, управляющих этим процессом, — например логических. Всякая социальная реальность становится межсубъектной посредством коммуникации. Важным фактором в становлении или изменении знаковых подсистем является, соответственно, принятие или отвержение структуры знания. Если старая структура знания отвергается или оказывается непригодной для описания или объяснения некоторого объекта, ее место заполняется новой или модифицированной. Поэтому можно говорить о сосуществовании конкурирующих структур знания, каждая из которых, являясь продуктом человеческого разума и человеческого взаимодействия, не может претендовать на абсолютную истину. (.Васильев JI. Понимание научного текста в свете аргументированного подхода // Сб. научных трудов КГПУ — Калуга, 1998. — С. 31—32) II. Официально-деловой стиль Статья 1. Основные начала гражданского законодательства 1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. (Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 1999. — С. 21) Публицистический стиль Упражнение 46*. Прочитайте текст. Выявите в нем лексические и фразеологические единицы, стандартные для публицистического стиля. Золотовалютный резерв России растет в основном за счет иностранных инвестиций в экономику нашей страны, — заявил первый заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин. В последнее время золотовалютный резерв пополняется не за счет каких-либо целевых решений ЦБ, а за счет роста экономики. Эта тенденция стала еще заметнее после того, как в декабре прошлого года продажа валютной выручки была либерализована. И это, по мнению Вьюгина, очень важный признак, вселяющий оптимизм на будущее. Это позволит нашим финансам выдержать крупные выплаты по внешним долгам, которые предстоят в нынешнем году. Первый взнос Минфин должен сделать уже до конца февраля, и деньги эти будут взяты из золотовалютного резерва. Олег Вьюгин уверен, что до конца года резерв еще заметно вырастет, но точных прогнозов делать не решился. Предположительно он должен составить 55 миллиардов долларов. Однако этот расчет был сделан исходя из мировой цены на нефть в 21— 22 доллара за баррель. Однако сейчас она выше и снижаться пока не собирается. Поэтому в конце года золотовалютные закрома Банка России могут оказаться полнее, чем ожидали. Вьюгин напомнил слова Президента России Владимира Путина о том, что на подходе еще одна очень крупная сделка, не меньше той, что на днях совершили «Бритиш петролеум» и ТНК. Вообще те, кто вернулся с экономического форума в Давосе или участвовал в других внешнеэкономических переговорах, говорят о том, что Россия как объект инвестиций стала восприниматься совсем иначе, чем еще совсем недавно, пояснил Вьюгин. Все это получает отклик, в том числе и в золотовалютном выражении. («Российская газета». 2003. 2 июля) Упражнение 47*. Выпишите устойчивые сочетания, характерные для газетнопублицистического стиля. Проанализируйте их с точки зрения социальной оценочности. Готовим ли мы удар по Америке? На днях в некоторых СМИ появились сообщения о том, что «Москва репетирует ядерный удар по США». Согласно версии авторов сообщений, сразу после того, как Москву покинет генсек НАТО Джордж Робертсон, руководство Минобороны РФ начнет крупнейшие за последние годы учения. В ходе учений наши стратегические бомбардировщики и подводные ракетоносцы нанесут учебные ядерные удары по территории США и Великобритании, а также отработают задачи по уничтожению авианосных ударных группировок ВМС США. «КП» обратилась в Минобороны РФ с просьбой прокомментировать ситуацию. — Все эти «ядериые страшилки» попросту высосаны из пальца, — сообщил нам пресс-секретарь министра обороны РФ Николай Дерябин. — Правда в слухах лишь одно: действительно, в ближайшее время мы проводим учения, в которых задействованы части и подразделения Стратегических ядерных сил, а также некоторые части Военно-космических сил и других войск. В последние годы такие учения и командно-штабные тренировки проводятся ежегодно, и мы исправно информируем о них прессу (позавчера всем редакциям было разослано предложение заранее аккредитовать своих журналистов). Однако план учений не предусматривает никаких агрессивных (даже теоретически) действий против США и Великобритании. Будут отрабатываться вопросы взаимодействия разнородных сил и средств на случай тех или иных военных угроз со стороны противника. (« КП». 2003. 26 июня) Упражнение 48*. Прочитайте текст. Выпишите слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Власти Республики Коми то ли намеренно, то ли по недомыслию могут промотать государственную собственность: в республиканском бюджете отсутствует расходная строка на выкуп дополнительных акций ОАО «Боксит Тимана». Компании, которой принадлежит крупнейшее в России Среднетиманское месторождение бокситов — около трети разведанных запасов бокситов в нашей стране. Это значит, что блокирующий пакет акций ценнейшего предприятия, принадлежавший до сих пор государству, будет попросту подарен заинтересованным лицам после зарегистрированной недавно дополнительной эмиссии акций предприятия. Российское Правительство уже не раз заявляло о своей готовности прекратить разбазаривание государственного имущества, требуя навести порядок в сфере приватизации и управления государственными пакетами акций. Однако некоторые чиновники — и федеральные, и региональные — по-прежнему не могут привыкнуть к мысли, что времена «прихватизации» остались в прошлом. Чиновники лоббируют невыгодное для государства распыление государственных пакетов, чреватое, как правило, утратой контроля над предприятиями. И далеко не всегда очевидно невыгодные сделки бывают предотвращены. («Российская газета». 2003. 16 июня) Упражнение 49. Определите, как сочетаются в тексте две тенденции публицистического стиля: тенденция к стандарту и тенденция к экспрессивности. Откуда взялись две орлиные головы на российском гербе? Есть такое популярное объяснение — дескать, это связано с особым геополитическим положением державы: одна голова обращена на Запад, другая — на Восток... Между тем геральдисты (специалисты по символике) знают точный ответ. Двуглавый орел как символ пользовался успехом уже в глубокой древности. Его изображениям, найденным при раскопках в Азии, археологи дают пять тысяч лет. На герб Римской империи двуглавую птицу поместил император Константин, когда в 324 году заложил столицу Византии. Орел символизировал власть, силу, мужество и храбрость, а две его головы указывали на наметившийся раскол Римской империи и две его столицы — Рим и Константинополь. Изображение двуглавого орла привезла в Москву византийка Софья Палеолог в конце XV века. Племянница византийского императора Константина вышла замуж за московского князя Ивана III в трагический момент — под напором турок пала Византия, она же Восточная Римская империя. Вольно или невольно Русь стала «третьим Римом» — приняла в наследство от порабощенной мусульманами Византии гегемонию на всем православном востоке, а двуглавый орел с тех пор поселился на российском гербе. («КП». 2003. 14 июня) Упражнение 50*. Проанализируйте морфологические особенности текста, принадлежащего публицистическому стилю (преобладание падежных форм существительных, временных и личных форм глагола). Новый монумент работы народного художника Вячеслава Михайловича Клыкова, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, был торжественно открыт 22 ноября, в пятницу, в старинном русском городе Выксе Нижегородской области. Это бронзовый памятник братьям Баташовым, весьма заметным в истории России личностям. Собственно им и обязан город Выкса своим существованием. Он основан в 1765 г. как поселок при железоделательном Верхне-Выксунском заводе Баташовых. Всего братья имели 16 заводов на территории четырех губерний. Производили пушки, ядра, якоря для российского флота, товары широкого потребления, железо разных сортов, изделия художественного литья. История братьев Баташовых — Андрея (1724—1799) и Ивана (1732—1821) — окружена легендами. Их дед Иван Тимофеевич был тульским казенным кузнецом, и только благодаря незаурядным личным качествам ему и его сыну удалось добиться купеческого звания. Между тем имеются сведения о том, что дворянство было пожаловано роду Баташовых в 1622 г. Каким образом дворянский статус был на время утрачен, история умалчивает. Зато в 1783 г. Баташовы за свой вклад в развитие отечественной металлургии были восстановлены в «первобытном благородном дворянском звании». Баташовы достигли всего, чего желали. Слава их изделий гремела по всей России. Остались после братьев города, работали заводы, росло мастерство российских оружейников, и шла по всему миру слава о русском художественном литье. Вечная им память — и примирение. («Мир новостей». 2003. 