КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические проблемы спортивной деятельности
ИЗ перестраивать свою работу, отказаться от изживших шаблонных мероприятий, подобных спартакиадам. Практика показывает, что в них зачастую участвуют слабо подготовленные к соревновательной деятельности студенты, соревнования проводятся по непопулярным среди студентов видам спорта, занимают много времени и по существу снижают интерес к физкультурно-спортив-ной деятельности. Большинство опрошенных студентов готовы использовать для организации оздоровления и активного отдыха платные услуги (табл. 6). Таблица 6 В свете изменившейся экономической ситуации в стране этот факт особенно важен. Он требует от специалистов поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы в вузе. Наиболее популярными видами оздоровления у студентов всех вузов считаются сауна, бассейн, массажные процедуры. Такие виды платных услуг уже длительное время используются населением, благоприятно воздействуя на самочувствие и здоровье людей, и, конечно, их развитие требует особой финансовой поддержки. Поэтому большинство опрошенных (88,1 %) готовы оплачивать данные услуги и регулярно их использовать в качестве оздоровительных форм и активного проведения досуга. Социологические исследования последних лет неоднократно доказывали, что социальная активность (в том числе и физкуль- турно-спортивная) во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок. Анализ данных выявил комплекс объективных (внешних) условий и субъективных (внутренних) факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физ-культурно-спортивную деятельность определяются состоянием материальной спортивной базы, направленностью содержания учебного процесса и организацией массовой физкультурно-оздоровительной работы, наличием физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий (табл. 7). Таблица 7 Таблица показывает заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени: 48,3% опрошенных указывает этот фактор в качестве главной причины своей низкой физкультурно-спортивной активности. В то же время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного времени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые формы занятий: от 1,5 до 3,5 часов в учебный день. По данным нашего исследования, бюджет свободного времени студентов Новосибирского института народного хозяйства составляет 4 час. 46 мин. Анализируя полученные данные и сопоставляя их с другими, можно заключить, что причиной низкой активности в физкультурно-спортивной деятельности является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, и главное — невысокая ценность физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студентов. Данный вывод созвучен с ответами 19,8% опрошенных студентов, подтверждающих, что никогда не задумывались о причинах своей низкой физкультурно-спортивной активности. Более того, в вузах гуманитарного профиля этот факт подтверждают около 27% опрошенных. Хотелось бы отметить недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий: 10,2% опрошенных студентов считают его основной причиной своей низкой физкультурно-спортивной активности. Поэтому важно усилить образовательную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе. Около 15 % опрошенных студентов вузов различного профиля говорят об отсутствии возможности выбора вида спорта, недостатке инвентаря и спортивной формы для занятий физическими упражнениями. Причем в ходе анализа становится очевидным, что подобное положение характерно для всех вузов, независимо от профиля обучения студентов. Таким образом, значительно снижают физическую активность студентов слабое развитие физкультурно-спортивной индустрии и не отвечающий объективным требованиям экономический базис физкультурного движения. Рассмотрев комплекс объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, препятствующих реализации физкультурно-спортивной деятельности, удовлетворению имеющихся потребностей личности, можно утверждать, что от своевременного устранения объективных причин и усиления образовательного и воспитательного аспектов во многом зависит уровень физкультурно-спортивной активности студентов. Анализ факторов, определяющих процесс формирования потребностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмотрения субъективных побуждений личности (табл. 8). Из таблицы видно, что существенно влияет на уровень физкультурно-спортивной активности значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% опрошенных) и необходимость оптимизиро- вать вес и улучшить фигуру (42,8 % опрошенных студентов). Следовательно, 76,3 % студентов считают, что их физкультурно-спортив-ная активность определяется одним из этих факторов. Таблица 8 Для студентов технического вуза наиболее значим такой фактор-побудитель в мотивационной сфере, как повышение физической подготовленности: 48,5% опрошенных считают его наиболее важным побудителем их физкультурно-спортивной деятельности. Для студентов гуманитарного и смешанного профилей важнейшим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упражнениями, является необходимость оптимизировать вес и улучшить фигуру: соответственно 48,6 % и 52,7 % опрошенных отмечают зна- чимость данного фактора-побудителя их физкультурно-спортив-ной активности. На наш взгляд, это объясняется наличием в данных вузах преимущественно женского контингента. Для девушек-студенток высоко значимы мотивации, связанные с оптимизацией веса тела и улучшением фигуры путем активных занятий физическими упражнениями. Вто время как для юношей-студентов важен мотив повышения своей физической подготовленности (табл. 9). Таблица 9 Проведенное исследование показало низкую значимость для студентов всех вузов такого фактора, как достижение высокого спортивного результата: лишь 0,5% опрошенных оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, именно этим обстоятельством объясняется нежелание студентов участвовать в крупных спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях. Значит, в организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе необходимо руководствоваться в большей степени спортивно-оздоровительной направленностью: проводить спортивные праздники, «дни здоровья», организовывать клубы по физкультурно-спортив-ным интересам и другие неформальные объединения, способствующие развитию самоуправления, творческой активности в сфере физической культуры и