Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендательные нормы предусматривают такие образцы поведе­ния, которые с точки зрения законодателя желательны в сфере органи­зации труда




Дозволительные нормы предоставляют сторонам трудовых правоот­ношений возможность устанавливать условия труда по своему усмотре­нию. Дозволительные нормы основываются на договорном способе уста­новления условий труда.

Характеристику отраслевых особенностей метода трудово­го права завершают четвертый элемент - юридические средства обеспечения должного поведе­ния сторон трудовых правоотношений. Это материальные стимулы повышения производительности и качества труда, надлежаще­го выполнения работником своих трудовых обязанностей. Нормами трудового права предусматриваются спосо­бы защиты от нарушений правил внутреннего трудового распорядка, а именно специфические для трудового права способы - дисциплинарные взыскания, налагаемые на работников за неисполнение либо ненадле­жащее исполнение трудовых обязанностей (ст.72 ТК РК). Одним из существенных моментов характеристики метода трудового права является особый порядок защиты трудовых прав и законных интересов работников. Здесь имеются в виду процедура и органы разре­шения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Законодатель­ством определена процедура рассмотрения трудовых споров как в досудебном порядке (согласительная комиссия), так и в суде. Следует указать на расширение судебной практики защиты трудовых прав работни­ков и должностных лиц независимо от вида собственности и организа­ционно-правовых форм хозяйствования организаций, где они трудятся.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три способа регулирования трудовых отношений: государственно-правовой; коллективно-договорной; индивидуально-договорной.

Таким образом, метод трудового права - совокупность следующих приемов и способов правового регулирования трудовых отношений: договорный порядок установления трудовых правоотношений; сочета­ние равенства сторон с подчиненностью работника работодателю в процессе производства; особый режим организации труда; сочетание цент­рализованного нормирования и локального регулирования организации и условий применения труда; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установлении условий труда; единство и дифференциация право­вого регулирования трудовых отношений; особый механизм действия императивных, дозволительных и рекомендательных норм трудового права; специфические процессуальные формы защиты прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, а также применения санк­ций.

4. Система трудового права есть такая совокупность правовых норм, которая в своем единстве образует целостность, неразрывное единство структуры и содержания данной отрасли права.

Относительная обособ­ленность и качественные особенности трудовых отношений, составляю­щих предмет трудового права, наличие специфического метода, при по­мощи которого обеспечивается единый подход к правовому регулиро­ванию данных отношений, выступают системообразующими фактора­ми формирования трудового права. Отрасль трудового права как еди­ное целое определяет общие принципы и порядок правового регулиро­вания трудовых отношений в масштабе республики. Объективным критерием построения системы трудового права выступает структура трудовых отношений.

Общую часть трудового права составляют нормы, имеющие отношение ко всем элементам общественной организации труда. Общая часть трудового права охватывает предмет, метод и систему данной отрасли, принципы регулирования трудовых отношений, источ­ники трудового права, правовое положение субъектов, правоотношения в сфере трудового права, а также предмет и методологию науки трудо­вого права. Все эти вопросы составляют фундаментальную основу для глубокого изучения конкретных разделов (институтов) трудового пра­ва.

Особенную часть трудового права образуют правовые нормы, регламентирующие отдельные группы общественных отношений по при­менению труда граждан. Она включает правовые нормы, регламентирующие отдельные элементы общественной организации труда и устанавливающие правосубъектность участников трудовых отношений. В системе трудового права выделяются правовые инсти­туты, предметом регулирования ко­торых являются составные части трудовых отношений. В Особенную часть входят следующие основные институты трудового права: трудовой договор, коллективные договоры и соглашения, рабочее время и время отдыха, заработная пла­та, трудоустройство, материальная ответственность сторон трудового договора, трудовая дисциплина, охрана труда, профессиональная под­готовка и повышение квалификации кадров, трудовые споры.

Как видим, поми­мо правовых институтов, регламентирующих непосредственно трудовые отношения, имеются и такие, которые связаны с регулированием отно­шений, предшествующих и сопутствующих трудовым (институт трудоустройства, институт рассмотрения трудовых споров и др.).

Общая и Особенная части трудового права органически связаны меж­ду собой, дополняют друг друга. Их последовательное изучение позво­ляет лучше познать трудовое право, характер и содержание его норм, а также механизм правового регулирования трудовых отношений.

5. 1. Трудовыми правоотношениями называются общественные отношения, возникающие по поводу применения труда, а также отношения, тесно связанные с ними. Данные отношения регламентируются нормами трудового права и являются его предметом.

Различают следующие виды трудовых правоотношений:

а) трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основе трудовых и коллективных договоров, в силу которых устанавливаются взаимные права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РК;

б) отношения по трудоустройству, возникающие в связи с обращени­ем граждан в уполномоченные государственные органы по труду с це­лью получения работы в соответствии со своими способностями и про­фессиональной подготовкой, с учетом личных интересов и обществен­ных потребностей;

в) организационно-управленческие отношения, возникающие между администрацией и коллективом организации по поводу организации производства и управлением коллективом в процессе совместной трудовой деятельности;

г) отношения по профессиональному обучению работников, возни­кающие по поводу подготовки квалифицированных рабочих непосред­ственно на производстве; подготовки безработных к новым сферам при­менения труда в условиях развития рыночных отношений;

д) социально-экономические отношения, возникающие по поводу установления условий труда, его оплаты и социальных гарантий работ­ников на основе генерального, областных и отраслевых (тарифных) со­глашений, коллективных договоров и соглашений;

е) отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, возникающие по поводу осуществления общего и спе­циализированного государственного надзора и контроля за соблюдени­ем законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и иных усло­вий безопасности труда с участием соответствующих компетентных ор­ганов;

ж) отношения по рассмотрению трудовых споров, возникающие по поводу разрешения разногласий по вопросам установления условий тру­да и применения норм трудового законодательства. Субъектами таких отношений могут быть работник и работодатель (индивидуальные тру­довые споры) либо трудовой коллектив и работодатель (коллективные трудовые споры).

Таким образом, трудовыми называются правоотношения, возникающие по поводу привлечения рабочей силы в общественное производство.

Тема 2 Принципы трудового права Республики Казахстан

План:

1 Понятие и роль принципов трудового права

2 Классификация принципов трудового права: межотраслевые и отраслевые принципы

3 Характеристика отраслевых принципов трудового права

4 Понятие источника трудового права

5 Виды источников трудового права

6 Действие НПА о труде во времени, пространстве и по лицам

1. Понятие источника трудового права есть то, что дает начало нормам трудового права, откуда исходит и чем опреде­ляется содержание правовых норм о труде.

Источник трудового права в формальном (юридическом) смысле ха­рактеризуется следующими основными положениями: 1) обще­обязательность является сущностным свойством правовых норм, что позволяет отличать их от других социальных норм (например, служеб­ной этики); 2) имеют место особые формы вы­ражения и способы закрепления правовых норм о труде (кодекс, законы, указы, постановления и т.д.).

Правовые нормы, регулирующие трудовые отно­шения, находят свое закрепление в многочисленных НПА. В своей совокупности эти акты составляют законодатель­ство о труде.

Систему трудового законодательства и сис­тему трудового права объединяет одно общее начало: трудовое право как относительно обособленная по предмету и методу правового регулирования совокупность правовых норм, в своем единстве составляю­щих самостоятельную отрасль права. Система трудового законодатель­ства в этом случае выступает в качестве внешней формы выражения тру­дового права, его внутреннего, отраслевого содержания.

В то же время единство трудового права и трудового законодатель­ства не исключает их относительно самостоятельного развития. Соот­ветствие отрасли трудового права и отрасли законодательства все же не есть их тождество. Развитие отрасли трудового права связано с объективными факторами ее формирования. Речь идет о закономерных свя­зях в целом с общественно-трудовыми отношениями, их структурой, эле­ментами общественной организации труда. В условиях экономической реформы и становления рыночных отношений в РК возрастает социальная роль трудового права как эффективного инстру­мента преобразования трудовых отношений, удовлетворения обществен­ной потребности в рациональном использовании трудовых ресурсов. Что касается развития отрасти трудового законодательства, то здесь при­сутствуют субъективные факторы. Это проявляется, например, в правотворческой деятельности, а также в деятельности по систематизации тру­дового законодательства. По усмотрению законодателя правовая нор­ма о труде может быть закреплена в отраслевом или комплексном зако­нодательном акте. Общая правовая норма о труде, установленная зако­ном, может получить свою конкретизацию в подзаконных нормативных актах.

Система трудового законодательства - это сложное, многоуровне­вое образование, включающее совокупность взаимосвязанных НПА о труде различной юридической силы, отражающие внутреннее единство системы правовых норм и структуры трудо­вых отношений как предмета регулирования (и соответственно структуры отрасли трудового права). Законодательство о труде основывается на Конституции РК и состоит из Трудового кодекса РК и иных НПА, регулирующих трудовые отно­шения отдельных категорий работников. Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед национальным законодательством о труде и применяются непосредствен­но, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание ЗРК (ст.2 ТК РК).

Особое значение для формирования источников трудового права имеют конвенции Международной организации труда (МОТ). К онвенция не является источником трудового права, скорее это международный документ (договор) рекомендательного ха­рактера и как таковой он не имеет цели вмешательства во внутреннее трудовое законодательство страны. Однако если та или иная конвенция ратифицирована парламентом страны, то она переходит в разряд источ­ника трудового права и становится составной частью национального законодательства о труде.

Характерной особенностью формирования источников трудового права является сложившаяся практика локального нормотворчества с участием трудовых коллективов и профсоюзов (коллективные догово­ры, соглашения). Таким образом, целостное представление об источнике трудового права можно получить путем анализа органического единства генезиса (материального основания возникновения), формирования (разработки и утверждения) и закрепления в определенной форме правовых норм о труде.

2. Действующее законодательство о труде РК осно­вывается на следующих основных конституционных положениях: во-первых, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое дей­ствие на всей территории республики; во-вторых, международные дого­воры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, ког­да из международного договора следует, что для его применения требу­ется издание закона; в-третьих, все законы, международные договоры, участником которых является РК, публикуются. Офи­циальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения (п. 4 ст. 4 Конституции); в-четвертых, в зависимости от юридической силы НПА устанавливается стро­гая их иерархия (ст.4 ЗРК от 24.03.98. "О НПА"); в-пятых, действующее законодатель­ство о труде основывается на принципе законности. Это означает, с од­ной стороны, верховенство закона по отношению к подзаконным ак­там, а с другой - что все госорганы, общественные ассо­циации, работодатели, должностные лица и граждане обязаны действовать на основе, в соответствии и во исполнение законов.

НПА подразделяются на основные и произ­водные.

К основным НПА в области трудово­го законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, Трудовой кодекс РК, отдельные законодательные акты, нормативные правовые указы Президента РК, нормативные постановления Правительства, Конституционного совета и Верховного суда РК; нормативные приказы министерств и иных руково­дителей центральных государственных органов, нормативные постанов­ления госкомитетов и иных центральных госорганов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные пра­вовые решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда.

К производным НПА в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции. рекомендации и др. Они принимаются или утверждаются посредством НПА основных видов и составляют с ними еди­ное целое. Место НПА о труде производного вида в иерархии НПА определяется уровнем акта основного вида.

По своей юридической силе НПА о труде неодинаковы. Это объясняется тем, что эти акты изда­ются в пределах компетенции соответствующих госорга­нов и должностных лиц.

В области трудового законодательства имеется ряд НПА производного характера от основных актов. К ним относятся:

а) правила - НПА, определяющие порядок орга­низации и осуществления определенного вида деятельности в области обще­ственной организации труда. Например, Правила возмещения предприятия­ми, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, при­чиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоро­вья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением КМ РК от 17.03.93.;

б) положение (примерное положение, типовое положение) - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности;

в) инструкция - НПА, детализирующий при­менение трудового законодательства в области общественной органи­зации труда.

Все указанные нормативные правовые акты производного характе­ра идут в качестве приложений к основным актам.

3. Время введения в действие НПА о труде яв­ляется важным процедурным моментом, когда правовые нормы получа­ют реальную возможность для их применения. НПА вводятся в действие в определенные сроки, установленные законо­дательством. Это зависит от места конкретного акта в иерархии НПА о труде. Трудовой кодекс РК, Законы РК, УПРК и ППРК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликова­ния, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Например, Трудовой кодекс РК введен в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования 15 мая 2007 года (ст.1 ЗРК «О введении в действие ТК РК» от 15.05.2007г.).

Постановления Парламента РК, его палат вводят­ся в действие со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки, а постановления Конституционного сове­та РК - со дня их принятия.

НПА центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входя­щих в состав Правительства РК, в том числе Верховного суда и Национального банка РК, вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. Такие же сроки установлены для введения в действие НПА местных представительных и исполнительных органов.

В НПА или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие их отдельных час­тей, глав и статей, чем установленные для всего акта в целом. Например, ст.1 Закона РК «О введении в действие Трудового кодекса РК» от 15.05.2007г. устанавливает, что п.2 ст.122, ст.204, п.1 ст.239, пп.5) п.5 ст.276 вводятся в действие с 01 января 2008 года.

Действие НПА о труде может быть: бессроч­ным; временным.

НПА считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок НПА о труде (или его часть) сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бес­срочный характер.

В законодательстве и правоприменительной практике используется понятие действия НПА в пространстве. Действие НПА в пространстве можно рас­сматривать в качестве одной из форм реализации принципа единства и дифференциации трудового права. Обширность территории Казахстана с различными ее природно-климатическими условиями, несомненно, предопределяет сферу действия НПА о труде. С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях (безводность, высокогорность и т. п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к зара­ботной плате отдельных категорий работников, различные льготы, га­рантии и т. д. Причем особо возрастает роль локального регулирования (коллективные договоры, соглашения) условий труда в таких местностях. Следовательно, действие НПА в простран­стве предполагает наличие специальных актов о труде, распространяю­щихся лишь на отдельные территории республики.

С учетом сказанного законодательство о труде можно классифици­ровать на: общее законодательство о труде; специальноезаконодательство о труде.

Общее законодательство распространяется на всех работ­ников независимо от отрасли экономики и условий труда, специальное - рассчитано только на особые условия труда. В основу такого деления трудового законодательства положены объективные факторы производ­ства (в данном случае - тяжелые природно-климатические условия от­дельных районов Казахстана).

Действие нормативных правовых актов по ли­цам. Так, действие Трудового кодекса РК распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуще­ствляющих трудовую деятельность в РК (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными догово­рами, ратифицированными РК). На работников организаций, расположенных на территории Казахстана, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых является ино­странные юридические или физические лица, также распространяется тру­довое законодательство РК. Наряду с этим здесь следует вести речь о дифференциации трудового права с учетом особенно­стей трудовой правосубъектности физических и юридических лиц и в связи с этим о наличии специальных правовых норм о труде отдельных категорий работников (государственных служащих, инвалидов, несовер­шеннолетних и др.).

Министерству труда и социальной защиты населения РК предоставлено право давать разъяснения по применению за­конодательства в сфере труда, трудоустройства и социальной защиты населе­ния.

4. Вопрос о принципах трудового права как отправных научных и пра­вовых категориях, выражающих сущность и внутреннее единство меха­низма правового регулирования трудовых отношений, имеет важное те­оретическое и практическое значение. Соблюдение принципов выступа­ет необходимым условием правильного применения норм трудового пра­ва, реформирования трудовых отношений с тем, чтобы они были адек­ватны происходящим в республике социально-экономическим преобра­зованиям.

Принцип трудового права - это основополагающее, руководящее нача­ло, выражающее сущность и внутреннюю согласованность правовых норм трудового права и ее институтов.

Принципы выражают внутреннюю связь и согласованность правовых норм в границах отрасли трудового права в целом и отдельных ее институтов. В этом качестве принципы могут выступать самостоятельным и объективным критерием отграни­чения трудового права от других отраслей национального права наряду с предметом и методом правового регулирования.

Роль принципов трудового права заключается в сле­дующих основных положениях:

а) принципы выступают в качестве официальных ориентиров для субъектов трудового права, ибо они закреплены в нормах трудового права и направляют поведение участников в соответствии с руководя­щими идеями правовой политики государства в области общественной организации труда;

б) принципы являются исходными установками (первоосновами) для правового регулирования трудовых отношений. В этом качестве прин­ципы предопределяют сущность и содержание действующего законода­тельства о труде и практику его применения, а также ориентируют зако­нодателя на то, чтобы при разработке новых правовых норм о труде предусматривался механизм реализации этих руководящие идей:

в) принципы придают стабильность правовым устоям общественной организации труда. Закрепляя в законодательстве руководящие идеи в об­ласти подготовки, распределения и эффективного использования тру­довых ресурсов, организации охраны труда и безопасности производ­ства и других элементов организации общественного труда, государство обеспечивает создание фундаментальной правовой ос­новы для всего механизма управления трудом, устойчивых форм трудо­вых отношений;

г) принципы, наряду с предметом и методом правового регулирова­ния, выступают объективным критерием отграничения трудового права от других отраслей национального права, ибо выражают сущностные особенности этой отрасли права;

д) принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников организаций. Заключая трудовой договор, стороны следуют предписаниям право­вых норм и условиям соглашения, добровольно подчиняются предъяв­ляемым им правилам поведения, уясняя таким образом смысл действую­щего законодательства и усваивая заложенные в правовых нормах принципы трудового права.

Принципы в области организации и применения труда неоднознач­ны по своему содержанию, сфере действия и целевой направленности. Они могут быть общими (межотраслевыми), отраслевыми (трудового права) и принципами отдельных институтов трудового права. Указан­ные группы принципов взаимосвязаны, дополняют друг друга и в своем единстве составляют фундаментальную основу для правового регулиро­вания общественной организации труда.

Общие принципы права являются базовыми для правово­го регулирования труда и соответственно отрасли трудового права. Зак­репление их в Конституции РК свидетельствует об их всеобщем характере. К числу общих (межотраслевых) принципов права мож­но отнести: законность; приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; равный доступ к государствен­ной службе; учет общественного мнения и гласность; международное со­трудничество.

5. На базе дей­ствующей правовой системы организации общественного труда можно выделить следующие межотраслевые принципы трудового права: свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; охрана здоровья и безопасность усло­вий труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; все­общность права на отдых; гарантированность получения образования; свобода объединений граждан по профессиональным и иным интересам; гарантированность защиты прав и свобод всеми способами, не запре­щенными законом; гарантированность социального обеспечения граж­дан.

Межотраслевые принципы конкретизируются в отраслевых право­вых нормах (трудового, гражданского, административного и других отраслей права).

Отраслевыми прин­ципами трудового права являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) социальное партнерство;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (ст.4 ТК РК).

Принципы отдельных институтов трудового права имеют более уз­кую сферу действия. Они выражают такие руководящие положения (тре­бования), которые вбирают в себя специфические особенности отдель­ных групп правовых норм, регулирующих соответствующий вид отно­шений в сфере трудового права.

6. Принципы трудового права выступают как форма конкретизации и уточнения межотраслевых принципов. Изучение специфических особен­ностей отраслевых принципов является условием позна­ния теории трудового права, четкого отграничения его от других отрас­лей права, формирования методологических основ реформирования тру­довых отношений и законодательства о труде в Республике Казахстан. Например, гарантированность социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28 Конституции РК) является принципом самостоятель­ной отрасли - права социального обеспечения.

Принцип недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда закреплен ст. 5 ТК РК и означает, что никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены Трудовым кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Принцип свободы труда означает, что каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (ст.6 ТК РК).

Принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда означает, что каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Принудительный труд запрещен (ст.ст. 7 и 8 ТК РК).

Принцип обеспечения права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены предусматривает право граждан на охрану здоровья, проявляется в виде права работников на условия труда, отвеча­ющие требованиям безопасности и гигиены.

Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности – это принцип, заложенный в ТК РК впервые, его содержание позволяет реализовать конституционные положения о ценности жизни человека в нашем обществе, недопустимости пренебрежения жизнью и здоровьем человека ради получения предпринимательского дохода, связанного с извлечением прибыли.

Обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы. Конституция РК (п. 2 ст. 24) предусматривает пра­во граждан на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Указанное требование носит общий характер - оно распространяется на всех лиц независимо от сферы приложения труда, в том числе состоящих в трудовых правоотношениях. Применительно к трудовому праву приведенное конституционное положение можно сформулировать в виде отраслевого принципа - зара­ботная плата не ниже установленного законом минимального размера. Заработная плата максимальными размерами не ограничивается.

Принцип обеспечения права на отдых выражается в праве работников на отдых и ежегод­ный оплачиваемый отпуск. Целевая направленность данного принципа состоит в установлении такой про­должительности труда и его режима, который обеспечивает работникам право на свободное от работы время и отдых, создает необходимые ус­ловия для физического и духовного развития, повышения профессио­нального и культурного уровня, а также активного участия в обществен­ной жизни.

Принцип равенства прав и возможностей работников основан на конституционных положениях равенства граждан при реализации права на свободу труда, при поступлении на государствен­ную службу, при реализации всего комплекса трудовых прав, закрепленных нормами Трудового кодекса РК.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, а также принцип социального партнерства основы­ваются на общем принципе свободы объединения граждан в обществен­ные ассоциации (ст. 23 Конституции РК, ЗРК от 31.05.96. «Об общественных объединениях»). Профессиональные союзы - это добровольные общественные объедине­ния, создаваемые гражданами на основе общности их профессиональ­ных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда (ст. 1 ЗРК от 09.04.93. «О профессиональных союзах»).

Государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда – это принцип, позволяющий: 1) определять основные направления государственной политики в области безопасности и охраны труда; 2) осуществлять государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда; 3) устанавливать требования по безопасности и охране труда путем разработки нормативных правовых актов, обязательных для исполнения работодателями и работниками при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан; 4) осуществлять мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда в целях комплексной оценки условий труда на рабочих местах, снижения производственного травматизма и предупреждения несчастных случаев на производстве (гл.33 ТК РК, ст.ст.306-309).

Принцип обеспечения права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан означает, что общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации осуществляется общественным инспектором по охране труда, избираемым профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза - общим собранием (конференцией) работников. Следует учесть, что республиканское, отраслевые, региональные объединения работников осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях при условии закрепления такого права в соглашениях и коллективных договорах (ст.340 ТК РК()нцип РК, ст.ст.306-309ересоврудовых прав, закрепденных нормами трудовогои получения предпринимательского дохода, связанного).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.