30 мая) Упражнение 51. Выявите синтаксические особенности, присущие публицистическому стилю (восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения, номинативные предложения, повторы, синтаксический параллелизм, инверсия, вкрапление в авторский текст цитат и др.). Алые паруса ждут попутного ветра. Знаменитой повести Александра Грина — 80 лет Как-то в Старом Крыму, проходя мимо маленького домика, встретилась я глазами с женщиной на его пороге. Поразил и запомнился навсегда цвет этих глаз — ясно-голубой, как крымское небо. То была жена Александра Грина, которой он посвятил свои «Алые паруса». А неподалеку, у его могильной плиты, могучее дерево пламенело от алых треугольников, оставленных многочисленными паломниками. Давно это было. Нет уже Нины Николаевны, и вряд ли сохранилась та, стихийно возникшая традиция приносить Грину свои маленькие алые паруса. Алые паруса выцветают на ветру забвенья, перейдя в названия многочисленных и не очень свежих кафе, увядают под усмешками круглых реалистов; в наше- то жестокое время — и верить в романтические сказки? Сказки? Ну, посмотрим. У неведомого моря, в придуманной Грином деревушке Ка- перна, населенной людьми с такими же диковинными именами, живем... мы. Ну не все мы, конечно. Но разве незнакома вам «работа, как драка», с тем, чтобы только выжить? А песни? А эти нравы, чувства? Какие же это сказки — это самая настоящая быль. И там-то, в Каперне, выросла девушка с именем, «как свист стрелы или шум морской раковины», — Ассоль. И сумела «стать спиной» ко всей этой грубой жизни. А может быть, вы живете не в бедной Каперне, а в огромном доме-замке, «мрачном внутри и величественном снаружи», где родился Грэй. Теперь ведь их много на нашей земле. Там живут «надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому можно говорить «мы». Это сказано Грином о родителях Грэя, но разве мы с вами не встречаем этих «надменных» и сегодня? И в этом замке, далеком от всякого моря, вырос юноша, «совершенно не склонный продолжать линию фамильного начертания», и ушел в море. Может быть, в этом есть сказочность — как из грязи и бедности могла вырасти чистая душа Ассоль, а из изнеженности роскоши — мужественное благородство «дьявольского капитана» Грэя? Но разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им? <...> Наконец, Ассоль и Грэй встречаются. Волшебный случай? Да, случай. Он мог и остаться просто случаем, как это часто с нами бывает. Но Грин заставляет Грэя идти в деревню и подробно расспрашивать об Ассоль. Сквозь насмешки никогда ее не понимавших он узнает о девушке главную правду. Умение Ассоль терпеливо ждать исполнения мечты — когда-то пристанет обязательно к берегу корабль под алыми парусами и унесет ее за морской горизонт. <...> Какое сплетение необыкновенного и самого обычного, чудесного и реального, какие твердые, прочные мосты выстраиваются к небывалому! А Грина так часто ругали за отрыв от жизни, от современности... «Разве “Алые паруса” не современная вещь?» — негодовал он в ответ. Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает. Но вот поднимет ли попутный ветер сегодня Алые паруса? Ну, посмотрим. Завидую тем, кто будет держать эту книгу впервые. {И. Руденко, «КП». 2003. 20 июня). Упражнение 52*. Определите изобразительно-выразительные средства в приводимых ниже текстах. 1. Пушкинская осень Джорджа Буша Президенты России и США оказались вчера в Питере из-за того, что уж на слишком большом самолете летает Джордж Буш. А не потому, что город на Неве мил сердцу ВВП. Нынешнюю рабочую встречу российская сторона предложила провести в Калининграде, Смоленске или Пскове. Американцы абсолютно не возражали. Но выплыли причины технического порядка: например, в Калининграде самолет президента США «Эйр форс 1» просто не может сесть. Жаль, конечно: это был бы наш ответ партнерам по Европейскому союзу, с которыми пришлось изрядно помучиться на предмет «калининградской развязки». В результате, поскольку Буш летел из Праги, а дальше — в Вильнюс, решили, что удобнее всего свидеться в Санкт-Петербурге. Вернее, в пригородном городе Пушкин, в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Встреча происходила на втором этаже Екатерининского дворца в Голубом зале. Расписание составили просто «улетное»: примерно в четыре часа дня президенты начинают работать, а через полтора-два часа выйдут к журналистам. И до свидания! Что же до красот Царского Села, то о них потом мужу подробнее расскажет Лора Буш — это время она проведет в обществе Людмилы Путиной. Сопровождавшие президента Буша советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и госсекретарь США Колин Пауэлл даже не успели озябнуть на летном поле. Кортеж быстро проскочил в Пушкин. Главные темы вчерашних переговоров — борьба с международным терроризмом, взаимодействие России и НАТО, наши двусторонние отношения. («КП ») 2. Хорошо, что кометы возвращаются Программ ТВС о жизни земных «звезд» на канале немало. Мы видим людей «без галстука», общаемся с