КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Языковые особенности разговорного стиля
Общая характеристика Характеристика разговорного стиля Разговорный стиль (РС) противопоставлен всем остальным стилям (книжным) по следующим основаниям: 1. Основная функция РС – коммуникативная (функция общения), функции же книжных стилей – информативная и воздействующая. 2. Основная форма существования РС – устная (у книжных стилей – письменная). 3. Основной вид коммуникации в РС – межличностная (личность – личность), в книжных – групповая (ораторская речь, лекция, научный доклад) и массовая (печать, радио, телевидение). 4. Основной тип речи в РС – диалог или полилог, в книжных – монолог. 5. РС реализуется в ситуации неофициального общения, при этом предпо-лагается, что участники диалога знают друг друга и обычно равны социально (молодежь, простые люди и т.п.). Отсюда – непринуждённость общения, большая свобода в поведении, в выражении мыслей и чувств. Чаще всего РС реализуется в бытовом общении, это диалоги членов семьи, друзей, знакомых, коллег, товарищей по учёбе и т. д. При этом обсуждаются в основном темы бытового и непрофессионального, неслужебного характера. Книжные же стили реализуются в условиях официальности и обслуживают речевое общение практически на любые темы. Основные характеристики разговорного стиля: 1) спонтанность, т. е. неподготовленность речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств; 2) автоматизм речи, т. е. использование сложившихся словесных формул, характерных для определенных ситуаций (Добрый день! Как поживаете? Выходите?); 3) экспрессивность (особая выразительность) речи, которая достигается использованием сниженных слов (рехнуться, дрыхнуть, ишачить), эмоционально-экспрессивной лексики (дылда, кикимора, лоботряс), суффиксальных образований (дочурка, бабуся, симпатяга); 4) обыденность содержания; 5) в основном, диалогическая форма. На формирование речи в разговорном стиле влияют и внеязыковые факторы: эмоциональное состояние говорящих, их возраст (ср. речь взрослых между собой и их разговор с маленькими детьми), взаимоотношения участников диалога, их родственные и иные связи и т. п.
Разговорный стиль образует свою систему и имеет особенности, отличающие его от книжных стилей на всех уровнях языка. На фонетическом уровне для РС характерен неполный стиль произношения (быстрый темп, редукция гласных вплоть до исчезновения слогов: Сан Саныч, Глебыч и пр.), допустимы разговорные варианты ударения (твОрог, кулинарИя, отдАл и пр.), более свободная интонация, незаконченность высказывания, паузы для обдумывания и под. Лексика РС неоднородна и различается степенью литературности и эмоционально-экспрессивными характеристиками: 1. Нейтральная лексика из обиходной речи: рука, нога, отец, мать, брат, бежать, смотреть, слышать и под. 2. Разговорная лексика (основное стилистическое средство) – слова, которые придают речи неофициальный характер, но в то же время лишены грубости: вертушка, верхогляд, вояка, всезнайка, восвояси, глупить, допотопный, увиливать. 3. Оценочная лексика в составе разговорных слов, которая выражает шутливую, шутливо-ироническую, ироническую, ласкательную, пренебрежительную эмоциональную оценку: бабуся, дочурка, детишки, малыш, мальчуган; стишки, писанина, халтура, отпетый. В словарях разговорные слова приводятся с пометой «разг.» и дополнительными пометами «шутл.», «ирон.», «пренебр.», «ласк.». 4. Эмоциональность большого числа разговорных слов связана с их переносным значением: конура (о тесном, тёмном, грязном помещении), каланча (о человеке высокого роста), липнуть (назойливо приставать с чем-либо) и под. 5. В связи с тем, что границы между разговорной и просторечной лексикой нередко оказываются зыбкими, о чем свидетельствует двойная помета «разг.-прост.» в словарях, в состав РС включают и грубовато-экспрессивные просторечные слова, выразительность которых позволяет «закрыть глаза» на их грубоватость: брюхо, дылда, канючить, карга, кикимора, конопатый, лоботряс, плюгавый, шляться, шмякнуться и под. Они кратко и метко выражают отношение к человеку, предмету, явлению, а нередко содержат и дополнительный смысловой оттенок, которого нет в нейтральном слове, ср.: «он спит» и «он дрыхнет». В слове «дрыхнет» выражается осуждение лица: кто-то спит, в то время как должен был идти куда-то или заниматься чем-то. Подобная лексика может иметь в толковых словарях при основной помете «прост.» дополнительные пометы «фам.», «бран.», «с оттенком пренебрежения», «шутл.», например: драндулет – прост. шутл. (Словарь Д.Н. Ушакова). На фразеологическом уровне для разговорного стиля характерно употребление пословиц и поговорок из народной речи: хоть стой, хоть падай; сесть в лужу; разбиться в лепёшку; задрать нос; охота пуще неволи и под. Словообразовательный уровень разговорного стиля характеризуют: 1) суффиксы разговорного характера - у существительных: -ун, -унь(я): говорун, говорунья; болтун, болтунья; -ш(а): кассирша, докторша, лифтёрша; -яг(а): бедняга, симпатяга, дворняга, работяга; -их(а): дворничиха, врачиха, повариха; -к(а): гречка, манка, ночёвка, свечка, в том числе сокращенные слова с -к(а): газировка, читалка, сушилка, раздевалка, зачётка; попутка, «Литературка»;
