Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговой деятельности 1 страница




 

В соответствии с п. 10 ст. 4 ЗоЗК монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Под монополизированным рынком понимается рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством хозяйствующих субъектов, один из которых (или группа хозяйствующих субъектов, проводящих единую ценовую политику) занимает на этом рынке доминирующее положение в соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> (ст. 4), а также с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке <2>, а остальные хозяйствующие субъекты не имеют возможности существенного увеличения поставок на рынок <3>.

--------------------------------

<1> Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. от 24 июня 1992 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 499.

<2> Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 "О направлении методических рекомендаций" // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

<3> Временные Методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 "По выявлению монопольных цен" // Экономика и жизнь. 1994. N 23.

 

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Пункт 1 ст. 2 ЗоЗК констатирует, что антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции основываются на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоят из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов.

Сфера применения антимонопольного законодательства определена ст. 3 ЗоЗК, в соответствии с которой антимонопольное законодательство регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пункт 2 ст. 2 ЗоЗК устанавливает, что вышеназванные отношения могут также регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа <1> в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий <1>, рекламы <2>, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд <3>.

--------------------------------

<1> Статья 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<2> Статья 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

<3> Статья 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

Среди основных федеральных законов антимонопольного законодательства в сфере торговли следует назвать Федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1>, от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <2>, от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <3>, от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <4>, от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <5>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <6>, Федеральные законы от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <7>, от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <8>, от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <9>, от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <10>, от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <11>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

<3> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<4> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

<5> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

<6> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

<7> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

<8> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<9> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

<10> СЗ РФ. N 30. Ст. 3610.

<11> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

 

Вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. Федеральный закон N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> (ФЗ о ГРТД) наряду с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является основным правовым регулятором конкурентной среды в сфере торговли, устанавливающим антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров. ФЗ о ГРТД делает акцент на трех основных направлениях антимонопольного регулирования в области торговли: 1) установлении антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки и торговлю продовольственными товарами; 2) формировании системы ограничений для торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами; 3) регламентации антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

 

13.1. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов,

осуществляющих торговую деятельность и

поставки продовольственных товаров

 

В российском торговом законодательстве установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров (ст. 13 ФЗ о ГРТД).

Существующая система антимонопольных запретов в договорах поставки продовольственных товаров ограничивает круг хозяйствующих субъектов, торговая деятельность которых подлежит регулированию нормами ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД. Статья 13 ФЗ о ГРТД регламентирует отношения только между хозяйствующими субъектами, заключившими договоры, предметом которых является поставка только продовольственных товаров и только в случаях, когда такая поставка осуществляется в торговые сети. Таким образом, если предметом поставки являются непродовольственные товары и даже в случаях, когда поставка осуществляется не в торговые сети или покупателем является хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность без организации торговой сети, положения ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД к таким отношениям применяться не должны.

Российским торговым законодательством установлены четкие требования, направленные на пресечение нарушения антимонопольных правил. В том числе законодатель установил три основных вида запретов, непосредственно связанных с реализацией антимонопольных правил:

1) запрет на создание дискриминационных условий на товарных рынках;

2) запрет навязывания своих условий контрагенту;

3) запрет на осуществление торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии (ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД).

Торговый оборот продовольственных товаров нуждается в формировании особого порядка правового регулирования, отличного от общих правил, установленных антимонопольным законодательством. Легитимированный перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров, направлен на решение вопросов исключения недобросовестных действий при заключении и исполнении хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети, договоров с поставщиками продовольственных товаров путем применения норм антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли.

Особенности физических свойств продовольственных товаров и специфика положения, занимаемого на рынках сетевыми торговыми операторами, способствуют ослаблению экономических позиций поставщиков, риски деятельности которых резко возрастают. С другой стороны, возникновение превосходства в рыночном положении позволяет торговым сетевым организациям использовать свое преимущество для создания неблагоприятных условий поставщикам, что может привести к установлению высоких барьеров входа на товарные рынки производителей продовольствия, особенно для сельскохозяйственных производителей.

С этим связана необходимость установления запрета на создание дискриминационных условий в договорах поставки продовольственных товаров. В соответствии с ч. 8 ст. 4 ЗоЗК дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При осуществлении хозяйствующими субъектами коммерческой деятельности на товарных рынках могут создаваться определенные дискриминационные условия, препятствующие развитию здоровой конкуренции. Такого рода дискриминационные условия могут выражаться, например, в отсутствии организации и проведения торгов на право заключения договоров в тех случаях, когда законодательство требует их <1>; либо ценовой дискриминации - предоставлении скидок для одних потребителей и отказе в них для других; в установлении различных премий и вознаграждений особым потребителям; в освобождении от уплаты обязательных платежей (например, платы за вход на товарный рынок); в осуществлении продажи товара только в определенном ассортименте, продажи в нагрузку, в условиях поставки (например, поставка оборудования только вместе с услугами по проведению его пуско-наладочных работ; в продаже компьютеров только вместе с программным обеспечением и расходными материалами; в ограничениях на осуществление каких-либо действий; неоплачиваемая реклама) и др. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Деревягина О.Е. Крупный ущерб как криминообразующий признак недопущения, ограничения или устранения конкуренции // Российский следователь. 2008. N 16. С. 26.

<2> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. М., 2006. С. 246.

 

Понятие дискриминационных условий в некоторых случаях несколько расширяется, и тогда под дискриминационными условиями понимаются также случаи, когда дискриминация осуществляется в формах монополистической деятельности либо когда такие действия осуществляются с использованием действий, соглашений или согласованных действий органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию <1>.

--------------------------------

<1> Концепция правовой политики ТПП РФ на период до 2008 г. (утв. ТПП РФ) // СПС "Гарант".

 

Частью 3 ст. 10 ЗоЗК в целях предупреждения создания дискриминационных условий предусмотрено установление правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях". На сегодняшний день в некоторых отраслях экономики уже действуют правила недискриминационного доступа <1>. Такие правила также необходимы и для регламентирования конкурентных отношений в сфере торговли.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования" // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4680 (с послед. изм.); от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525; от 29 марта 2011 г. N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации) // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1943.

 

Одним из элементов содержания запрета на создание дискриминационных условий при поставке продовольственных товаров в сетевые торговые организации является запрет на создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов. Под вхождением (доступом) на рынок понимается создание нового (перепрофилирование действующего) субъекта предпринимательства для работы на соответствующем товарном рынке или распространение деятельности субъекта предпринимательства, уже существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт) <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 3.1 разд. 2 Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

 

К барьерам входа на товарный рынок Порядок 2010 относит:

а) экономические ограничения, в том числе: 1) необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; 2) ограниченную доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; 3) издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; 4) издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации; 5) транспортные ограничения; 6) отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; 7) наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства); 8) преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству, например, саморегулируемыми организациями), в том числе: 1) условия лицензирования отдельных видов деятельности; 2) квотирование; 3) ограничения ввоза-вывоза товаров; 4) требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры; 5) предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам; 6) препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений; 7) условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд; 8) экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры; 9) стандарты и предъявляемые к качеству требования;

в) стратегию поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленную на создание барьеров входа на рынок, в том числе: 1) инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка; 2) увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов; 3) проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе: 1) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка; 2) требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;

д) другие ограничения входа на товарный рынок <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 8.2 Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" // БНА ФОИС. 2010. N 34.

 

Другим запрещенным способом создания дискриминационных условий в соответствии с положениями ФЗ о ГРТД является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договоров поставки продовольственных товаров в торговые сети. Контроль уровней цен на товары является важной функцией государственного контроля конкурентной среды на рынках товаров. Этот вид контроля необходим для предупреждения установления на рынках монопольно высоких и монопольно низких цен.

