Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политкорректность на грани абсурда 5 страница




Упражнение 16

3, 4, 5

Упражнение 18

В научном стиле первое место занимают имена существи­тельные, второе — прилагательные, третье — глаголы. У имен существительных по признаку обобщенности выстраивается ряд: средний род — мужской род — женский род. Частотность па­дежных форм: Р. п., Им. п., В. п. У глаголов преобладает форма 3-го л. ед. ч. настоящего (будущего простого) времени.

Упражнение 21

Для синтаксиса научного стиля характерно использование сложных (в данном тексте преобладают сложноподчиненные) и простых осложненных предложений. Из простых чаще употреб­ляются двусоставные, осложненные однородными и обособлен­ными членами предложения. Сказуемые, как правило, состав­ные именные, что отвечает задачам научного стиля: выявлению признаков, свойств, качеств изучаемого объекта. Порядок слов в предложениях прямой.

Упражнение 22

Планы номинативного и глагольного типов:


 


(1) Предмет изучения генетики.

(2) Функции наследственности и изменчивости.

(3) Понятия фенотипа и генотипа.

(4) Основоположники генетики.

(5) Сущность законов Г. Менделя.

(1) Выявить предмет изучения генетики.

(2) Определить функции наследст­венности и изменчивости.

(3) Сопоставить понятия фенотипа и генотипа.

(4) Узнать имена основоположни­ков генетики.

(5) Познакомиться с закономерно­стями, составляющими основу генетики.


 


Упражнение 30

(а) слова с официально-деловой окраской: декларация, дискри­

минация, закон, конституция, политика, националь­ный, социальный, сословный;

(б) профессиональные термины(дипломатические и юридиче­

ские): права и свободы, права и обязанности, пра­восубъектность, суверенитет, работорговля, имуще­ственный;

(в) фразеологизмы, международный статус, несамоуправляющаяся

территория, личная неприкосновенность, полное ра­венство, уголовное обвинение.

Упражнение 31

(а) отменить, руководители, брать, разрешение (на въезд, вы­езд из страны), осуждение, приказ, помогать, сообщить, просьба

(официальная);

(б) договор, должность, плодотворный, предупреждающие, раз­решить высказаться, разрешение (утверждение), организация.

Упражнение 32

слова для справок: (а) нетрудоспособные, физические, права, жилищный, гражданская, необходимая, услуги, кол­лективная, юридическая, служебные, обществен­ный, установленный, безработица, причитающееся, денежные, оправдательный, обвинительный, реше­ние, меры, закон, товарищеский, имущественный, материальный, моральный; (б) объявить, заклю­чить, расторгнуть, подписать, завизировать, обес­печить, принять, составить, издать, выполнить, представить, рассмотреть.

Упражнение 44

(1) сообщение; (2) подтверждение; (3) гарантийное; (4) сопро­водительное; (5) отказ; (6) сообщение; (7) рекламация; (8) при­глашение; (9) предложение; (10) напоминание.

Упражнение 46

лексика: оптимизм, тенденция, резерв, прогноз, экономика, фи­нансы, банк, баррель, либерализована.

фразеология: Президент России, золотовалютный резерв, ино­странные инвестиции, объект инвестиций, целе­вые решения, рост экономики, экономический фо­рум, внешний долг, внешнеэкономические перего­воры.

Упражнение 47

(1) нейтральные: руководство Минобороны, министр обороны,

авторы сообщений, информировать прессу, аккре­дитовать журналистов; стратегические бомбарди­ровщики, подводные ракетоносцы.

(2) социально оценочные: (а) положительная оценка: вопросы

взаимодействия; (б) отрицательная оценка: ядер­ный удар, ударные группировки, агрессивные дей­ствия, военная угроза, условный противник.

Упражнение 48

слова с эмоционально-экспрессивной окраской: недомыслие, про­мотать, крупнейшее, ценнейшее, попросту, разба­заривание, «прихватизация», невыгодное; распы­ление государственных пакетов, чреватое утра­той контроля.