спорта. Тревожным выводом данного раздела исследования является недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотивацию, как понимание значимости занятий для воспитания красивой манеры и культуры движений, воспитания волевых качеств, рационального использования свободного времени: всего лишь 4,6 % опрошенных студентов отмечают их особое влияние на формирование ценностно-мотивационных установок. Сложившееся положение социологи связывают с низким образовательно-воспитательным потенциалом учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий, акцентированным вниманием к нормативным показателям физкультурно-спортивной деятельности студентов. Подтверждением может считаться мнение 6,3 % студенток и 4,7 % студентов. Положительной мотивацией для них является получение зачета по физической культуре. Неопределенность мотивационной сферы говорит о том, что важно планомерно и целенаправленно проводить учебно-воспитательную работу, побуждающую студентов к деятельному отношению в освоении ценностей физической культуры. Подводя итоги конкретно-социологического исследования, следует подчеркнуть, что непременным условием воспитания физической культуры студента является вовлечение его в физ-культурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Среди них больше энергичных, одухотворенных людей, способных повести за собой коллектив, эффективно управлять производством. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют студенту активно включаться в другие виды деятельности и реализовывать свои сущностные силы. Целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность могут стать мощным средством повышения социальной активности студенческой молодежи. Задача педагогов — сформировать у студентов активное отношение к этой сфере деятельности. Полученные в социологическом исследовании данные стали основанием для следующих выводов: • физкультурно-спортивная деятельность наряду с другими видами деятельности входит в образ жизни студентов. Большинство из них (более 73 % опрошенных) высоко оценивают социальную значимость физической культуры в жизни общества. Однако систематически используют средства физической культуры во вне-учебное время лишь 21,8% опрошенных студентов; • рассматривая интерес к физической культуре как динамическую социальную категорию, правомерно утверждать, что в студенческом возрасте наступает его стабилизация (62,1 % опрошенных отметили данный факт). Снижение интереса к занятиям физическими упражнениями у одной пятой части опрошенных студентов свидетельствует о низкой эффективности учебно-воспитательного процесса и слабой организации физкультурно-оздоровительной работы в вузах; • наибольшее влияние на уровень интереса оказывают такие объективные факторы, как улучшение качества проведения занятий физическими упражнениями (40,9 % опрошенных) и возможность выбора форм занятий и видов спорта (35,7 %). В то же время низкий уровень качества существующей рекламы физической культуры и спорта не позволяет студентам осознать ее истинную ценность и влияние на формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности; • наиболее интересными и привлекательными формами занятий для студентов являются секционные занятия по видам спорта (32,1%), для студенток более значимы занятия в формах, имеющих ярко выраженную оздоровительную направленность в клубах по физкультурно-спортивным интересам и других неформальных объединениях; • для организации активного отдыха и оздоровления студенты готовы пользоваться платными услугами, наиболее привлекательными из них являются: занятия в бассейне, использование массажных процедур и сауны; • физкультурно-спортивную активность студентов можно усилить при условии устранения объективных причин, которые мешают им заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью, обратив особое внимание на неумение студентов распределять свое свободное время, слабое развитие физкультурно-спортив-ной инфраструктуры и в целом не отвечающий современным требованиям экономический базис вузовского физкультурного движения; • сознательное отношение к физической культуре формируется под воздействием различных субъективных факторов, поэтому часто связывается с желанием студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% опрошенных), возможностью оптими- зировать вес тела и улучшить фигуру, необходимостью снять усталость и повысить работоспособность. В то же время недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотивацию, как понимание духовной ценности занятий, развитие познавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной [ деятельности, связана с низким воспитательно-образовательным уровнем и доминирующим влиянием нормативного подхода в организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Создавшаяся критическая ситуация требует глубокого анализа уровня физкультурной образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов вузов. Вопросы и задания 1. Дайте характеристику физической культуры как части общей культуры общества и личности. 2. В чем вы видите главную цель функционирования физической культуры? 3. Проанализируйте основные этапы развития общества и их связь с функционированием физической культуры. 4. В чем суть социального механизма, своеобразной движущей силы 5. Дайте характеристику основным факторам развития физической культуры. 6. Сделайте анализ отношения молодежи к физической культуре. Литература 1. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и 2. Пономарев Н.А. Социология физической культуры: Учебное пособие. — СПб., 1998. 3. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: (Основные проблемы, новые подходы и концепции). — М., 1999. Глава V СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ Отличительные характеристики спорта высших достижений и других разновидностей спорта. Социальные противоречия, определяющие кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Спорт высших достижений в XXI в.: социологический прогноз развития. Понятие и отличительные черты спортивной карьеры. Периоды развития. Основные противоречия, обусловливающие кризисы спортивной карьеры. Особенности социаль-" ной адаптации спортсменок. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры. Понятие о личности. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Социализация спортсмена. Социальная ответственность спортсмена.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |