Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина




Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

— выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);


 

— имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

— ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей.

Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта»

Учитывая, что «Социология физической культуры и спорта» является учебной дисциплиной, необходимо уяснить основные понятия курса. В первую очередь это касается понятия «культура».

Культура — явление чрезвычайно многообразное как по харак­теру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в матери-


альной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, ре­гулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.

Понятие культуры употребляется для характеристики истори­ческих эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жиз­ни или деятельности (спортивная культура).

Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее опре­делений. Одно из понятий культуры, которое дает В.Харчева [4], — исторически определенный уровень развития общества и челове­ка, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и ду­ховных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, однако это раз­личие относительно и возможно только в абстракции, так как ма­териальная культура — творение рук и умов человеческих, следо­вательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы. Физическая культура как явление общей культуры, оче­видно, доказывает, что не существует границ между материаль­ной и духовной культурой.

Культура — обобщенный, аккумулированный опыт человече­ства, который служит фактором формирования и сохранения спо­собностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:

— условия жизни (материальные и духовные ценности);

— культура деятельности (технологии ее осуществления);

— культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).

Формы существования переходят одна в другую, совершая кру­гооборот культуры, который является условием ее развития и на­копления.

Культура охватывает различные социальные явления индивида: качество и способности человека, формы деятельности, типы по­ведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления, эмоциональные ре­акции, знания, интересы, потребности, социальные отношения, процессы, институты, и др. Все эти социальные явления приобре­тают культурный статус лишь в том случае, если для индивида они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняют­ся, передаются из поколения в поколение. Социальные явления, которые индивид оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.

Культура включает в себя как сами ценности, так и социальные явления, обеспечивающие и регулирующие их производство, по­требление, функционирование и др. В той мере, в какой явления,


имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, со­циальной группе, обществу в целом, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом. Для характеристики набора ценностей отдельного индиви­да или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделя­емых и поддерживаемых той более широкой социальной систе­мой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), ис­пользуется понятие «субкультура».

Понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культу­ры, основным содержанием которой является процесс социализа­ции и «окультуривания», социокультурной модификации тела (те­лесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры свя­зана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в соци­альную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно яв­ляется культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (дви­гательную культуру), культуру телосложения и культуру физичес­кого здоровья.

Все «здание» физической культуры не сводится только к «бло­ку» социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место. Помимо данного «блока» в физи­ческую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отноше­нием человека (социальной группы или общества в целом) к фи­зическим качествам и способностям с соответствующими соци­альными институтами и др. [3].

По меткому определению И.М. Быховской, физическая куль­тура — это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются пред­метом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, куль­тура физическая — это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром [3].

В контексте курса социологии физической культуры и спорта содержание понятия «физическая культура» наиболее часто упот­ребляется в двух значениях:

1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.

2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладе­нию ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.


 




В этом смысле понятие употребляется при анализе реального проявления физической культуры и отношения к ней людей.

Спорт — уникальный социальный институт развития, распро­странения и освоения культуры двигательной деятельности чело­века и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперни­чеством, состязательностью, под которыми понимается борьба меж­ду людьми, между человеком и природными явлениями или чело­века с самим собой. Именно соревновательная деятельность и под­готовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия яв­ляется и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способ­ностей индивида и команды.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английско­го слова «de sporte», что означает «развлечение, увеселение, заба­ва». Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое — результат и сравнение результатов в соревновании. Термин «спорт» употребля­ется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД}, профессиональный или коммерческий.

Спорт — социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную матери­альную базу, кадры по специальности, систему и принципы обуче­ния и тренировки. Вместе с тем нельзя сводить суть спорта только к достижению высоких результатов, ибо в нем как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функ­ции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подго­товки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. фун­кции, присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.

Спортивная культура — это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упраж­нения в рамках соревновательной деятельности. Ее цель — первен­ства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.

Таким образом, спортивная культура — это спортивная дея­тельность и ее результат, связанный с высоким спортивным дос­тижением, подготовкой к нему. Это совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение кото­рых способствует формированию гармонически развитой личности.

Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым


принципам с целью реализации определенных политических, био­логических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Понятие системы объединяет теорию и практику физического воспитания и спорта в определенном обществе. Система физичес­кого и спортивного воспитания отражает исторически сложившийся тип его социальной практики, т. е. целесообразно упорядоченную, организованную совокупность основ и форм, определенных усло­виями развития общественной формации. Она, как известно, ха­рактеризуется идеологическими основами, выраженными в целе­вых установках, принципах, идеях, продиктованных потребнос­тями общества, теоретико-методическими основами физического воспитания и спорта, программно-нормативными основами и спо­собами реализации этих основ.

Понятие «физическая культура» означает совокупность обще­ственных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и фак­торов, существенных для физического совершенствования чело­века. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры. Этот термин часто употребляется в качестве синонима понятия «физическая культура» и, по мнению специа­листов, может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку обозначает стремление к физи­ческим достижениям на основе норм, правил, принципов трени­ровки и соревнований. Соревновательный метод занятий и прин­ципы тренировки широко используются при занятиях физкуль­турной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражне­ний, чтобы укрепить здоровье и работоспособность.

В социологии при анализе общества, его процессов и отноше­ний руководствуются понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» использу­ются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаи­модействии его сторон — экономической, культурной, полити­ческой. Когда же речь идет о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к условиям их жиз­недеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».

Социальное — это совокупность общественных отношений дан­ного общества, интегрированная в процессе совместной деятель­ности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их отношении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детермини-


руется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Таким образом, социальное явление или процесс воз­никают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности).

В учебном курсе социологии физической культуры и спорта мы будем диалектично подходить к понятиям «спорт» и «физическая культура», понимая тесную взаимосвязь данных феноменов, их проникновение друг в друга. В то же время принимается во внима­ние четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости, ни в коей мере не сводящее в единое ту социальную роль, которую каждый из них самостоя­тельно играет в обществе.

Вопросы и задания

1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта (ФКС), необходимо изучать социологию?

2. В чем суть социологии физической культуры и спорта как научной и

учебной дисциплины?

3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их

собственную интерпретацию.

Литература

1. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физи­ческой культуры: Учебное пособие. — Пенза, 1995.

2. Жолдак В. И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Малаховка, 1994.

3. Столяров В. И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физичес­кой культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5.

4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.

5. Лубышева Л. И. Введение в социологию физической культуры и
спорта: Курс лекций. — М., 1998.

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.