Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук




Социология физической культуры и спорта — относительно самостоятельная научная дисциплина — тесно связана со многи­ми другими социальными науками и находится с ними в сложных взаимоотношениях. С одной стороны, она самостоятельна, а с дру­гой — стремится к тесному сотрудничеству, координации с други­ми науками. Результаты социологического исследования представ­ляют значительный интерес как для самой социологии, так и для истории, политологии, культурологии, психологии, педагогики, экономики и других наук. Они могут быть использованы при реше­нии самых разнообразных социальных задач. Кроме того, многие социальные науки могут оказать существенную помощь в разви­тии социологии физической культуры и спорта. Логика и методо­логия построения науки требуют использования разработки поня­тийного аппарата, определения объекта и предмета, а значит, 'ис­пользования давно зарекомендовавших себя методов — системно-структурного, сравнительно-исторического и др.

Социология физической культуры и спорта в рамках ее взаимо­отношений с другими науками, изучающими эти объекты, стал­кивается с двумя основными проблемами:

1) проблемой собственной идентификации, т.е. ориентации именно на социологический подход, на социологические методы в анализе физической культуры и спорта и тем самым демарка­ции, отграничения от других наук;

2) проблемой взаимодействия, координации, объединения уси­лий с представителями других наук в исследовании физической культуры и спорта.

Обе эти проблемы затрагивают взаимоотношение социологии физической культуры и спорта со всеми науками, изучающими эти объекты. Однако в первую очередь они касаются, естественно, общественных наук, к числу которых относятся история физичес­кой культуры, теория физической культуры, педагогика спорта, психология спорта.

Выполняя свои функции — теоретико-познавательную, миро­воззренческую и организационно-управленческую, социология физической культуры и спорта тесно связывается с педагогичес­кими науками о физической культуре и спорте. Интегрируя педа­гогическое, психологическое, культурологическое знание, она


разрабатывает методологические принципы, по которым форми­руется специальное знание о физической культуре и спорте, ста­новясь, по существу, метатеорией, способной вооружить специ­альные науки идеологией, мировоззрением и методологией ис­следования процессов развития физической культуры и спорта.

К числу наук, имеющих общий с социологией физической куль­туры и спорта объект исследования, следует отнести теорию фи- • зической культуры, историю, психологию, науку об управлении физической культурой и спортом. Кроме того, она взаимосвязана с социальной психологией, педагогикой спорта. Сходство этих наук с социологией определяется их общим объектом исследования — физической культурой и спортом. Однако каждая из этих наук имеет свой собственный предмет и методы исследования. Так, предме­том истории является изучение исторических предпосылок разви­тия и становления физической культуры как явления части жизни. Психология спорта изучает процесс формирования личности в сфере физической культуры и спорта (спортсмена, тренера, руко­водителя и т.д.). Теория физической культуры создает и развивает теоретические положения науки, в то время как социология фи­зической культуры и спорта исследует социальный генезис, соци­альную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Социология, являясь интегративной наукой, дает определенные импульсы для целостного изучения физической культуры и спорта, в том числе для разработки общетеоретических и методологичес­ких подходов к их изучению и развитию.

Социология физической культуры формировалась и функцио­нирует, с одной стороны, как одна из частей наук о физической культуре и спорте, с другой — как раздел социологического зна­ния. Поэтому важно уточнить ее взаимоотношение именно с эти­ми научными дисциплинами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.