В газетно-публицистическом стиле преобладают формы ро­дительного падежа имен существительных; настоящего и про­шедшего времени глаголов; формы 3-го л. глаголов.

Упражнение 52

(1) метафора: калининградская развязка, самолет может сесть; метонимия, кортеж проскочил; эпитет: «улетное» расписа­ние; перифраза: город на Неве (2) метафора: земные звезды, хвост кометы, образовался вакуум, шлейф забвения, перипетии судьбы, окунуться в среду; олицетворение: жизнь начала обрас­тать..., воля обстоятельств, имена высветятся; эпитет: яркие, за­поминающиеся, самая невероятная, досужие вымыслы; градация. талантливый, известный всему миру; поехать, поговорить, показать их сегодняшнее окружение... (3) Метафора: золотая пора, откры­тый воздух, удары по кошельку и нервам, подтянуть английский язык; эпитет: разборчивые родители, скучные парты; антитеза: каникулы для ребят - золотая пора, а вот для их родителей - вре­мя настоящей головной боли.

Упражнение 55

(1) В корреспонденции преобладает информативная функ­ция. (2) Употреблены речевые клише официально-делового сти­ля: международный фестиваль, участники встречи, профессио­нальные обязанности, царственная особа, инициатор создания фонда, фонд детства, получить аудиенцию, высшие школы, отде­ления русской филологии, российские фирмы. (3) Изобразительно­выразительные средства: (а) эпитеты — царственная, венценосная особа, обоюдная любовь к русскому языку и культуре, многоязыч­ная компания участников, перспективная работа; (б) метафора — плавучий фестиваль; балтийская звезда, покопался в библиотеке;

(в) метонимия: экспедиция пришвартовалась; (г) градация, поко­пался в библиотеке, полистал русские журналы и выиграл.

Упражнение 58

Позиция автора выражается при помощи вводных слов: воз­можно, кстати, думается.

Упражнение 60

1, 2 — интервью-расспрос.

Упражнение 61

Позиция автора: почетные награды следует давать за особые заслуги перед государством; добросовестный труд следует хоро-


шо оплачивать, а не награждать за него; только в исключитель­ных случаях государство может, вместо оплаты, давать трудящимся почетные награды. Речевые средства, выражающие позицию авто­ра: восклицания, риторические вопросы, неполные предложения.

Упражнение 64

Удачные заголовки: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12.

Упражнение 68

(1) официально-деловой стиль (все жанры, кроме рекламы);

(2) научный стиль (все жанры, кроме научно-популярных); науч­ный стиль — аналитическое обозрение, информационное сооб­щение; (3) официально-деловой стиль — реклама; научный стиль — лекция, очерк, книга; публицистический стиль — репортаж, статья, рецензия и др.; (4) публицистический стиль — заметка, очерк, фельетон и др.; (5) разговорная речь.

Упражнение 69

разговорная лексика: добряк, политикан, хвастун, зарубежка, ерунда, морковка, сгущенка, напраслина, шлепнуться, здоровен­ный, частенько.

Упражнение 70

(1) бежать сломя голову; (2) у черта на куличиках; (3) бить баклуши; (4) повесить нос; (5) надуть губы, надуться, как мышь на крупу; (6) точить лясы, толочь воду в ступе.

Упражнение 71

(1) должность; (2) пациент; (3) агитировать; (4) база; (5) оби­татели, призывать; (6) система; (7) картофель; (6) совершить по­купку. Во всех предложениях из упр. 70 употребление книжных слов недопустимо.

Упражнение 73

эллиптические предложения — (1), (5), (6), (7), (9); слова- предложения — (11), (12); конструкции с относительным место­имением или наречием в функции существительного — (2), (8); конструкции с плеонастическим местоимением — (2); добавле­ние к речи, предупреждающее перенос — (8).

Упражнение 79

(I) — рассуждение; (2) — повествование; (3) — описание.

Ключи к упражнениям Основы культуры речи

Упражнение 81

(1), (2), (4), (5), (7), (8).

Упражнение 83

[a] — пожалуй, шапка, дышать; [а-закрытый] — жара, шары, шампанское

э] — жалеть, сожалею, жасмин, ржаной, шагать, лошадей

[b] — жалюзи, крыша.

Упражнение 84

э] — 1-й предударный слог: жена, железо, желание, жесто­кость, желудок, шептать, шестнадцать, цена, танцевать, цеха

[ъ] — остальные безударные слоги: жестяной, шестисотый, больше, шерстяной, целиком, в столице.

Упражнение 85

(1) [и] — [иэ]

(2)э] — [и]

(3)э] — [и]

(4)э] — [иэ]

(5) [и], [и] — [иэ], [иэ]

житие бытие современный досье оазис трио
и стекши и год оседлый
Упражнение 86 афера

кричит как оглашенный опека

Упражнение 87

какао поэт фойе
боа болеро

ноктюрн коммюнике

радио сонет

Упражнение 88. Согласный перед «е» произносится мягко в словах:

бассейн дебют депо музей

паштет претензия сессия терапевт

термин фланель шинель

Упражнение 89

(1) [г] — взрывной; (2) [к]; (3) [х']; (4) и (5) [г] — фрикатив­ный; (6) [в].

Упражнение 90

ассимиляция. (1) по глухости; (2) по звонкости; (3) по мягко­сти; (4) по месту образования.

Упражнение 93

(1) [чн] — беспечный, библиотечный, вечный, закадычный, ко­нечный, крошечный, молочная кислота, отличник, подвенечный, порочный, речник, стрелочник, табачный, убыточный, яблочный;

(2) [шн] — конечно, Кузьминична, нарочно, очечник, пустячное знакомство, яичница;

(3) [чн] и [шн] — булочная, горчичник, двоечник, копеечный, молочная каша, порядочный, сливочный, проечник.

Упражнение 95

(а) касса, колли, манна небесная, сумма, тонна; (б) аббат, аг­рессия, ассимилировать, иммунитет, массив, программа.

Упражнение 97

августовский, алфавит, аналог, арбуз, баловать, буксировать, бюрократия, вахтер, вероисповедание, генезис, гофрированный, гусеница, дефис, джинсовый, добыча, договор, дозвониться, доз­вонится, досуг, древко, завидно, задолго, заиндеветь, заискриться, запломбировать, заржаветь, засорится, значимый, звонит, иконо­пись, индустрия, исподволь, испокон, каталог, кашлянуть, костю­мированный, красивейший, кремень, кулинария, кухонный, лубоч­ный, мельком, мизерный, мускулистый, мышление, наверх, наме­рение, наотмашь, некролог, ненадолго, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, осведомиться, откупорить, отчасти, памя­туя, плесневеть, пломбировать, предвосхитить, принудить, присо­вокупить, ракурс, рассредоточение, симметрия, снадобье, уведо­мить, ходатайствовать, христианин, цемент, шасси.

Упражнение 98.

(2), (3), (4), (6), (9)

Упражнение 99.

(1), (2), (3), (6), (7), (8), (10)

Упражнение 100

(1), (3), (4), (5), (7), (8), (9)

Упражнение 104

(1), (2), (7). Возможны варианты — (6): рукава длинны — стихи длинны.

Упражнение 106

(3), (4), (6), (8)

Упражнение 107

Неподвижное ударение на основе имеют указанные формы глаголов включить, выдать, положить, тянуть.

Упражнение 108

(2) пряла, (3) вила, (5) звала, (6) пила, (9) взяла.

Упражнение 109

(1) эффектный — производящий эффект; нужно: эффектив­ный — дающий эффект, действенный

(2) импорт — ввоз из-за границы; нужно: экспорт — вывоз за границу

(3) житье то же, что жизнь (но с разг. окраской); нужно: жизнь (нейтр.) — деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях

(4) основанные — требуется предложенная конструкция; нужно: обоснованные — подкрепленные доказательства­ми

(5) рекомендательная — содержащая рекомендации; нужно: рекомендуемая — та, которую советуют прочитать

(6) после оплатить не должно быть предложной конструк­ции; нужно: выплатить — выдать плату за что-либо

(7) после уплачены должна следовать предложная конструк­ция; нужно: оплачены — беспредложная конструкция

(8) дипломант — лицо, награжденное дипломом; нужно: ди­пломник — студент, выполнивший дипломную работу

(9) свидетели — очевидцы; нужно: зрители — те, кто смот­рит на что-либо, наблюдает за чем-либо

(10) продукция — совокупность продуктов производства; нуж­но: продукты — съестные припасы.

Упражнение 114

(1) золото, серебро — метонимия (материал — изделия из этого материала); (2) зал — метонимия (помещение — те, кто в нем находятся); (3) скрипка — синекдоха (название человека по инструменту, на котором он играет); (4) въезд — метонимия (действие — место действия); (5) теплое участие — метафора (сходство ощущений); (6) свинцовые тучи — метафора (сходство цвета); (7) железнодорожный узел — метафора (сходство фор­мы); (8) издание — метонимия (процесс действия — результат действия); (9) обжигает, легкий мороз — метафоры (сходство ощущений); (10) пейзаж — метонимия (вид местности — картина с изображением этого вида); кисть — синекдоха (художник, ра­ботающий с кистью в руке).

Упражнение 115

(1) нота1 — графическое изображение музыкального звука; текст музыкального произведения, изображенный графически; оттенок речи; нота2 — дипломатическое обращение одного пра­вительства к другому; (2) крепость1 — укрепленное место; кре­пость2 — прочность; (3) косить1 — направлять вкось, быть ко­сым, иметь косой вид; косить2 — срезать косой; перен.: губить;

(4) развести1 — разъединить; развести2 — разжечь; (5) заплыть1 — плывя, попасть куда-либо; заплыть2 — покрыться слоем чего- нибудь густого, плывущего.

Упражнение 118

доминанты: (1) беспокойство; (2) свободный; (3) блестеть; (4) малый; (5) близкий; (6) большой; (7) грусть; (6) преимущество.

Упражнение 120

разговорные: давнишний, мозговать, пузастый, канючить, об­ставить, пройти, схорониться.

Упражнение 125

(1) грядущие (высок.), знали, т.к. ведали — устар.

(2) разряжать (сочетается со словами, имеющими значения «обстановка», «атмосфера»)

(3) перекрыть (разг.) — то же, что превзойти (сочетается со словом «рекорд»); предшественник — выступавший перед ним (предтеча — высок., устар.)

(4) предыдущий = предшествующий; прибыльный = рентабель­ный = доходный

(5) поступило уведомление (офиц.)

(6) актуальные (очень важные для настоящего момента) или насущные (имеющие важное жизненное значение)

(7) радушный

(5) значительный, громадный.

Упражнение 130

Не имеют антонимов: (а) существительные с конкретно-пред­метной семантикой: кукла, лампа, потолок, стадион, терраса, тигр, юго-запад; (б) местоимения: вы, себя; (в) числительные: четыре;

(г) междометия: ха-ха-ха; (с)) некоторые из данных прилагатель­ных и глаголов: веснушчатый, деревянный, заядлый, соломенный, хмуриться.

Упражнение 132

Внутрисловная антонимия: (1) отдала — взяла; (2) погасили — разожгли; (3) привели в действие — прекратил действие.

Упражнение 135

невежда, предоставляю вам слово, удачная, адресант, дипло­матичный, испытательный, рыбное, искусный, экономия, скрытный.

Упражнение 137

проступок, разных, высотные, произвести, масляными, сытный, ближние, дальние, болотный, тенистый, памятным.

Упражнение 138

(1) исполнительскую; (2) признание; (3) снискал; (4) спаса­тельными; (5) надел; (6) сущность; (7) наземного; (5) урожайно­сти; (9) представляется; (10) главную.

Упражнение 140

(I) имеет роль — имеет значение, играет роль; (2) ставить требования — предъявлять требования, ставить задачи; (3) ста­вится акцент — ставить ударение, делать акцент; (4) львиная часть — львиная доля, большая часть; (5) имеет влияние — ока­зывает влияние, имеет значение.

Упражнение 145

(а) народная демократия период времени

реальная действительность информационное сообщение

преобладающее большинство частная собственность

Упражнение 149

(1) архаизмы: виждь — смотри, внемли — слушай, глагол —

слово

(2) архаизмы: колымага — тяжелая, громоздкая, неуклюжая

повозка; кучер — работник, который правит лошадьми; арап — чернокожий человек, негр

историзмы. карета — большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах; ливрея — фор­менная одежда с галунами для швейцаров, ла­кеев, кучеров; скороход — слуга, бегом сопро­вождающий экипаж, или гонец; булава — ко­роткая палка, жезл с шарообразным утолщени­ем на конце, служившая в старину оружием; гусары — военные из частей легкой кавалерии; пажи — в царской России: воспитанники при­вилегированного военного учебного заведения (так называемого Пажеского корпуса); бояре — в древней и средней Руси: крупные землевла­дельцы, принадлежавшие к высшему слою господствующего класса.

Упражнение 151

(1) - (3); (2) - (1); (3) - (9); (4) - (2); (5) - (11); (6) - (4); (д ~ (6); (8) - (5); (9) - (8); (10) - (3); (11) - (10)

Упражнение 153

клипмейкер модем нонсенс пиццерия

саммит томограф факс фритюрница

чип

Упражнение 154

(6) сени — помещение между жилой частью дома и крыль­цом; поветь — помещение под навесом на крестьянском дворе; клеть — кладовая; (7) драчена — род яичницы, сбитой с мукой и молоком; дежка — кадка, кадушка; сусек — отгороженный ларь в амбаре, используемый для ссыпки зерна.

Упражнение 157

(I) преодолев уныние, обрести прежнюю бодрость; (2) непо­нятно; невозможно поверить; (3) раздражаться; (4) круг забот, интересов; (5) о том, что в данный момент привлекает всеобщее внимание; (в) обращать общее внимание на грозящую опасность;

(7) бездельничать; (8) делать карьеру; (9) оценить в полной мере;

(10) очень умный; (11) перестать обращать внимание; (12) неиз­вестно когда.

Упражнение 158

(1) браться за ум; (2) хлопать глазами; делать большие глаза;

(3) открыть Америку; (4) прикусить язык; (5) бросаться в глаза; (6) от всей души; (7) схватывать на лету; (8) вести свою линию; (9) одного поля ягоды; одним миром мазаны; два сапога пара; один к одному; (10) стирать грани; (11) расправлять крылья; (12) будет и на моей (нашей) улице праздник.

Упражнение 162

(1), (4), (5), (7), (9), (10)

Упражнение 163

(2), (4), (5), (7), (9), (12), (13), (15), (17), (19), (22), (24), (26), (27), (29), (31), (32), (34), (37)

Упражнение 165

балерина, маникюрша, сиделка

Упражнение 166

В литературном языке (разговорная окраска в расчет не при­нимается) не имеют родовых соответствий следующие существи­тельные мужского рода: агроном, адвокат, бригадир, врач, генерал, доктор, доцент, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, коррес­пондент, космонавт, педагог, профессор, прокурор, редактор, слесарь, следователь, технолог, член-корреспондент, юбиляр.

Упражнение 168

Сохраняют форму только единственного числа слова: вышина, длина, земляника, золото, калий, морковь, рис, серебро, ширина.

