КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендательные нормы предусматривают такие образцы поведения, которые с точки зрения законодателя желательны в сфере организации труда
Дозволительные нормы предоставляют сторонам трудовых правоотношений возможность устанавливать условия труда по своему усмотрению. Дозволительные нормы основываются на договорном способе установления условий труда. Характеристику отраслевых особенностей метода трудового права завершают четвертый элемент - юридические средства обеспечения должного поведения сторон трудовых правоотношений. Это материальные стимулы повышения производительности и качества труда, надлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей. Нормами трудового права предусматриваются способы защиты от нарушений правил внутреннего трудового распорядка, а именно специфические для трудового права способы - дисциплинарные взыскания, налагаемые на работников за неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей (ст.72 ТК РК). Одним из существенных моментов характеристики метода трудового права является особый порядок защиты трудовых прав и законных интересов работников. Здесь имеются в виду процедура и органы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Законодательством определена процедура рассмотрения трудовых споров как в досудебном порядке (согласительная комиссия), так и в суде. Следует указать на расширение судебной практики защиты трудовых прав работников и должностных лиц независимо от вида собственности и организационно-правовых форм хозяйствования организаций, где они трудятся. Исходя из вышесказанного, можно выделить три способа регулирования трудовых отношений: государственно-правовой; коллективно-договорной; индивидуально-договорной. Таким образом, метод трудового права - совокупность следующих приемов и способов правового регулирования трудовых отношений: договорный порядок установления трудовых правоотношений; сочетание равенства сторон с подчиненностью работника работодателю в процессе производства; особый режим организации труда; сочетание централизованного нормирования и локального регулирования организации и условий применения труда; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установлении условий труда; единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений; особый механизм действия императивных, дозволительных и рекомендательных норм трудового права; специфические процессуальные формы защиты прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, а также применения санкций. 4. Система трудового права есть такая совокупность правовых норм, которая в своем единстве образует целостность, неразрывное единство структуры и содержания данной отрасли права. Относительная обособленность и качественные особенности трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, наличие специфического метода, при помощи которого обеспечивается единый подход к правовому регулированию данных отношений, выступают системообразующими факторами формирования трудового права. Отрасль трудового права как единое целое определяет общие принципы и порядок правового регулирования трудовых отношений в масштабе республики. Объективным критерием построения системы трудового права выступает структура трудовых отношений. Общую часть трудового права составляют нормы, имеющие отношение ко всем элементам общественной организации труда. Общая часть трудового права охватывает предмет, метод и систему данной отрасли, принципы регулирования трудовых отношений, источники трудового права, правовое положение субъектов, правоотношения в сфере трудового права, а также предмет и методологию науки трудового права. Все эти вопросы составляют фундаментальную основу для глубокого изучения конкретных разделов (институтов) трудового права. Особенную часть трудового права образуют правовые нормы, регламентирующие отдельные группы общественных отношений по применению труда граждан. Она включает правовые нормы, регламентирующие отдельные элементы общественной организации труда и устанавливающие правосубъектность участников трудовых отношений. В системе трудового права выделяются правовые институты, предметом регулирования которых являются составные части трудовых отношений. В Особенную часть входят следующие основные институты трудового права: трудовой договор, коллективные договоры и соглашения, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудоустройство, материальная ответственность сторон трудового договора, трудовая дисциплина, охрана труда, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, трудовые споры. Как видим, помимо правовых институтов, регламентирующих непосредственно трудовые отношения, имеются и такие, которые связаны с регулированием отношений, предшествующих и сопутствующих трудовым (институт трудоустройства, институт рассмотрения трудовых споров и др.). Общая и Особенная части трудового права органически связаны между собой, дополняют друг друга. Их последовательное изучение позволяет лучше познать трудовое право, характер и содержание его норм, а также механизм правового регулирования трудовых отношений. 5. 