Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о социологии физической культуры и спорта




Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед челове­ком и группой, все они в различной степени упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вме­сте, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситу­аций, которыми наполнен социальный мир. Чем сложнее пробле­мы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.

Поэтому каждому работающему в области физической культу­ры и спорта особенно необходимо не только хорошо знать спосо­бы, методы и формы спортивной тренировки, другие особеннос­ти профессиональной деятельности, но и разбираться в жизнен­ных интересах и социальных отношениях людей, на основе кото­рых и создаются группы, общности, общество и мировое сообще­ство. Социология помогает разобраться в сложных социальных ин­ститутах, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Она так­же позволяет получить представление о спортивных интересах лю­дей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которых трудно понять и объяснить их поведение.



Конечно, можно познать и понять окружающий мир посред­ством жизненного и профессионального опыта. Но этот путь по­знания довольно длительный, и он полон проб и ошибок. Социо­логия поможет изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, она сформирует социологичес­кое мышление, позволяющее познать и оценить мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем.

Общество становится реальностью только в результате взаимо­действия индивидов. Деревья не станут лесом, пока не будут расти рядом.

Что же заставляет людей объединяться? Для того чтобы жить, иметь кров, создавать и использовать орудия труда, защищаться от врагов, а главное, рожать и воспитывать потомство. Все это невоз­можно делать в одиночку. Поэтому люди начинают взаимодейство­вать друг с другом, далее происходит разделение социальных ро­лей. На основе взаимодействий создаются социальные структуры различного уровня (от семьи до общества) с различными целями (от занятий спортом до образования политических партий), объе­диняющие различное число людей (от двух человек до всего миро­вого сообщества).

Социология не может существовать, не добывая информации самого разного типа, например мнения тренеров о данной систе­ме спортивной тренировки, характер досуга и спортивные инте­ресы школьников, уровень рождаемости. Первым делом исследо­ватель использует оригинальную статистику, публикацию, напри­мер в печати. Недостающую информацию он добирает в социо­логическом опросе, анализе документов, путем социологического наблюдения или социального эксперимента. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — пост­роение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать прогнозы, практические рекомендации.

В новых социально-политических условиях развития России воз­растает интерес к социологическим проблемам развития общества в целом и вопросам обновления его частей. Этот процесс охваты­вает и важнейшую сферу жизнедеятельности общества — сферу физической культуры и спорта (ФКС). Сегодня каждый специа­лист, если он хочет быть востребованным, должен стремиться уз­нать, понять и уметь проанализировать ситуации, определяющие стратегию развития физкультурно-спортивного движения, функ­ционирования, преобразования и обновления системы физичес­кого воспитания и спорта. В обстановке жесткой конкуренции и ускоренного ритма современной жизни необходимо точно ориен­тироваться в информационных потоках, четко выявлять тенден­ции развития социума. Это становится возможным при условии получения системных социологических знаний.


Повышение значимости социологии ФКС обусловлено рядом факторов: превращением физической культуры и спорта в важ­ное социально значимое явление, а также противоречиями, ко­торые характерны для современного физкультурно-спортивно­го движения, возможностей использования спорта для совер­шенствования социальной жизни, формирования здорового об­раза жизни (ЗОЖ) общества и спортивного стиля каждого из его членов.

В настоящее время социология физической культуры и спорта изучается во многих учебных заведениях, прежде всего в педагоги­ческих университетах на факультетах физической культуры.

Главная цель учебного курса «Социология физической культу­ры и спорта» — сформировать у студентов глубокое и полное пред­ставление о социальной сущности физической культуры и спорта, их возникновении и развитии как общественных явлений, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными яв­лениями. Курс призван также дать студентам такую социологичес­кую информацию об отношении различных социально-демогра­фических групп населения к физической культуре и спорту, кото­рая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать у студентов навыки подго­товки и проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на физическую культуру и спорт, умение ис­пользовать результаты этих исследований в своей профессиональ­ной деятельности.

Программа курса предусматривает различные формы занятий: лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают рекомен­дованную и другую литературу, помогающую им в осмыслении изучаемого материала, выполняют задания, предусмотренные про­граммой курса, участвуют в разработке программ и инструмента­рия конкретно-социологических исследований, проводят пилотаж­ное социологическое исследование.

Контроль за самостоятельной работой студентов проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, на­учно-практических семинаров, заседаний «круглого стола», дело­вой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д.

Студент должен знать:

1. Социальное устройство общества.

2. Понятие о фундаментальной науке социологии и ее приклад­ном направлении — социологии физической культуры и спорта.

3. Социальные функции физической культуры и спорта.

4. Социальные противоречия, обусловливающие исследование социологических проблем физической культуры и спорта.


 




5. Социальное понятие спорта и его разновидностей.

6. Особенности становления развития и завершения спортив­ной карьеры.

7. Социальные аспекты формирования личности спортсмена.

8. Социальные аспекты развития олимпийского движения.

9. Социокультурный потенциал физической культуры и спорта.

 

10. Проблемы соотношений социального и биологического в физической культуре и спорте.

11. Движущие силы общества, обусловливающие развитие фи­зической культуры и спорта.

Студент должен уметь:

1. Составить программу конкретного социологического иссле­дования (КСИ) в области физической культуры и спорта.

2. Составить анкету для социологического опроса.

3. Провести социологический анализ документов (качественный анализ, контент-анализ).

4. Провести социологическое исследование на микроуровне (в классе, группе, школе, вузе).

5. Сделать анализ социологического исследования и выработать практические рекомендации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.