Упражнение 169

(1), (2), (7), (8)

Упражнение 172

(2), (3), (5), (7), (8), (10)

Упражнение 174

Не образуют кратких форм прилагательные в вариантах (2),

(3), (4), (5), (6), (9), (13)

Упражнение 175

(1 а), (в) или (б), (г); (2 б), (г); (3 б); (4 а); (5 б); (6 а); (7 б),

(г); (8 в); (9 а); (10 а) и (в)

Упражнение 178

два сына — двое сыновей, два парохода, два командира, два директора, двое саней, двое суток, две дочери, две учительницы, две деревни, два села, два города, два преподавателя — двое преподавателей, два педагога, два медведя, двое военных, их двое

Упражнение 179

(1) двух дочерей; (2) обеих сестер; (3) у четырех претенден­ток; (4) двух бульдозеров; (5) пятерых студентов; (6) семерых козлят; (7) на обоих берегах; (5) в полутора километрах; (9) полу­тора месяцев; (10) ясли в количестве двадцати двух

Упражнение 180

(1) каждый; (2) любые; (3) каждый; (4) каждый; (5) любой; (6) всякую; (7) всякого; (5) своем; (9) свои; (10) своего; (11) с собой.

Упражнение 181

(2), (4), (6), (7), (9), (11)

Упражнение 184

Некоторые глаголы не образуют форму 1-го лица ед. ч. (так называемые недостаточные глаголы). Причины — в семантике или в структуре (появлении сочетаний звуков, не характерных для русского языка).

Семантика не позволяет образовать форму 1-го лица от гла­голов: колоситься, прорасти, чадить, мерцать, столпиться, хлынуть.

Структура — от глаголов: затмить, ощутить, убедить, побе­дить, очутиться, гудеть, обезопасить, гласить, дерзить, дудеть, ладить.

Упражнение 186

Не образуются формы 2-го лица ед. ч. повелительного на­клонения от глаголов: ездить, ехать, захотеть, смочь. Образуются формы повелительного наклонения: поезжай, уезжай, беги, поло­жи, клади, ляг, пои, почисти, вынеси, выйди, выкинь, лакомься.

Упражнение 187

(1 б); (2); (3 б); (4 б) и (в); (5 в) и (г); (6 б); (8); (9); (10 а) и

(г) или (б) и (в); (11 а) и (в) или (б) и (г); (12 б); (13 б)

Упражнение 188

(2), (5), (11)

Упражнение 189

(1) в; (2) на; (3) из; (4) с; (5) на; (6) со; (7) в; (5) на; (9) из;

(10) с.

Упражнение 191

(I), (3) (5), (7), (9)

Упражнение 193

(I), (3), (6), (7), (8), (10)

Упражнение 196

(1) б, (2) а, (3) б, (4) а, (5) а, (6) а, (7) б, (<5) а, (9) а, (10) а,

(11) а, (12) а, (13) а, (14) а, ( 15) а, г

Упражнение 197

(1) стоит; (2) направлены, командируются; (3) работают; (4) вызы­вает; (5) осталось; (6) носились; (7) занимались; 8) сидят; (9) свали­лась; (10) бытует; (11) раздалось; (12) выходила; (13) приобрела; (14) направила; (15) возможны варианты: решили (совместно), решил (один).

Упражнение 198

(1) показали; (2) льготные туристические путевки; (3) верно;

(4) новых; (5) верно; (6) не могли; (7) верно; (5) такой; (9) ос­тавляет; (10) верно; (11) опубликовали; (12) верно.

Упражнение 199

1 — б\ 2 — и; 3 — г; 4 — и\ 5 — е, д\ 6 — и; 7 — б; 8 — а; 9 — в; 10 — з

Упражнение 201

(1) на то; (2) школа фигурного катания; (3) верно; (4) близка мне; (5) верно; (6) экономическое положение; (7) перед группой;

(5) верно; (9) о пожилых людях; (10) о том; (11) результатами;

(12) верно; (13) в фактах; (14) верно; (15) искать брод; (16) не терял надежды

Упражнение 203

(/)• (3), (4). (5), (6), (5), (9), (10), (11), (15)

Упражнение 204

(5), (7), (10), (12), ( 13)

Упражнение 205

(!) - (Г); (2) - (Д); (3) - (А); (4) - (Б); (5) - (В)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа курса «Русский язык и культура речи» цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Стили современного русского литературного языка. Язы­ковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функцио­нальные стили современного русского языка. Взаимодейст­вие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов раз­личных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирова­ния, жанровое разнообразие. Языковые формулы офици­альных документов. Приемы унификации языка служеб­ных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой речи. Язык и стиль распорядитель­ных документов. Язык и стиль коммерческой корреспон­денции. Язык и стиль инструктивно-методических доку­ментов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в пуб­лицистическом стиле. Особенности устной публичной ре­чи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материа­ла, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных мате­риалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность пуб­личной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидно­стей русского литературного языка. Условия функциони­рования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствова­ния навыков грамотного письма и говорения.


Приложение
Приложение 2

Гр.
принимается на работу


 


Ф.И.О.


 


в
на должность

Наименование предприятия

Наименование должности

1. Объем и характер работы

1.1. Показатели, характеризующие количество и качество деятельности работника, дающие оценку эффективности его труда и трудовой функции.

1.2. Задания по охране окружающей среды.

1.3. Задания по технике безопасности и охране труда.

1.4. Возможные ссылки на должностную инструкцию и классификатор должностей руководителей, специалистов и служащих.

2. Срок действия договора

2.1. Испытательный срок (1—6 мес.).

2.2. Окончательный срок (1 год, 3 года, бессрочный и т.п.).

3. Оплата труда

3.1. Ставка зарплаты на период испытательного срока.

3.2. Размер основной месячной ставки, определенный при совершении сделки купли-продажи рабочей силы работодателем и работником после прохо­ждения испытательного срока.

4. Дополнительные условия договора

4.1. Обязательство о хранении в секрете содержания договора, его от­дельных позиций, связанных с оплатой труда, коммерческой тайны.

4.2. Условия досрочного расторжения договора.

4.2.1. Желание одной из сторон — обязательное условие досрочного рас­торжения.

4.2.2. Компенсация работнику при досрочном расторжении договора.

4.2.3. Возмещение ущерба при расторжении. Конкретные меры ответст­венности сторон.


4.3. Дополнительное материальное стимулирование.

4.3.1. Ежемесячные премии, наградные, праздничные выплаты и т.п.

4.3.2. Ежегодное участие в прибыли работодателя (процент прибыли).

4.3.3. Перевод работника в собственника, наделение его правами работо­дателя.

4.4. Социальные гарантии работнику.

4.4.1. Условия труда, оборудование рабочего места.

4.4.2. Продолжительность очередного отпуска, рабочей недели.

4.4.3. Обеспечение жильем.

4.4.4. Возможность платного медицинского обслуживания и пользования средствами поддержания и восстановления здоровья.

4.4.5. Единовременная помощь при утрате здоровья и досрочном выходе на пенсию.

4.4.6. Прочие льготы и привилегии работнику и членам его семьи.

5. Юридические адреса сторон

5.1. Работодатель: полное наименование предприятия, фирмы, адрес, Ф.И.О. и подпись директора, круглая (гербовая) печать, дата подписания.

5.2. Работник: Ф.И.О. и личная подпись, адрес, паспортные данные (се­рия, номер, кем и когда выдан, год рождения), число членов семьи и т.п., дата подписания.

5.3. Количество экземпляров договора и место хранения:

1 экз. — в отделе кадров;

1 экз. — в бухгалтерии;

1 экз. — у работника.

Всего 3 экземпляра.

(Образец извлечен из учебного пособия М.В. Кирсановой, Ю.М. Аксенова «Курс делопроизводства». — М., 2002. — С. 209—210.)


ЛИТЕРАТУРА

1. Аннушкин В.И. Риторика. — Пермь, 1994.

2. Атватер И. Я вас слушаю... — М., 1998.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2000.

4. Баллы Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. — М., 1955. ' ’

5. Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961.

6. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Литературная учеба. — М.,

1978, № 1. ‘............................ '

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

8. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974.

9. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

10. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.