Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский язык и культура речи




Л.Э. Комарова

 

 

 

Рекомендуется МАНПО в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 060500

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Сургут

Издательский центр СурГУ

УДК 811.161.1¢27(075.8)

ББК 81.2Рус-5я73

К 63

 

К 63 Комарова, Л. Э. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. заоч. отделения, обучающихся по нефилологическим специальностям / Л. Э. Комарова; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – 119 с. – ISBN 978-5-89545-309-4.

 

 

В учебном пособии представлены в сжатом и систематизированном виде основные сведения о современном русском языке и его стилистических возможностях, содержатся практические рекомендации в области совершенствования культуры речи. Пособие предназначено для студентов различных нефилологических специальностей, обучающихся по заочной форме, может быть полезно и старшеклассникам, учителям русского языка, преподавателям подготовительных курсов и всем, кто стремится повысить уровень своей речевой культуры.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ.

 

 

Рецензенты: С.М. Белякова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета;

Н.А. Аксарина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.

 

ISBN 978-5-89545-309-4 Ó Комарова Л.Э., 2009

Ó ГОУ ВПО «Сургутский государственный

университет ХМАО – Югры», 2009

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

– А можно этому научиться?

– В принципе, ничего нет не-возможного (пауза) для чело-века с интеллектом.

(перефразированная цитата из к/ф «Служебный роман»)

Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство спе-циалистов-филологов, деятелей науки, культуры и других представителей интеллигенции. В последние десятилетия в русском языке отмечаются следующие негативные тенденции:

- расшатывание традиционных литературных норм;

- стилистическое снижение устной и письменной речи, выразившееся в утрате высокого стиля и замене его средним стилем, а также в перемещении низкого стиля на место среднего;

- вульгаризация языка СМИ, рекламы и бытовой сферы общения; проникновение грубых слов и даже мата в язык театра и художественной литературы;

- распространение жаргонной речи («жаргонизация всей страны»);

- «нашествие» заимствований из английского языка.

Снижение уровня речевой культуры различных слоев общества стало настолько заметным, что вызвало необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в учебные планы по всем вузовским специальностям.

В настоящее время грамотная устная и письменная речь, умение эффективно общаться определяют востребованность специалиста на рынке труда, способствуют достижению успеха в профессиональной сфере. Знание возможностей языка, владение разнообразными языковыми средствами – необходимая составляющая профессиональной подготовки любого специалиста.

Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, которые заочно обучаются по различным нефилологическим специальностям. Оно содержит систематизированные сведения по русскому языку и культуре речи, имеющие теоретический и прикладной характер.

Глава 1 «Системный характер языка» знакомит студентов с важнейшими сведениями о сущности языка, его единицах, структуре, о взаимосвязи понятий «язык» и «речь», о строении русского языка и его богатстве, о том, что такое литературный язык и чем он отличается от нелитературных компонентов национального языка. В этой главе даётся уровневая характеристика литературных норм.

В главе 2 «Стилистическая система современного русского литературного языка» предлагается характеристика функциональных стилей русского языка и их подстилей (при изложении материала принят системно- уровневый подход к анализу языковых явлений), уделяется внимание понятиям «экспрессивность» и «оценочность» в языке.

Глава 3 «Основные литературные нормы и их нарушение» содержит классификацию разных видов речевых ошибок и практический материал для работы по их исправлению.

В главе 4 «Основные качества образцовой речи» рассматриваются различные аспекты речевой культуры. Наряду с традиционно выделяемыми аспектами (нормативным, коммуникативным, этическим), образцовая речь характеризуется ещё и в аспекте техники речи. Данная глава служит своеобразным итогом изучения курса, в ней при систематизации качеств образцовой речи студент обращается к уже пройденным темам.

Основной принцип расположения материала, принятый в пособии – проведение параллели между языковыми единицами, уровнями, языковыми нормами и распространёнными речевыми ошибками. Это способствует систематизации теоретических сведений и практических навыков пользования ресурсами языка.

Курс «Русский язык и культура речи» представлен в доступном для студентов-нефилологов изложении. Учебное пособие обеспечивает самоподготовку студентов заочного отделения, так как теоретические сведения постоянно сопровождаются упражнениями и заданиями, помогающими закрепить полученные знания.

Введение цитат и кадров из популярных отечественных комедий способствует привлечению внимания к материалу, а наличие рисунков и таблиц облегчает его восприятие при самостоятельном изучении.

Пособие подготовлено с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И СИМВОЛЫ

 

НС – научный стиль * − символ нелитературной речи

ОДС – официально-деловой стиль или упрощенной передачи

ПС – публицистический стиль произношения

РС – разговорный стиль 0 − безоценочная лексика

ФС – функциональный стиль + − слово с положительной

ХС – художественный стиль оценкой

ЭС – экспрессивный стиль - − слово с отрицательной оценкой


ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.