1. Трудовыми правоотношениями называются общественные отношения, возникающие по поводу применения труда, а также отношения, тесно связанные с ними. Данные отношения регламентируются нормами трудового права и являются его предметом. Различают следующие виды трудовых правоотношений: а) трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основе трудовых и коллективных договоров, в силу которых устанавливаются взаимные права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РК; б) отношения по трудоустройству, возникающие в связи с обращением граждан в уполномоченные государственные органы по труду с целью получения работы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, с учетом личных интересов и общественных потребностей; в) организационно-управленческие отношения, возникающие между администрацией и коллективом организации по поводу организации производства и управлением коллективом в процессе совместной трудовой деятельности; г) отношения по профессиональному обучению работников, возникающие по поводу подготовки квалифицированных рабочих непосредственно на производстве; подготовки безработных к новым сферам применения труда в условиях развития рыночных отношений; д) социально-экономические отношения, возникающие по поводу установления условий труда, его оплаты и социальных гарантий работников на основе генерального, областных и отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных договоров и соглашений; е) отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, возникающие по поводу осуществления общего и специализированного государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и иных условий безопасности труда с участием соответствующих компетентных органов; ж) отношения по рассмотрению трудовых споров, возникающие по поводу разрешения разногласий по вопросам установления условий труда и применения норм трудового законодательства. Субъектами таких отношений могут быть работник и работодатель (индивидуальные трудовые споры) либо трудовой коллектив и работодатель (коллективные трудовые споры). Таким образом, трудовыми называются правоотношения, возникающие по поводу привлечения рабочей силы в общественное производство. Тема 2 Принципы трудового права Республики Казахстан План: 1 Понятие и роль принципов трудового права 2 Классификация принципов трудового права: межотраслевые и отраслевые принципы 3 Характеристика отраслевых принципов трудового права 4 Понятие источника трудового права 5 Виды источников трудового права 6 Действие НПА о труде во времени, пространстве и по лицам 1. Понятие источника трудового права есть то, что дает начало нормам трудового права, откуда исходит и чем определяется содержание правовых норм о труде. Источник трудового права в формальном (юридическом) смысле характеризуется следующими основными положениями: 1) общеобязательность является сущностным свойством правовых норм, что позволяет отличать их от других социальных норм (например, служебной этики); 2) имеют место особые формы выражения и способы закрепления правовых норм о труде (кодекс, законы, указы, постановления и т.д.). Правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, находят свое закрепление в многочисленных НПА. В своей совокупности эти акты составляют законодательство о труде. Систему трудового законодательства и систему трудового права объединяет одно общее начало: трудовое право как относительно обособленная по предмету и методу правового регулирования совокупность правовых норм, в своем единстве составляющих самостоятельную отрасль права. Система трудового законодательства в этом случае выступает в качестве внешней формы выражения трудового права, его внутреннего, отраслевого содержания. В то же время единство трудового права и трудового законодательства не исключает их относительно самостоятельного развития. Соответствие отрасли трудового права и отрасли законодательства все же не есть их тождество. Развитие отрасли трудового права связано с объективными факторами ее формирования. Речь идет о закономерных связях в целом с общественно-трудовыми отношениями, их структурой, элементами общественной организации труда. В условиях экономической реформы и становления рыночных отношений в РК возрастает социальная роль трудового права как эффективного инструмента преобразования трудовых отношений, удовлетворения общественной потребности в рациональном использовании трудовых ресурсов. Что касается развития отрасти трудового законодательства, то здесь присутствуют субъективные факторы. Это проявляется, например, в правотворческой деятельности, а также в деятельности по систематизации трудового законодательства. По усмотрению законодателя правовая норма о труде может быть закреплена в отраслевом или комплексном законодательном акте. Общая правовая норма о труде, установленная законом, может получить свою конкретизацию в подзаконных нормативных актах. Система трудового законодательства - это сложное, многоуровневое образование, включающее совокупность взаимосвязанных НПА о труде различной юридической силы, отражающие внутреннее единство системы правовых норм и структуры трудовых отношений как предмета регулирования (и соответственно структуры отрасли трудового права). Законодательство о труде основывается на Конституции РК и состоит из Трудового кодекса РК и иных НПА, регулирующих трудовые отношения отдельных категорий работников. Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед национальным законодательством о труде и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание ЗРК (ст.2 ТК РК). Особое значение для формирования источников трудового права имеют конвенции Международной организации труда (МОТ). К онвенция не является источником трудового права, скорее это международный документ (договор) рекомендательного характера и как таковой он не имеет цели вмешательства во внутреннее трудовое законодательство страны. Однако если та или иная конвенция ратифицирована парламентом страны, то она переходит в разряд источника трудового права и становится составной частью национального законодательства о труде. Характерной особенностью формирования источников трудового права является сложившаяся практика локального нормотворчества с участием трудовых коллективов и профсоюзов (коллективные договоры, соглашения). Таким образом, целостное представление об источнике трудового права можно получить путем анализа органического единства генезиса (материального основания возникновения), формирования (разработки и утверждения) и закрепления в определенной форме правовых норм о труде. 2. Действующее законодательство о труде РК основывается на следующих основных конституционных положениях: во-первых, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики; во-вторых, международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона; в-третьих, все законы, международные договоры, участником которых является РК, публикуются. Официальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения (п. 4 ст. 4 Конституции); в-четвертых, в зависимости от юридической силы НПА устанавливается строгая их иерархия (ст.4 ЗРК от 24.03.98. "О НПА"); в-пятых, действующее законодательство о труде основывается на принципе законности. Это означает, с одной стороны, верховенство закона по отношению к подзаконным актам, а с другой - что все госорганы, общественные ассоциации, работодатели, должностные лица и граждане обязаны действовать на основе, в соответствии и во исполнение законов. НПА подразделяются на основные и производные. К основным НПА в области трудового законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, Трудовой кодекс РК, отдельные законодательные акты, нормативные правовые указы Президента РК, нормативные постановления Правительства, Конституционного совета и Верховного суда РК; нормативные приказы министерств и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные постановления госкомитетов и иных центральных госорганов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные правовые решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда. К производным НПА в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции. рекомендации и др. Они принимаются или утверждаются посредством НПА основных видов и составляют с ними единое целое. Место НПА о труде производного вида в иерархии НПА определяется уровнем акта основного вида. По своей юридической силе НПА о труде неодинаковы. Это объясняется тем, что эти акты издаются в пределах компетенции соответствующих госорганов и должностных лиц. В области трудового законодательства имеется ряд НПА производного характера от основных актов. К ним относятся: а) правила - НПА, определяющие порядок организации и осуществления определенного вида деятельности в области общественной организации труда. Например, Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением КМ РК от 17.03.93.; б) положение (примерное положение, типовое положение) - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности; в) инструкция - НПА, детализирующий применение трудового законодательства в области общественной организации труда. Все указанные нормативные правовые акты производного характера идут в качестве приложений к основным актам. 3. Время введения в действие НПА о труде является важным процедурным моментом, когда правовые нормы получают реальную возможность для их применения. НПА вводятся в действие в определенные сроки, установленные законодательством. Это зависит от места конкретного акта в иерархии НПА о труде. Трудовой кодекс РК, Законы РК, УПРК и ППРК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Например, Трудовой кодекс РК введен в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования 15 мая 2007 года (ст.1 ЗРК «О введении в действие ТК РК» от 15.05.2007г.). Постановления Парламента РК, его палат вводятся в действие со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки, а постановления Конституционного совета РК - со дня их принятия. НПА центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства РК, в том числе Верховного суда и Национального банка РК, вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. Такие же сроки установлены для введения в действие НПА местных представительных и исполнительных органов. В НПА или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие их отдельных частей, глав и статей, чем установленные для всего акта в целом. Например, ст.1 Закона РК «О введении в действие Трудового кодекса РК» от 15.05.2007г. устанавливает, что п.2 ст.122, ст.204, п.1 ст.239, пп.5) п.5 ст.276 вводятся в действие с 01 января 2008 года. Действие НПА о труде может быть: бессрочным; временным. НПА считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок НПА о труде (или его часть) сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер. В законодательстве и правоприменительной практике используется понятие действия НПА в пространстве. Действие НПА в пространстве можно рассматривать в качестве одной из форм реализации принципа единства и дифференциации трудового права. Обширность территории Казахстана с различными ее природно-климатическими условиями, несомненно, предопределяет сферу действия НПА о труде. С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях (безводность, высокогорность и т. п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к заработной плате отдельных категорий работников, различные льготы, гарантии и т. д. Причем особо возрастает роль локального регулирования (коллективные договоры, соглашения) условий труда в таких местностях. Следовательно, действие НПА в пространстве предполагает наличие специальных актов о труде, распространяющихся лишь на отдельные территории республики. С учетом сказанного законодательство о труде можно классифицировать на: общее законодательство о труде; специальноезаконодательство о труде. Общее законодательство распространяется на всех работников независимо от отрасли экономики и условий труда, специальное - рассчитано только на особые условия труда. В основу такого деления трудового законодательства положены объективные факторы производства (в данном случае - тяжелые природно-климатические условия отдельных районов Казахстана). Действие нормативных правовых актов по лицам. Так, действие Трудового кодекса РК распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в РК (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными РК). На работников организаций, расположенных на территории Казахстана, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых является иностранные юридические или физические лица, также распространяется трудовое законодательство РК. Наряду с этим здесь следует вести речь о дифференциации трудового права с учетом особенностей трудовой правосубъектности физических и юридических лиц и в связи с этим о наличии специальных правовых норм о труде отдельных категорий работников (государственных служащих, инвалидов, несовершеннолетних и др.). Министерству труда и социальной защиты населения РК предоставлено право давать разъяснения по применению законодательства в сфере труда, трудоустройства и социальной защиты населения. 4. Вопрос о принципах трудового права как отправных научных и правовых категориях, выражающих сущность и внутреннее единство механизма правового регулирования трудовых отношений, имеет важное теоретическое и практическое значение. Соблюдение принципов выступает необходимым условием правильного применения норм трудового права, реформирования трудовых отношений с тем, чтобы они были адекватны происходящим в республике социально-экономическим преобразованиям. Принцип трудового права - это основополагающее, руководящее начало, выражающее сущность и внутреннюю согласованность правовых норм трудового права и ее институтов. Принципы выражают внутреннюю связь и согласованность правовых норм в границах отрасли трудового права в целом и отдельных ее институтов. В этом качестве принципы могут выступать самостоятельным и объективным критерием отграничения трудового права от других отраслей национального права наряду с предметом и методом правового регулирования. Роль принципов трудового права заключается в следующих основных положениях: а) принципы выступают в качестве официальных ориентиров для субъектов трудового права, ибо они закреплены в нормах трудового права и направляют поведение участников в соответствии с руководящими идеями правовой политики государства в области общественной организации труда; б) принципы являются исходными установками (первоосновами) для правового регулирования трудовых отношений. В этом качестве принципы предопределяют сущность и содержание действующего законодательства о труде и практику его применения, а также ориентируют законодателя на то, чтобы при разработке новых правовых норм о труде предусматривался механизм реализации этих руководящие идей: в) принципы придают стабильность правовым устоям общественной организации труда. Закрепляя в законодательстве руководящие идеи в области подготовки, распределения и эффективного использования трудовых ресурсов, организации охраны труда и безопасности производства и других элементов организации общественного труда, государство обеспечивает создание фундаментальной правовой основы для всего механизма управления трудом, устойчивых форм трудовых отношений; г) принципы, наряду с предметом и методом правового регулирования, выступают объективным критерием отграничения трудового права от других отраслей национального права, ибо выражают сущностные особенности этой отрасли права; д) принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников организаций. Заключая трудовой договор, стороны следуют предписаниям правовых норм и условиям соглашения, добровольно подчиняются предъявляемым им правилам поведения, уясняя таким образом смысл действующего законодательства и усваивая заложенные в правовых нормах принципы трудового права. Принципы в области организации и применения труда неоднозначны по своему содержанию, сфере действия и целевой направленности. Они могут быть общими (межотраслевыми), отраслевыми (трудового права) и принципами отдельных институтов трудового права. Указанные группы принципов взаимосвязаны, дополняют друг друга и в своем единстве составляют фундаментальную основу для правового регулирования общественной организации труда. Общие принципы права являются базовыми для правового регулирования труда и соответственно отрасли трудового права. Закрепление их в Конституции РК свидетельствует об их всеобщем характере. К числу общих (межотраслевых) принципов права можно отнести: законность; приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; равный доступ к государственной службе; учет общественного мнения и гласность; международное сотрудничество. 5. На базе действующей правовой системы организации общественного труда можно выделить следующие межотраслевые принципы трудового права: свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; охрана здоровья и безопасность условий труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; всеобщность права на отдых; гарантированность получения образования; свобода объединений граждан по профессиональным и иным интересам; гарантированность защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом; гарантированность социального обеспечения граждан. Межотраслевые принципы конкретизируются в отраслевых правовых нормах (трудового, гражданского, административного и других отраслей права). Отраслевыми принципами трудового права являются: 1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда; 2) свобода труда; 3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда; 4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; 6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы; 7) обеспечение права на отдых; 8) равенство прав и возможностей работников; 9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; 10) социальное партнерство; 11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда; 12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (ст.4 ТК РК). Принципы отдельных институтов трудового права имеют более узкую сферу действия. Они выражают такие руководящие положения (требования), которые вбирают в себя специфические особенности отдельных групп правовых норм, регулирующих соответствующий вид отношений в сфере трудового права. 6. Принципы трудового права выступают как форма конкретизации и уточнения межотраслевых принципов. Изучение специфических особенностей отраслевых принципов является условием познания теории трудового права, четкого отграничения его от других отраслей права, формирования методологических основ реформирования трудовых отношений и законодательства о труде в Республике Казахстан. Например, гарантированность социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28 Конституции РК) является принципом самостоятельной отрасли - права социального обеспечения. Принцип недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда закреплен ст. 5 ТК РК и означает, что никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены Трудовым кодексом и иными законами Республики Казахстан. Принцип свободы труда означает, что каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (ст.6 ТК РК). Принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда означает, что каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Принудительный труд запрещен (ст.ст. 7 и 8 ТК РК). Принцип обеспечения права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены предусматривает право граждан на охрану здоровья, проявляется в виде права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности – это принцип, заложенный в ТК РК впервые, его содержание позволяет реализовать конституционные положения о ценности жизни человека в нашем обществе, недопустимости пренебрежения жизнью и здоровьем человека ради получения предпринимательского дохода, связанного с извлечением прибыли. Обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы. Конституция РК (п. 2 ст. 24) предусматривает право граждан на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Указанное требование носит общий характер - оно распространяется на всех лиц независимо от сферы приложения труда, в том числе состоящих в трудовых правоотношениях. Применительно к трудовому праву приведенное конституционное положение можно сформулировать в виде отраслевого принципа - заработная плата не ниже установленного законом минимального размера. Заработная плата максимальными размерами не ограничивается. Принцип обеспечения права на отдых выражается в праве работников на отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск. Целевая направленность данного принципа состоит в установлении такой продолжительности труда и его режима, который обеспечивает работникам право на свободное от работы время и отдых, создает необходимые условия для физического и духовного развития, повышения профессионального и культурного уровня, а также активного участия в общественной жизни. Принцип равенства прав и возможностей работников основан на конституционных положениях равенства граждан при реализации права на свободу труда, при поступлении на государственную службу, при реализации всего комплекса трудовых прав, закрепленных нормами Трудового кодекса РК. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, а также принцип социального партнерства основываются на общем принципе свободы объединения граждан в общественные ассоциации (ст. 23 Конституции РК, ЗРК от 31.05.96. «Об общественных объединениях»). Профессиональные союзы - это добровольные общественные объединения, создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда (ст. 1 ЗРК от 09.04.93. «О профессиональных союзах»). Государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда – это принцип, позволяющий: 1) определять основные направления государственной политики в области безопасности и охраны труда; 2) осуществлять государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда; 3) устанавливать требования по безопасности и охране труда путем разработки нормативных правовых актов, обязательных для исполнения работодателями и работниками при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан; 4) осуществлять мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда в целях комплексной оценки условий труда на рабочих местах, снижения производственного травматизма и предупреждения несчастных случаев на производстве (гл.33 ТК РК, ст.ст.306-309). Принцип обеспечения права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан означает, что общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации осуществляется общественным инспектором по охране труда, избираемым профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза - общим собранием (конференцией) работников. Следует учесть, что республиканское, отраслевые, региональные объединения работников осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях при условии закрепления такого права в соглашениях и коллективных договорах (ст.340 ТК РК()нцип РК, ст.ст.306-309ересоврудовых прав, закрепденных нормами трудовогои получения предпринимательского дохода, связанного).
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |