Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературный язык, формы его существования




Литературный язык – это язык образованного слоя населения, он является высшей формой существования национального языка, его ядром. Таким образом, литературный язык – это более узкое понятие, чем национальный язык.

Что отличает литературный язык от диалектов, жаргонов, просторечия и делает его высшей формой и ядром языка нации?

1. Литературный язык ничем не ограничен: ни территориально (как диалекты), ни социально (как уголовный жаргон), ни профессией человека (как профессиональный жаргон), ни возрастом человека (как молодежный сленг). Единственный показатель, ограничивающий его распространение, – уровень образованности и культуры человека.

2. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека: быт, культуру, политику, науку, производство, законодательство и т. д., а также меж-национальное общение. Нелитературные же компоненты национального языка могут обслуживать потребность общения в основном в обыденной жизни или в профессиональной сфере, но только в неофициальных условиях.

3. Диалекты, жаргоны и просторечие существуют лишь в устной форме, литературный же язык реализуется в устной и письменнойформах.

Устная и письменная формы существования литературного языкарассчитаны на разное восприятие (слухом или зрением) и поэтому отличаются лексическим составом и синтаксическими особенностями.

Устная речь – это обычно неподготовленная, спонтанная речь. Она создаётся в процессе говорения. Чаще всего устная речь бывает диалогической. Отсюда следующие её характеристики: а) свобода в выборе слов, словесная импровизация, использование разговорно-бытовой лексики; б) простой синтаксис, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, сложных конструкций и под.; характерны неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, повторы слов и под.; в) возможна незаконченность в выражении мыслей.

Письменная речь – это подготовленная, обдуманная речь, при этом возможна правка текста. Обычно это монологическая речь, она имеет следующие особенности: а) строгий отбор лексики и фразеологии, преобладание книжной лексики, точность и правильность выражения; б) сложный синтаксис, использование всех видов сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, осложняющих конструкций и пр.; в) логическая стройность и законченность высказывания.

Но понятие «устная речь» не равно понятию «разговорная речь», так как устная речь может быть создана на основе письменной (доклады, лекции, выступления и пр.), в этом случае по своим характеристикам она будет приближаться к письменной речи.

Литературный язык имеет следующие основные характеристики:

1) нормированность, т. е. наличие определенных норм, соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка (общеобязательность норм);

2) письменная фиксация (в отличие от диалектов, жаргонов и просторечия);

3) кодификация норм (см. ниже);

4) стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;

5) способность не только обозначать всю сумму знаний, накопленных человечеством, но и осуществлять отвлеченное логическое мышление;

6) стилистическое богатство, которое заключается в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достичь наиболее эффективного выражения мыслей в различных речевых ситуациях (см. главу 2).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.