Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный статус социологам: объект, предмет и методы




Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конк­ретной наукой. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, система категорий законов, отражающих объект. Со­ответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятий­ная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исто­рического развития, плод усилий многих поколений ученых, каж­дое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а зна­чит, расширило предмет этой науки. Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выя­вить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль. Первое дает статичес­кую, а второе — динамическую картину общества. Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духов­ные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как на­уку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных от­ношений, взаимосвязей.

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первич­ный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, кол­лектив крупной организации, объединения); общность (рабо­чие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, об­щество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и зако­номерности.


Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

— групповое взаимодействие (например, классы);

— социальные институты: семья, образование, культура;

— основные структуры человеческого общества;

— социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).

Методы социологии. На каждом уровне социологических иссле­дований существует своя методика. На эмпирическом уровне про­водятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методи­ческих и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пыта­ются осмыслить социальную реальность как единое целое, исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (сим­волический интеракционизм).

Теоретические методы. Значительное место в социологии зани­мает структурно-функциональный метод, с позиций которого об­щество рассматривается как функциональная система, характери­зующаяся своей устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элемен­тов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход имеет следующие черты:

— в центре внимания оказываются проблемы, связанные с фун­кционированием и воспроизводством социальной структуры;

— структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

— функции социальных институтов определяются в соответ­ствии с состоянием интеграции, приводящей к равновесию соци­альной структуры;

— динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса — принципа сохранения социального рав­новесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод, который опирается на определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политичес­кой сфере различных народов много общего. Сравнительный ме­тод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, формы се-


 




мьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Например, немецкий социолог М.Вебер сопоставлял протестантскую и индусскую раз­новидности фатализма с целью показать, что каждый из этих типов взаимодействует с соответствующей системой общественных цен­ностей. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал социальную статистику в протестантских и католических странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.