В соответствии с п. п. 3.6 и 3.7 Порядка 2010 выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем определения экспертных оценок и анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг. Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 ЗоЗК основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10% от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" были установлены меры по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) <1>. Во исполнение данного Указа Правительство РФ утвердило специальные перечни товаров и услуг, на которые распространяется режим государственного регулирования цен, в том числе: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ; перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок <2>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.

<2> Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1116, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. N 2. Ст. 179 (с послед. изм.).

 

ФЗ о ГРТД устанавливает несколько правовых ограничений, предотвращающих возможность навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД). Навязывание условий договора такого рода запрещено законодательством о защите конкуренции, что прямо вытекает из нормы п. 3 ч. 1 ст. 10 ЗоЗК.

К числу таких условий в сфере торговли продовольственными товарами, в частности, относятся экономически или технологически не обоснованные и прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче товаров, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Навязывание контрагенту договора своих собственных условий также представляет собой один из видов дискриминационных условий (п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД). Субъекты, осуществляющие продажу продовольственных товаров, не вправе запрещать поставщикам заключать договоры поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на аналогичных или иных условиях. Это правило направлено на снятие возможных ограничений свободы предпринимательства и предоставление поставщикам продовольственных товаров более широкого выбора торговых партнеров, что существенно способствует активизации продвижения товаров на товарных рынках, сохранности их качества и более полному удовлетворению интересов конечных потребителей продовольственных товаров.

ФЗ о ГРТД запрещает устанавливать в договорах купли-продажи и поставки продовольственных товаров в торговые сети ответственность за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность. Исходя из принципа равенства равных по правовому статусу субъектов все хозяйствующие субъекты торговой деятельности должны иметь равный объем прав, который зависит только от того, в качестве какой стороны они выступают в договоре. Предоставление одним из равных хозяйствующих субъектов большего объема прав или лишение части прав других субъектов относительно аналогичного объема прав является дискриминационным условием. Поэтому освобождение от ответственности следует квалифицировать как снятие правового ограничения с одного из субъектов хозяйственной деятельности или в качестве предоставления ему меньшего объема правовых ограничений, каковыми обременены иные хозяйствующие субъекты торговли, осуществляющие аналогичную деятельность. Навязывание подобных условий должно квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, при оценке действующего торгового законодательства можно сделать вывод о том, что использование законодателем механизма стимулирования закупок продовольственных товаров, сформулированное в ч. ч. 4 - 6 ст. 9 ФЗ о ГРТД как "включение в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения покупателю в связи с приобретением им определенного количества товаров", не имеет характера дискриминационного условия, так как предполагает позитивные действия покупателя по отношению к поставщику в виде приобретения определенного объема закупаемых продовольственных товаров. Такое условие взаимовыгодно и не нарушает интересы аналогичных покупателей, которые также могут рассчитывать на подобное вознаграждение соразмерно объему приобретаемых ими партий продовольственных товаров.

Требования соблюдения режима коммерческой тайны выражены в запрете навязывания контрагенту условий договора, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект должен был бы предоставлять контрагенту сведения о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность. Статья 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1> определяет коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация о договорах, заключаемых одним хозяйствующим субъектом с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, содержит экономические и организационные сведения, которые имеют действительную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. В соответствии с ч. 5 п. 1 ст. 14 ЗоЗК незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, является одной из форм недобросовестной конкуренции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283 (с послед. изм.).

 

В целях защиты интересов и прав поставщиков законодатель также установил запрет на внесение хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты. Такая мера способствует существенному уменьшению узаконенных "поборов" со стороны торговых сетей, иногда занимающих доминирующее положение на местном товарном рынке. Внесение условия о плате за право поставок продовольственных товаров в торговые сети со стороны крупных сетевых торговцев должно квалифицироваться как установление барьеров входа на рынок хозяйствующим субъектам - производителям продовольственных товаров, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ о ГРТД представляет собой один из видов дискриминационных условий, установление которых в договоре поставки продовольственных товаров запрещено указанной статьей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.