Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовый контроль




Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Решить ситуационные задачи на различные взаимодействия генов.

3. Проанализировать наследования признаков решенных задач.

4. Ответить на вопросы текущего тестового контроля.

(тесты, задачи и т.д.).

Ситуационные задачи: «Молекулярная биология».

Задача 1. Полипептид имеет 5х108 мономеров. Найти длину и массу гена, кодирующего этот полипептида.

Задача 2. Вес молекулы ДНК в клетке 8х109 мкг. Найти длину этой ДНК. Сколько белков закодировано в ней, если он содержит 150 мономеров? Длина нуклеотида 3,4 Ам, вес его 300, вес аминокислоты 110.

Задача 3. Какая длина молекулы ДНК, если на одной ее цепи записана информация о белке из 670 мономеров?

Задача 4. Найти вес и длину молекулы ДНК, если и-РНК, переписанная с одной из ее цепей, имела: А - 25%, Г - 18%, Ц - 31 %. Причем цитозиновых нуклеотидов было 387.

Задача 5. Средняя молекулярная масса нуклеотида 300, а аминокислоты — 110. Определить а) сколько аминокислот входит в состав белка, если кодирующий ее участок имеет массу 45670000? б) какова длинна гена?

Задача 6. В состав фрагмента ДНК входит 1290 нуклеотидов из них 465 нуклеотидов образуют интронный участок (то есть гены, которые не несут информации). Какова длина первоначальной и-РНК, переписанной с этого фрагмента ДНК. Какова длина и-РНК после процессинга?

Задача 7. Все молекулы ДНК в клетке имеют общую длину 238 см. Найти их вес. Какой их нуклеотидный состав, если на долю А нуклеотидов приходится 18%? Длина гена составляет 976 А. Сколько аминокислот входит в состав полипептида, закодированного в этом участке ДНК? Какова масса этого гена?

Задача 8. В состав фрагмента ДНК входит 789 интронов и 1567 экзонов. Определить: Какова длина первоначальной и-РНК, переписанной с этого фрагмента ДНК? Какова длина окончательного варианта и-РНК? Сколько аминокислот входит в состав синтезируемого белка?

Задача 9. И-РНК содержит 280-У нуклеотидов, 480-Г, 184- А, 470-Ц. Найти длину, вес и нуклеотидный состав двух цепочечной ДНК с которой проведена эта транскрипция.

1. Классификация мутаций по характеру изменений генома: а) полигенные, б) генные, в) хромосомные, г) геномные.

2. Классификация мутаций по проявлению в гетерозиготе: а) доминантные, б) рецессивные, в) генотипические.

3. Классификация мутаций в зависимости от причин: а) спонтанные, б) адекватные, в) индуцированные.

4. Классификация мутаций по локализации в клетке: а) ядерные, б) цитоплазматические.

5. Классификация мутаций по отношению к возможности наследования: а) наследственные. б) ненаследственные. в) генеративные, г) соматические.

6. Мутагены это - а) процесс возникновения наследственных изменений, б) факторы, вызывающие мутации, в) факторы, способствующие возникновению раковых опухолей, г) факторы, вызывающие пороки развития.

7. Канцерогены это - а) процесс возникновения наследственных изменений, б) факторы, вызывающие мутации, в) факторы, способствующие возникновению раковых опухолей, г) факторы, вызывающие пороки развития.

8. К хромосомным мутациям относятся - а) моносомия, б) дефишенси, в) транслокация, г) замена оснований.

9. Строение мономера молекулы ДНК: а) азотистое основание, рибоза, остаток фосфорной кислоты; б) дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты, азотистое основание; в) дезоксирибоза, азотистое основание; полимераза; г) рибоза, остаток фосфорной кислоты, рестриктаза.

10. Этапы биосинтеза белка: а) трансляция, процессинг, транскрипция; б) транскрипция, процессинг, трансляция; в) процессинг, транскрипция, трансляция; г) трансляция, транскрипция, процессинг.

Ситуационные задачи: «Изменчивость».

Задача 1. При синдроме трисомия по Х - хромосоме в кариотипе женщины 47 хромосом. Из них 44 аутосомы и 3 Х - хромосомы. С каким нарушением мейоза связано возникновение такого аномального кариотипа? Указать возможные варианты.

Задача 2. У мужчины с синдромом Клайнфельтера имеет общее число хромосом равно 47 из них – 44 аутосомы и 3 половые хромосомы: ХХУ или ХУУ. С каким нарушением мейоза связано возникновение данной мутации? Указать возможные варианты. Нерасхождение хромосом произошло во время сперматогенеза.

Задача З. При синдроме Дауна у девочки общее число хромосом равно 47: 45 аутосом и две Х - хромосомы. Не расхождение 21 пары хромосом является причиной данной аномалии. Составить схему нарушения мейоза, послужившего причиной данного синдрома.

Задача 4. Наблюдение за метаморфозом дрозофилы показали любопытные факты: а) если в корм личинок дрозофилы внести немного нитрата серебра, то выводятся желтые мушки, не смотря на гомозиготность особей. По доминантному гену серой окраски (АА). б) у особей, гомозиготных по рецессивному гену зачаточности крыльев (ВВ), при комнатной ° (15° С) крылья остаются зачаточными, а при 31°С вырастают нормальные крылья. Что вы можете сказать на основании этих факторов о взаимоотношении генотипа, среды, фенотипа? Происходит ли в данных случаях превращение рецессивного гена в доминантый или наоборот?

Задача 5. На сегодняшний день описано и изучено большое число разных мозаиков по половым хромосомам у человека. Нарисуйте схему происхождения следующих мозаичаых организмов: а) ХХХО; б) ХХ/ХХУУ; в) ХО/ХХХ г) ХО’ХХХЮ д) ХХХУ.

Задача 6. При хроническом миелолейкозе в 21 хромосоме человека есть нехватка. Индивид, получивший эту хромосому, заболевает лейкозом. Какая вероятность рождения здоровых детей от этого индивида?

Задача 7. У пшеницы основное число хромосом (х) равно 7. Гаплоидное (п) число в два раза меньше диплоидного. Пользуясь знаками х и п обозначить диплоидное число хромосом пшеницы, а) мягкой (п = 21); 6) твердой (п 14); в) однозерной (п 7).

Задача 8. У культурной сливы, являющейся гексаплоидом, основное число хромосом равно 8. Определить гаплоидное число хромосом (п) и количество хромосом у гексаплоидной формы.

Задача 9. Какое потомство может получиться в браке между мужчиной с нормальным зрением и женщиной - дальтоником при не расхождении у нее Х хромосом? Сколько телец Барра может быть в соматических клетках потомков? Как правило, только кошки могут быть трехцветные.

Задача 10. Если трехцветный кот представляет собой ХХУ, возникший в результате не расхождения половых хромосом при скрещивании трехцветной кошки с черным или рыжим котом, то какие аномальные типы хромосомного комплекса могут наблюдаться у самок, рожденных в одном помете с таким катом? У каких самок из этого помета (если появление их возможно) могут быть исключительные окраски и какова их природа? Можно ли по числу котят в помете или по соотношению полов получить данные, подтверждающие гипотезу, что самки из такого помета аномальны? Чем Вы обосновываете ответ?

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2.Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. Ростов-на-Дону. Феникс 2002, стр. 316.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: репликация ДНК, репарация ДНК, транскрипция, процессинг, трансляция, трансдукция, трансформация.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Приложение к теме:

Закономерности наследования на молекулярном уровне.

Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка.

Изменчивость и ее формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.