Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учителя физической культуры




Конфликтные ситуации и конфликты в деятельности

 

 

Причины и условия возникновения конфликта учителя физической культуры с учащимися  

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спорт - это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а "кровно" заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии характерным является уважение обеих сторон друг друга, проявление ими такта.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил:

- ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняет достижение согласия;

- учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве некомпетентного спорщика могут перерасти в конфликт;

- учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны;

- осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт.

Конфликт - это взаимное отрицательное отношение, возникающее при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и "выяснением отношений" разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний является конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии, спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, "кто есть кто". Конечно, в любом обсуждении скрыта "искра" конфликта, но чтобы "из искры не возгорелось пламя", нужны определенные условия.

Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной.

Со школьниками младших классов причинами конфликтов могут быть:

1) смысловой барьер, возникающий в связи с тем, что ребенок иначе смотри на некоторые события (он, например, иначе относится к драке), или потому что требование учителя приобретает для учащегося особый смысл - кажется придиркой, насмешкой. Если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;

2) потеря требованием побудительной силы вследствие того, что требование, благожелательное по форме, повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку;

3) требование учителя кажется ребенку непосильным или он считает, что для его выполнения нет условий (такие конфликты могут возникнуть при требовании учителя, чтобы приходили на урок в одинаковой спортивной форме);

4) неправильное мнение ученика о негативном отношении к нему учителя, связанно с несколькими необоснованными замечаниями последнего. Это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет беспрекословно выполнять).

У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частности - расхождение представлений о характере своих прав и степени самостоятельности. Разница между поколениями заметно проявляется, например, в вопросах моды, способов развлечения, в отношении к сексу, наркотикам, жизненным ценностям. Попытки учителей административно решить эти вопросы приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.

Наличие у подростков завышенной самооценки при низких оценках учителями из возможностей и личностных свойств тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению.

У старших школьников причиной конфликтов с учителями может быть несогласие с выставляемыми преподавателем отметками.

На уроках физкультуры имеются как объективные, так и субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов. В их число входят плохие условия проведения урока; однообразие выполняемых упражнений; нечеткая организация урока и подаваемых команд; невнятные пояснения, даваемые учителем; несовершенство шкалы оценок упражнений выполняемых учениками; грубость со стороны учителя; нарушение дисциплины учащимися и т.д.

К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации:

1. "Иллюзия собственного благородства", когда одна сторона считает, что является жертвой злобного противника и с точки зрения морали ведет себя образцово. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт, и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.

2. "Поиск соломинки в глазу другого". Преподаватель, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика, а на вопрос "А как вели себя Вы?" нередко возмущенно отвечает: "А при чем здесь я? Ведь мы разбираем поведение школьника". Хотя свои поведением учитель может либо успокоить школьника, либо спровоцировать его на еще более грубые нарушения дисциплины.

3. "Двойная этика". Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие - как недопустимые, нечестные.

4. "Все ясно". Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя ту же цель, что и выше: представить собственные действия правильными, а вот действия оппонента непозволительными, неадекватными ситуации. В качестве субъективных предпосылок конфликта вступают также отрицательное отношение учащихся к урокам физкультуры, антипатия в отношениях между учителем и учащимися, их личностные особенности. Может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей учителей и учащихся. Если учитель подвижен и решителен, то его раздражает основательный и медлительный ученик, и наоборот, если учитель сам основателен и медлителен, то его раздражает поспешность и торопливость учащегося.

Конфликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчивости, вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности. Вклад каждого из этих свойств в конфликтность человека может быть различным, в связи, с чем выделяют типы конфликтных личностей.

 

 

Типы конфликтных личностей

В.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделили конфликтные личности демонстративного, ригидного, неуправляемого, сверхточного и целенаправленного типа.

1. Демонстративный тип конфликтной личности хочет быть в центре внимания, любит выглядеть хорошо в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как те относятся к нему. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто оказывается зачинщиком споров, но таковым себя не считает. Эмоциональное поведение у него преобладает над рациональным.

2. Ригидный тип конфликтной личности подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Он болезненно обидчив, повышенно чувствителен к несправедливости. Прямолинеен и негибок в поведении, часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Не очень считается с мнением окружающих, с большим трудом принимает во внимание чужую точку зрения.

3. Неуправляемый тип конфликтной личности импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение его вызывающе агрессивно, плохо предсказуемо. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Постоянно требует подтверждения своей значимости, обладает завышенной самооценкой. В неудачах обвиняет других. Из прошлого опыта извлекает мало пользы для будущего.

4. Сверхточный тип конфликтной личности скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, причем в такой форме, что другим кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью, придает излишнее значение замечаниям окружающих; переживает свои неудачи и просчеты, расплачиваясь за них бессонницей, головной болью. Неожиданно порывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

5. Целенаправленный тип конфликтной личности рассматривает конфликт как средство достижения своих целей. Он часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов, причем действует в конфликте рационально, просчитывая варианты, оценивает позиции сторон. Хорошо владеет техникой общения в "горячем" споре.

Типы поведения и отношения учителя в конфликте

 

При общении в конфликтных ситуациях выделяют три типа поведения, в соответствии с которыми людей делят на "практиков", "собеседников" и "мыслителей".

"Практики" руководствуются правилом: нападение - лучшая защита, "собеседники" считают, что лучше плохой мир, чем хорошая война, а "мыслители", не признавая свое поражение, рассуждают так: "Пуская думает, что он победил".

"Собеседникам" свойственна общительность, поэтому они чувствительны к изменениям настроения партнера по общению и своевременно пытаются сгладить возникшее недоразумение, снять напряженность в отношениях, стараются не затрагивать глубинные чувства собеседника.

"Практик" в силу действенности своих побуждений, стремясь обязательно добиться нужного ему результата, склонен недооценивать последствия конфликта. Он не чувствителен к недомолвкам: если у него возникает конфликт с собеседником, то это значит, что речь идет о принципиальных для него противоречиях.

"Мыслитель" более осторожен в действиях, он больше продумывает логику своего поведения, выстраивает сложную систему доказательств собственной правоты и неправоты оппонента. В широком кругу общения более дистантен в отношениях, поэтому ему сложнее попасть в конфликтную ситуацию, зато глубина конфликта и степень включенности в него у "мыслителя" будет большей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.