Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы проведения практического занятия. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)




Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Цели занятия.

Мотивация изучения темы.

Тема занятия.

Рубежный контроль по разделу: «Общая генетика».

Генетика изучает процессы преемственности жизни на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Законы наследственности и изменчивости, изучаемые классической генетикой, имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Успехи теоретической генетике находят практическое применение в диагностике, профилактике и лечении ряда наследственных патологий.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные закономерности наследственности и изменчивости, взаимодействия аллельных и неаллельных генов, закономерности сцепленного с полом наследования, сцепление генов и кроссинговер, строение нуклеиновых кислот, строение гена, способы хранения и передачи наследственной информации, этапы биосинтеза белка, регуляция синтеза белка, основные виды изменчивости, геномная изменчивость, хромосомные аберрации, точковые мутации, хромосомные и молекулярные болезни.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: методами изучения наследственности у человека, базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличный редактор, техникой работы в сети Интернет.

1. Строение нуклеиновых кислот (курс школьной биологии).

2. Виды изменчивости (курс школьной биологии).

3. Закономерности Менделя (курс школьной биологии).

4. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Предмет и методы изучения генетики человека.

2. Основные исторические этапы развития генетики.

3. Неполное доминирование.

4. Анализирующее скрещивание.

5. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.

6.Взаимодействие аллельных генов: доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование, компаунтгетерозигота.

7.Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, комплиментарность, полимерия. Отклонение от ожидаемого расщепления.

8. Явление сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление генов.

9. Карты хромосом функциональные и морфологические. Принципы определения расстояния между генами.

10. Основные положения хромосомной теории Т.Моргана.

11. Опыт Штерна.

12. Половые хромосомы и определение пола у человека и животных.

13. Наследование, сцепленное с полом.

14. Нарушение расхождения половых хромосом.

15. Доказательства генетической роли ДНК: трансформация, трансдукция.

16. Запись и хранение наследственной информации. Биологический код, его характеристика.

17. Размножение наследственной информации.

18. Реализация наследственной информации: транскрипция, постранскрипционные процессы (процессинг). Трансляция, посттрансляционные процессы.

19. Регуляция генной активности. Схема Жакоба и Моно.

20. Репаративные процессы и ДНК.

21. Классификация изменчивости.

22. Модификационная изменчивость. Характеристика модификаций.

23. Комбинативная изменчивость.

24. Мутационная изменчивость.

25. Характеристика мутаций.

26. Классификация мутаций.

27. Характеристика мутагенеза «Антимутагены».

28. Цитоплазматическая наследственность.

Перечень типов задач:

1. Задачи на законы Менделя

2. Задачи на взаимодействие аллельных генов (полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, множественный аллелизм, множественное действие гена, кодоминирование).

3. Задачи на взаимодействие неаллельных генов (комплиментарность, эпистаз, полимерия).

4. Задачи на сцепленное с полом наследование.

5. Задачи на хромосомную теорию наследования Т. Моргана.

6. Задачи на построение генетических карт.

7. Задачи на молекулярную генетику.

1. Подготовить тему: «Генетика человека. Методы исследования».

1. Т. Морган сформулировал: А – хромосомную теорию наследственности; Б – основные закономерности преемственности свойств и признаков; В – процессы образования гамет

2. Г. Мендель написал: А – хромосомную теорию наследственности; Б – основные закономерности преемственности свойств и признаков; В – процессы образования гамет

3. Н. Кольцов высказал мысль о: А – молекулярной структуре гена; Б – о том, хромосомы – белковые молекулы; В – о том, что передача наследственной информации связана с нуклеиновой кислотой

4. О. Эвери представил данные о том, что: А – ген – молекулярная структура; Б –хромосомы – белковые молекулы; В –передача наследственной информации связана с нуклеиновой кислотой

5. Д. Уотсон и Ф. Крик установили: А – модель ДНК; Б – модель РНК; В – модель гена; Г – структуру хромосом

6. Э. Чаргафф открыл: А – модель ДНК; Б – модель РНК; В – модель гена; Г – структуру хромосом; Д – закономерности в последовательности и комплементарности азотистых оснований

7. Цитологическое доказательство кроссинговера предложил: А - Морган; Б - Мендель; В - Штерн; Г - Кольцов.

8. Пространственную структуру ДНК предложили: А - Кольцов; Б - Морган; В - Крик; Г - Гриффитс; Д - Уотсон.

9. Свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки называется: А – преемственность; Б – наследственность; В – изменчивость; Г – фенотип

10. Элементарная дискретная единица наследственности: А – хромосома; Б – ДНК; В – ген; Г – РНК; Д – аминокислота

11. Изменчивость – это: А – изменение фенотипа под влиянием среды; Б – изменение генотипа под влиянием среды; В – ни то, ни другое

12. Мономером нуклеиновых кислот является: А – нуклеотид; Б – аминокислота; В – азотистое основание; Г – белок; Д – ген

13. Мономером белка является: А - нуклеотид; Б – аминокислота; В – азотистое основание; Г – белок; Д – ген

14. Совокупность всех наследственных факторов получила название: А – геном; Б – генотип; В – фенотип; Г – норма реакции

15. Аллельные гены – это: А – гены, находящиеся в разных хромосомах; Б – гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; В – гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; Г – гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; Д – гены, находящиеся в одной хромосоме

16. Неаллельные гены – это: А – гены, находящиеся в разных хромосомах; Б – гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; В – гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; Г – гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; Д – гены, находящиеся в одной хромосоме

17. Сцепленные гены – это: А – гены, находящиеся в разных хромосомах; Б – гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; В – гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; Г – гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; Д – гены, находящиеся в одной хромосоме

18. Признаки, сцепленные с полом – те, гены которых находятся в: А – гены, находящиеся в разных хромосомах; Б – гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; В – гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; Г – гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; Д – гены, находящиеся в одной хромосоме; Е – гены находятся в Х-хромосоме; Ж – гены находятся в У-хромосоме; З – гены находятся в аутосомах, но проявляются у разных полов неодинаково

19. Признаки, зависимые от пола – те, гены которых находятся в: А – гены, находящиеся в разных хромосомах; Б – гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; В – гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; Г – гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; Д – гены, находящиеся в одной хромосоме; Е – гены находятся в Х-хромосоме; Ж – гены находятся в У-хромосоме; З – гены находятся в аутосомах, но проявляются у разных полов неодинаково

20. Организм, дающий два сорта гамет называется: А – гетерозиготный; Б – гомозиготный; В – моногибридный; Г – дигибридный; Д – полигибридный

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
       
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.