Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Вопросы для обсуждения




Темы докладов

Вопросы для обсуждения

1. Образование СССР: причины, ход, уроки.

2. Основные тенденции политического развития советского общества в 20 – 30-е годы XX в. Формирование тоталитарного режима.

3. Преобразования в социально-экономической сфере.

4. Внешняя политика СССР (20-е гг. – июнь 1941 г.).

5. Вторая мировая и Великая Отечественная война.

1. Образование СССР: замыслы и реальность.

2. И.В. Сталин: личность и политик.

3. Сопротивление сталинизму в ВКП(б) и обществе.

4. НЭП: сущность, цели, результаты.

5. Индустриализация: причины, ход, итоги.

6. Коллективизация: причины, ход, итоги.

7. Осмысление феномена сталинизма в советской литературе.

8. Причины второй мировой войны.

9. Г.К. Жуков как полководец.

Индивидуальное письменное задание

Составить хронологию основных сражений второй мировой и Великой отечественной войны.

1. При изучении первого вопроса целесообразно проследить процесс объединения республик в единый Советский Союз: причины, дискуссии о формах объединения, результаты.

2. Осмысление феномена тоталитаризма включает в себя анализ таких явлений, как формирование однопартийной системы в СССР, искоренение внутри партии и общества любого инакомыслия, формирование культа личности И.В. Сталина. Необходимо перечислить признаки тоталитарного режима и выявить их наличие или отсутствие в советском обществе. Важно рассмотреть предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР, раскрыть противоречия между содержанием Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. и реальной действительностью, изучить влияние тоталитаризма на развитие всех сфер жизни советского общества.

3. Обсуждение третьего вопроса включает в себя освещение следующих сюжетов: новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация, превращение СССР из аграрно-индустриальной державы в индустриально-аграрную, трансформация социальной структуры советского общества. Важно раскрыть реальные достижения и неудачи на

этом пути.

4. Качественные отличия внешней политики СССР по сравнению с царской Россией, цели и задачи советской дипломатии в 20 – 30-е годы ХХ в., Генуэзская конференция, дипломатическое признание СССР, усилия по сохранению мира в Европе, советско-финская война, противоречия с Японией на Дальнем Востоке, советско-германское сотрудничество – таков круг проблем для обсуждения при изучении четвертого вопроса семинарского занятия.

5. При рассмотрении пятого вопроса важно проанализировать следующие вопросы: причины и ход второй мировой войны, создание двух противоборствующих коалиций в 1939 – 1941 гг.; причины, ход и итоги Великой отечественной войны; разгром Японии в 1945 г.; уроки и значение разгрома фашизма в 1945 г. для всего мира.

 

Литература

1. Безыменский Л.А. Советско-германские договоры 1939 г.: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. 1998. № 3.

2. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х т. М., 1991.

3. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. В 2-х кн. М., 1994.

4. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

5. Данилов В.П. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.

6. Жуков Ю.Н. Так был ли «Заговор Тухачевского?» // Отечественная история. 1999. № 1.

7. Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

8. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1.

9. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933 – 1937 гг. М., 2003.

10. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.

11. Кан А.С. Постсоветские исследования о политических репрессиях в России и СССР // Отечественная история. 2003. № 1.

12. Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7.

13. Кронштадт. 1921. М., 1997.

14. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

15. Ленин В.И. Последние статьи и письма // Полн. собр. соч. Т. 45.

16. Павлова И.В. 1937: выборы, как мистификация, террор, как реальность // Вопросы истории. 2003. № 1.

17. Печенкин А.А. 1937 год: Сталин и военный совет // Отечественная история. 2003. № 1.

18. Симонов Н.Э. Термидор, брюмер или фрюктидор? Эволюция сталинского режима власти: прогнозы и реальность // Отечественная история. 1993. № 4.

19. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. – любое издание.

20. Хлевнюк О.В. Управление государственным террором // Свободная мысль. 1994. № 7-8.

21. Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

22. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

Семинар 12. Советский Союз в 50-е – первой воловине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.