Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений




Олимпийское движение занимает значительное место в соци­альной жизни, в культуре современного общества. Пьер де Кубер-тен и его соратники, стоявшие в начале этого движения, хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой дея­тельности, которая была бы основана на сотрудничестве и обще­человеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движе­ния шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов, приобретя поисти­не планетарный масштаб. На XXVI Олимпийских играх в Атланте [2] участвовало уже более двухсот стран мира.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманисти­ческие ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, со-


 




трудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа опре­деляет его сущностное содержание — служение человеку, личнос­ти, обществу.

Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадек­ватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение [3].

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессио­нализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, ка­рьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Про­фессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает не­гативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спорт­сменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции — жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые вкорне противоречат идеалам олим-пизма. Можно полагать, что если они будут усугубляться, то обще­ственное мнение перестанет воспринимать сами олимпийские игры, отвергая «новые идеалы» олимпизма [4].

Современный спорт переживает кризис. Но в кризисном состо­янии находится вся современная культура. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, раз­рабатывать новые технологии, изменять приоритеты, одним сло­вом, выстраивать новую парадигму развития современного спорта.

Новейшая история олимпизма далека от священных миротвор­ческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и люби­тельства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровле­ния» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийс­кую культуру человека, формировать олимпийское сознание лю­дей. Только сформированная олимпийская ментальность современ­ного социума способна вывести современный спорт и олимпийс­кое движение из-под власти коммерциализации, профессионали­зации, допинга, нечестного судейства и прочих пороков, разру­шающих олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развиваю­щийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, цен­ностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеоло­гии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе ко-


I торых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль

I жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм

передачи по каналам культурной преемственности накопленных и

развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения

< к поколению.

Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические тех­нологии, использовать инновационные подходы в процессах со­циализации при условии создания олимпийской культуры челове­ка, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школь­ника, студента, взрослого человека. Коллектив таких единомыш­ленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества — это результат фор­мирования олимпийской культуры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно.

Инновационность процесса формирования олимпийской куль­туры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурно­го потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным со­зданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийс­кой культуры создает предпосылки для решения проблемы вос­питания человека в единстве его физических, умственных и ду­ховных начал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.