КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Фомы Аквинского о государстве и законах
Идеолог католицизма доминиканский* монах Фома Аквинский (1225 или26 – 1274). *Целью доминиканского ордера была борьба с ересями. В духе средневековой схоластики Фома Аквинский рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку и против концепции двух истин. Ф. Аквинский широко использовал труды Аристотеля. У Аристотеля Ф. Аквинский взял учение об активной форме, дающей жизнь «пассивной матери». Согласно его учению мир основан на иерархии форм (от бога – чистого разума – к духовному и, наконец – к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По принципу подчинения низших форм высшим организовано общество; подданные подчиняются царям и другим святителям, рабы – господам. Большое место в политико-правовой доктрине В. Аквинского занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные (писанные), Ф.Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяющие порядок общественной жизни) и божественные. Из сочетания этих двух классификаций выводит четыре вида законов: 1) Вечный (божественный, естественный) - этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Божественный разум управляющий миром. 2) Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (стремление к самосохранению, продолжению рода). 3) Человеческий – действовавшее правило, рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление его принуждением и санкцией. 4) Божественный – относил Библию.
Большое внимание Ф.Аквинский уделял обоснованию сословного неравенства. Согласно божественному и естественному законам низшее сословия должны повиноваться высшим. Главным средством борьбы против ересей Ф.Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. Еретическому учению о двух богах, один из которых создавал мир зла, богатства и порабощения Ф.Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе. Именно козни дьявола по учению церкви являются источником ересей, смут и несогласий. Учение Ф.Аквинского о государственной власти давало тонкое обоснование теократическим теориям. В духе средневековой схоластики Ф. Аквинский различает 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения), установлен Богом. Воспроизведя аристократическую классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия) Ф.Аквинский придает значение некоторым из этих форм. Основным признаком государственной власти является право издания законов. Ф. Аквинского интересуют общие отличия республик от монархий. Монархия – типичная форма феодального правления. Он против разнообразия, он за единство: в мире царствует один бог, в теле одно сердце; в душе – разум, у пчел – царица. Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Наилучшим образом управляется то множество, которое управляется одним. Республику Ф. Аквинский считает государством, раздираемым беспорядком, борьбой партий и группировок, пролагающих путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, против вырождения царя в тиран могут быть приняты меры - религиозно –нравственное воздействие церкви на монарха (Обещание ему наивысшей награды от бога). Либо существовала возможность сместить тирана «по всеобщему решению», когда подданные освобождались от обязанности повиноваться. Этику и политику Аристотеля Ф.Аквинский истолковал в духе каталитического богословия и схоластики. Традиционные для этики Др.Греции добродетели мудрость, мужество, умеренность, справедливость Ф.Аквинский дополнял богословскими добродетелями «веры, надежды, любви». Ф.Аквинский был провозглашен «святым». Специальной энцикликой папы римского в 1879г. учение В. Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |