Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция общества




Даже элементарное знакомство с историей формирует пред­ставление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тен­денций социальной эволюции.

В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный ха­рактер социального развития.

О. Конт определяющим фактором такого развития считал про­цесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индуст­риальному.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровож­дается ростом свободы индивидов.

Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к пере­ходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на осно­ве разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития счита­ет производственные силы, рост которых ведет к смене производства.

Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стрем­ление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что про­гресс возможен только на основе кардинального обновления спо­соба производства.

Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития на­столько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его призна­ние, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризи­сы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяс­нения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упад­ка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определе­ние этого явления.

2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.


3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.

4. Дайте понятие системы.

5. Что из себя представляет общество как социетальная система и ка­ковы ее основные элементы?

6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между об­ществом и индивидом.

7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?

8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.

9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?

Литература

Смелзер Н. Социология. — М.,1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.


Глава II

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физи­ческой культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социо­логии спорта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.