ними «без протокола», не пропускаем возможности подглядывать за их «публичностью». Собранные на одном канале — ТВС, каждый из героев по-своему интересен зрителю. А с сентября прошлого года в этот ряд передач непосредственного знакомства органично вписался «Хвост кометы», сразу обративший на себя внимание ау дитории, скажем, «кому за тридцать». Именно этому поколению памятны личности знаменитостей тех лет. А потом как-то само собой вокруг них образовался вакуум — ни слуху ни духу. Многие покинули страну, их «заграничная» жизнь начинала обрастать досужими вымыслами или вовсе перестала интересовать. Но на то они и звезды — нет-нет, а высветятся, и потянется за ними шлейф пережитого за годы забвения. Автор и ведущий, он же участвующий в написании сценариев программ «Хвост кометы», Сергей Костин: — Понятно значение названия передачи — комете свойственно время от времени возвращаться, правда, не в прежнем виде. Мы взяли за основу такие принципы: во-первых, «звезды» действительно должны быть яркими, запоминающимися личностями. Во-вторых, они должны реально существовать, чтоб к ним поехать, поговорить, показать их сегодняшнее окружение. В-третьих, это должны быть люди, волею обстоятельств покинувшие Россию. — Ас какой «кометой» зрителям предстоит встретиться в ближайшее время? — История любви Роальда Сагдеева и Сьюзен Эйзенхауэр (внучки американского президента) — самая невероятная. Удивительна не только своим рождением, но и перипетиями судьбы талантливого, известного всему миру, советского физика-ядерщика, бывшего директора Института космических исследований. А сейчас наша группа собирается в гости к Нани Брегвадзе в Грузию. — Но ведь певица почти постоянно живет в Москве, с детьми, внуками. — Чтобы показать настоящую Нани Брегвадзе, надо окунуться в ее родную среду — пройтись вместе с ней по тбилисским улочкам, рассмотреть семейные фотоальбомы... Ведь близкое видится на расстоянии. («Российская газета». 2003. 15 мая) 3. Ура! Каникулы! В нынешний уик-энд наступают летние школьные каникулы. Для ребятни — золотая пора, а вот для их родителей — время настоящей головной боли. Куда пристроить свое чадо аж на целых три месяца? Сейчас туристический рынок предлагает массу вариантов разборчивым родителям — от частных пансионов в Англии до скаутских лагерей в ближнем Подмосковье. Так что отправить ребенка в детский летний лагерь мало того, что хлопотно, так может оказаться еще и весьма накладно. Чтобы не получить сразу два удара — по кошельку и, как следствие, по нервам, читайте наш сегодняшний материал. В одном только Подмосковье имеется не один десяток детских летних лагерей. Есть лагеря, специализирующиеся на дополнительном образовании. К примеру, к западу от столицы на берегу Москвы-реки есть детский лагерь, где кроме занятий спортом, купаний и прочих развлечений дети могут научиться ряду компьютерных дисциплин — программированию, web-дизайну и компьютерной графике. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок за лето и отдохнул, и английский подтянул, а заокеанские варианты вам не по карману, то и это не проблема. На берегу Черного моря, в Санжейке, есть лагерь под названием «Чеширский кот», где уроки английского проводят на открытом воздухе, чуть ли не на травке, а не за традиционными скучными партами. Сохранили свои традиции и известные «Артек» и «Орленок», расположенные на Черноморском побережье. В состав «Орленка» входят аж шесть детских летних лагерей, где к услугам ребятни спортплощадки, тренажеры, кинозал, компьютеры, есть даже кабельное телевидение и видеопрокат и, конечно, самое главное — пляжи и море... («Советский спорт». 2003. 23 мая) Упражнение 53. Определите, какими языковыми средствами достигается непринужденность речи в газетной статье В. Пескова из рубрики «Окно в природу». Олонецкие гуси Начнем издалека — с Урала. Там, в Башкирии, уже сотни лет с началом зимы по деревням шествует замечательный «Праздник гусиного пера». Связан он с тем, что гусей в Башкирии держат едва ли не в каждом дворе. Гусь — птица видная, разумная, несуетливая, исполненная достоинства. Всюду она любима. Каждый с детства помнит пруд, речку, луг с белыми пятнами гусиных стай и «строевые» цепочки гусей, идущих вечером к дому. Многие из деревенских людей помнят и детские игры с хоровым причитанием: «Гуси, гуси!..» — «Га-га-га!» — «Есть хотите?» — «Да, да, да!..» Я был приглашен однажды на этот замечательный праздник в село Бурангулово. Вот запись тех дней. «Все, что я увидел на улицах, напоминало картины Кустодиева: снег, смех, пестрота красок, лошади, люди, самовары