-н(я), -отн(я): беготня, возня, грызня, стряпня, толкотня; -ятин(а): бредятина, дохлятина, пошлятина; - у глаголов: -ича(ть),-нича(ть): ехидничать, любезничать, жадничать; -ну(ть): сказануть, крутануть, хватануть; 2) приставочно-суффиксальные глагольные образования разговорного типа: забегаться, заболтаться, засидеться; поговаривать, покрикивать, поглядывать; разболеться, размечтаться, разыграться; 3) суффиксы субъективной оценки: - увеличительные: домище, бородища, ручища; - уменьшительные: домик, бородка, хитренький, тихонько, тихонечко; - уменьшительно-ласкательные: доченька, дочурка, сынок, сыночек; солнышко, лапушка; - пренебрежительные: мелочишка, домишко, старикашка, балаганщина, деревенщина, бородёнка; 4) полуимена (Ванька, Ленка), ласкательные (Машенька, Сашок) и лепетные имена (Ники – Николай, Зизи – Сюзанна). 5) удвоение слов для усиления экспрессии: большой-пребольшой, чёрный-чёрный; 6) образование прилагательных с оценочным значением: глазастый, худющий. В морфологии: 1) преобладание глаголов над существительными (глагольный характер речи), преобладающая активность глаголов движения (прыгать, скакать), действия (брать, дать, пойти) и состояния (болеть, плакать); ср. в НС и ОДС наиболее употребительны глаголы долженствования (надлежит, обязуется) и глаголы-связки (является, составляет); 2) высокий процент употребления личных (я, ты, он, мы, вы, они) и указательных (тот, этот, такой и пр.) местоимений; 3) наличие междометий (ах, ох, ух, ой и др.) и частиц (вот, ну, она- та, он де сказал, он мол видел); 4) наличие глагольных междометий (прыг, скок, бух, хвать); 5) широкое употребление притяжательных прилагательных (Петина сестра, Федорова жена); 6) разговорные падежные формы существительных: родительный падеж единственного числа на -у (из лесу, из дому), предложный падеж единственного числа на -у (в аэропорту, в отпуску), именительный падеж множественного числа на -а (бункера, года, инспектора, якоря, егеря); 7) редко встречаются причастия и краткие формы прилагательных, не употребляются деепричастия. На синтаксическом уровне: 1) простые предложения, не используются причастные и деепричастные обороты, не используются сложноподчиненные предложения, кроме придаточных определительных с союзным словом который; 2) свободный порядок слов в предложении: Был я вчера на базаре; 3) пропуск слов (эллипсис), особенно в диалоге: - Ты в магазине был? - Я в институт. А ты домой? - Был. 4) лексические повторы: Я ему говорю-говорю, а он не слушает; 5) синтаксические повторы (одинаково построенные предложения): Ходила я к нему, говорила я ему…; 6) речевые обороты типа «Ну ты и молодец!», «Ну и подлец же ты!», «Что за оболтус такой!», «Ну тебя!»; 7) конструкции типа «У тебя есть чем писать?» (т. е. карандаш, ручка); «Дай мне чем укрыться!» (т. е. одеяло, плед, простыню); 8) «негладкие» фразы, т. е. предложения без чётких границ, которые получаются в результате взаимопроникновения двух предложений: Осенью начинаются такие бури, там, на море…; 9) частые перестройки конструкций по ходу диалога, поправки, повторения, уточнения; 10) риторические вопросы: Да разве он меня послушает? 11) вопросительные, восклицательные и побудительные предложения; 12) в «негладких» фразах используется именительный темы, когда первая часть предложения содержит существительное в именительном падеже, а вторая – информацию о нем, при этом обе части грамматически самостоятельны: Бабка – она всех переговорит. Цветы, они никогда не лишние. Большую роль при реализации РС играют невербальные средства общения – жест и мимика, которые могут сопровождать слова говорящего, указывая на форму, размер и другие характеристики предмета речи: Я купила такую круглую (жест) шляпу, но могут выступать и на месте паузы, как самостоятельное средство общения, в функции отдельных реплик диалога, как ответ на вопрос, просьбу: кивнуть головой со значением «да», пожать плечами – выразить недоумение.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |