Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-правовые взгляды Н.Макиавелли




Николо Макиавелли (1469 – 1527) итальянец, был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Политические сочинения (Государь, О военном искусстве и др.) и исторические (История Флоренции). Его сочинениями положено начало политико-правовой идеологии Нового времени, основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики. Целью государства и основой его прочности – считал безопасности личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления. Он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.

Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лиц, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати. С ненавистью он отзывается о дворянстве и призывал к его уничтожению. Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих поместий ни заботясь об обработке земель. Подобные люди вредны республике.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение, право – это орудие власти, выражение силы. Важным средством политики считал религию. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило православию и защите отечества.

Макиавелли считался одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены.

Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей должны оценивать не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Государства создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

Идеалом государственного деятеля, которым восхищался Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего Средневековья. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные, при этом вероломство и жестокость не должны подрывать авторитет верховенства.

В государственной деятельности, поучал Макиавелли, всегда в выигрыше те, кто имел лисью натуру, при этом нужно быть изрядным обманщиком и лицемером, чтобы умело прикрыть эту натуру.

Идеалом Макиавелли было буржуазное, гражданское общество. Однако в его произведениях отражена не политика буржуазии, которая сложилась в класс и стала господствовать много позже, а выражены дух и практика современной ему эпохи.

Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков, поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства. Его произведения оказали огромное влияние на последующее развитие политико-правой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования горожан и крестьян: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения благ свободы, осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и др.

Мыслители Нового времени высоко оценили его методологию, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.

Данные положения были восприняты и развиты последующими теоретиками – Спинозой, Руссо и др.

 

 

12. Политико-правовые идеи Реформации: М.Лютер, Т.Мюнцер.

Мартин Лютер (1483 - 1546) профессор Виттенбергского университета доктор богословия. Положил начало Реформации (преобразованию, перестройке) массовому движению против католической церкви в Германии в 16в. Осенью 1517г. выступил с протестом против продажи индульгенций (отпущению грехов за деньги). Лютер и его сторонники утверждали, что в католицизме почтение бога подменено почитанием церкви, совершение придуманных духовенством обрядов и поклонение рукотворным предметам культа. Спасение христианина не в церковных службах, обрядах, а в глубокой искренней вере в Бога. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Все что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, остальное рассматривалось как человеческое установление.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении – человек живет в двух сферах:сфера Евангелия (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и сфера «закона» (царство земное, государство).

В сочинении «О светской власти» (1523г) Лютер писал, что если бы мир состоял из подлинных христиан, то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но так как больше злых, чем благочистивых, поэтому Бог учредил два правления: духовное (для верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие). По его мнению истинный христианин не нуждается в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях, поэтому раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. Главное чтобы христианин не использовал меч в своих корыстных целях, при соблюдении этого условия стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд могли быть христианами, поскольку власть и меч – служба божья.

Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. Никто не может принуждаться, делом совести каждого – то как он верит или не верит.

Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви. Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Лютер призывал королей, князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего католического духовенства.

Реформация в Германии послужила к всеобщему движению крестьянства и городских низов, которые не видели оправдания сословному неравенству, феодальной иерархии, бесчисленным повинностям и поборам, они требовали возвращения к практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни.

 

В 1524г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов. Одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (1490-1525). Мюнцер призывал к социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царствием божьим» - Мюнцер понимал общественный строй, в котором не будет существовать классовых различий, ни частной собственности, чуждой им государственной власти.

Война католиков и лютеран завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией, по принципу – Чья страна, того и вера. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов. Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.