возле ворот, столы с печеньем- вареньем, пляски, музыка, ребятишки на деревьях и на заборах. Все неподдельно, естественно, полнокровно. Костюмы не только что сшитые, а видавшие не одно торжество, музыка не из репродуктора, а рожденная гармониками, медным гонгом, бубнами, тростниковыми дудочками кураями, мандолиной. Мелькают в пляске цветные платки, звенят монисты, мальчишки, завладев лошадьми, носятся в нарядных санях по деревне. И гогочут во дворах гуси. А потом в домах зажигались праздничные огни и начинались застолья. Меня с дареным на празднике гусем в корзине привели в большой недавно срубленный дом. Светло, тепло, весело! Стол уставлен разными деревенскими яствами, все названия которых я не запомнил. В середине стола на блюде лежал огромный, с шапку, беляш, а на тарелке рядом — беляши маленькие, тут же печенье, варенье, блины, халва, башкирский мед, ягоды, масло с вишнями, масло с брусникой, пел на столе самовар, но центром всего был гусь. На празднике я не увидел ни одного пьяного, и сейчас на столе в пиалы наливали лишь чай и айран. От этого песни за столом были стройными, шутки лишь в меру солеными. Всем было радостно, хорошо от прожитого дня, от тепла в доме, от улыбок его хозяев. Говорили обо всем, в том числе о международном положении, но больше всего о гусях. Допоздна светились окна в домах Бурангулова. Слышалась из домов музыка, смех молодого народа. Праздник, понемногу стихая, продолжался под светом звезд. Над ночной деревней висел синий морозный дымок, и пока мы, разговаривая о том о сем, прошли с приятелем по заснеженным улицам, в крайнем дворе ход времени заливисто громко обозначил петух...» (« КП». 2003. 17 апреля) Упражнение 54. Проанализируйте заметки как газетно-публицистический жанр: выявляются ли в них функции убеждения, воздействия на читателя; каков характер заметок — статичный или динамичный; употребляются ли стандартизированные формы официально-деловой речи; встречаются ли имена собственные; обнаруживается ли преобладание имени над глаголом, простых двусоставных осложненных предложений над другими синтаксическими конструкциями? Язык выходит из подполья Из работ участников Пушкинского конкурса 2003 года Продается прЁлавок Р. Гамбарова, Баку, Азербайджан Много лет хожу по этой улице. Автоматически отмечаю ошибки в объявлениях, приклеенных на стенах домов: «перашки», «компютер», «морожна». Так пишут уже те молодые, которые не так хорошо изучали русский язык. «Продается прелавок». Не выдержала: — У вас его не купят. _? — Потому что писать надо «прилавок». ...Оканчивают школу дети, родившиеся в большой стране под названием СССР. Приходит новое поколение. Ему неведом красный флаг с серпом и молотом и обязательное для всех «учиться, учиться и учиться». К многочисленным нерешенным проблемам прибавилась еще одна: Азербайджан перешел с кириллицы на латинский шрифт. В одночасье все стали неграмотными. Прежде знакомые буквы стали чужими и непонятными. Со временем придет навык чтения и написания русских букв. К сожалению, книги, написанные кириллицей, — уже чужие маленькому гражданину, овладевшему новой грамотой. Полки городских библиотек, забитые книгами С. Маршака, А. Барто, А. Гайдара, П. Житкова, остаются невостребованными. Похороны отменяются L Рахматуллаева, Ташкент, Узбекистан Честное слово, не хотела браться за перо, но не удержалась. Читала выдержки из так называемых «лучших конкурсных эссе» за два предыдущих года и сделала неутешительные выводы о том, что победители — те, в чьем арсенале больше черной краски для описания траурной процессии похорон русского языка в странах СНГ. И они, несмотря ни на что (трудности, запреты, угрозы), действуют чуть ли не в условиях подполья. При этом все прекрасно понимают, что на территории постсоветского пространства роль русского языка вполне естественно претерпевает существенные изменения своего былого статуса в связи с реализацией национальной языковой политики. Можно бесконечно долго и много говорить и писать о количестве урезанных часов по русскому языку и литературе, скорбно посыпая при этом голову пеплом. Но что от этого проку? Надо объективно воспринимать все происходящее как данность, как вполне оправданные «болезни роста» молодых суверенных государств. Уверена, что действовать нужно по принципу «не числом, а уменьем». Мой ученик, лицеист Турсенбаев Алимджан, — абсолютный победитель Международной олимпиады 2002 г. по русскому языку и литературе стран СНГ и Балтии. Теперь он студент Института русского языка имени А.С. Пушкина.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |