КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирования конкурентной среды на товарных рынках 4 страница
2. В соответствии со ст. 12 ЗоЗК запрет на иные соглашения, ограничивающие конкуренцию, не распространяется на "вертикальное" соглашение, если оно является договором коммерческой концессии либо достигнуто хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Согласно п. 19 ст. 4 ЗоЗК "вертикальное" соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. 3. В соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 13 ЗоЗК соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке признаются допустимыми, если они не налагают на участников соглашения или согласованных действий избыточных ограничений и имеют своим результатом прогрессивные изменения в производстве и продвижении товаров на рынок, а также гарантированно предоставляют потребителям выгоды, соразмерные преимуществам, которые получают стороны такого соглашения или участники согласованных действий. Подобное исключение носит название "правила разумности" заключаемых соглашений. Это правило применяется лишь в том случае, если последствием достижения соглашения или осуществления согласованных действий является или может явиться ограничение конкуренции.
2. Запрет на недобросовестную конкуренцию
Статья 14 ЗоЗК признает в качестве недобросовестной конкуренции следующие действия: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Такие действия направлены на дискредитацию конкурента. Под недобросовестной конкуренцией также понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Это действие хозяйствующего субъекта направлено на формирование у участников рынка товаров представлений, не соответствующих действительности. "Введение в заблуждение" - это всегда действие активное, оно не может быть совершено в виде воздержания от действия, как это бывает в случаях совершения сделок с пороком внутренней воли "под влиянием заблуждения" (ст. 178 ГК РФ). Важным положительным моментом в ЗоЗК является расширение круга субъектов, на которых распространяется действие правила подп. 2 п. 1 ст. 14 ЗоЗК, в отличие от абз. 3 ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который в качестве субъектов, вводимых в заблуждение, рассматривал исключительно потребителей, т.е. граждан; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Такое действие косвенно дискредитирует конкурента. К этому понятию следует относить любое нетактичное сравнение, а также сравнение, которое противоречит правилам этики и приличия. При этом определяющим критерием для оценки допустимости сравнения с точки зрения тактичности предлагается считать его соответствие общепринятым правилам добропорядочности <1>; -------------------------------- <1> См.: Спектор Е.И. О рекламе: Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (постатейный). М., 2007. С. 47; Кондратовская С.Н. Правовые проблемы пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 80.
4) продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Перечисленные действия по своей природе представляют контрафактные действия, направленные на получение экономических преимуществ в конкурентной борьбе. Контрафактный товар - это товар, являющийся самовольной подделкой. Согласно п. 4 ст. 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными. По смыслу ЗоЗК последствиями контрафактных действий являются реальные или потенциальные убытки, причиненные конкурентам, либо реальный или потенциальный вред, нанесенный их деловой репутации; 5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Эти действия направлены на лишение конкурента возможности получения коммерческой выгоды за счет раскрытия информации, которую он преднамеренно скрывал. При этом очень важно, чтобы сокрытие информации конкурентом не являлось правонарушением и не нарушало интересы других участников рынка и конечных потребителей. Режим коммерческой тайны в российском законодательстве регламентирован нормой гл. 75 "Право на секрет производства (ноу-хау)" ГК РФ, Федеральным законом "О коммерческой тайне" <1> и ЗоЗК. Под коммерческой тайной согласно подп. 1 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. По своей правовой природе коммерческая тайна - это особый вид запретительного правового режима. Особенностью информации, составляющей коммерческую тайну, является ее способность к увеличению выгоды от коммерческой деятельности, в случае если такая информация скрыта. Поэтому ее раскрытие, разглашение или использование лишают владельца информации возможности получить то, на что он мог рассчитывать при условии сохранения коммерческой тайны. Недобросовестный конкурент таким способом получает преимущество, что и является предметом запрета данного пункта ЗоЗК. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В целях повышения эффективности государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в части недобросовестной конкуренции ФАС России было утверждено Положение об Экспертном совете по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе <1>. В соответствии с этим документом основными задачами Экспертного совета, в частности, являются: -------------------------------- <1> Приказ ФАС России от 22 марта 2006 г. N 56 "О создании Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе" // СПС "Гарант".
1) правовая экспертиза действий хозяйствующего субъекта на товарном рынке; 2) оценка действий хозяйствующего субъекта на предмет соответствия обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности или справедливости; 3) экспертиза сведений, распространяемых хозяйствующим субъектом в отношении конкурента, с точки зрения их соответствия действительности; 4) оценка воздействия информации на потребителей какого-либо товара; 5) разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции; 6) подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции.
3. Запрет на действия государственных и муниципальных органов, которые могут принести вред конкуренции
В ст. ст. 15 и 16 ЗоЗК сформулированы запреты на ограничение конкуренции в сфере управления экономикой. В данном случае государственные и муниципальные образования рассматриваются как потенциальные субъекты права, которые в силу своего исключительного властного положения и преимущества могут выступать в качестве сдерживающих факторов для создания нормальной конкурентной среды. Такое влияние на конкуренцию государственные и муниципальные образования могут оказывать путем: 1) принятия ограничивающих конкуренцию актов; 2) совершения действий или сознательного бездействия, которые могут нанести вред конкуренции; 3) заключения ими соглашений, которые могут ограничить конкуренцию; 4) совершения ими согласованных действий, негативно отражающихся на конкурентной среде рынков. В связи с этим ст. 15 ЗоЗК запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; 6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; 7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных гл. 5 ЗоЗК; 8) создание дискриминационных условий; 9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; 10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Закон также запрещает наделять органы государственной и муниципальной власти дополнительными полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (п. 2 ст. 15 ЗоЗК). Также ЗоЗК запрещено государственным и муниципальным образованиям совмещать свои функции с функциями хозяйствующих субъектов рынка (п. 3 ст. 15 ЗоЗК). Некоторые виды соглашений и согласованных действий органов государственных и муниципальных образований и субъектов товарных рынков также могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В связи с этим ст. 16 ЗоЗК запрещает подобные соглашения, способствующие: 1) повышению, снижению или поддержанию цен; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей; 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Вопросы для самоподготовки
1. Дайте определение понятия "конкуренция". 2. Что такое добросовестная конкуренция? 3. Каковы условия возникновения конкуренции на товарных рынках? 4. Что в соответствии с действующим законодательством следует относить к методам недобросовестной конкуренции? 5. Что входит в содержание правил недискриминационного доступа на товарный рынок? 6. Дайте определение понятия "доминирующее положение" и назовите качественные признаки доминирующего положения субъектов товарных рынков. 7. При наличии каких условий действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны согласованными? 8. В чем основное отличие согласованных действий от параллельного поведения хозяйствующих субъектов? 9. Дайте определение понятия "конкурентная среда". 10. Какие меры направлены на стимулирование конкуренции, а какие на ограничение деятельности, направленной на причинение вреда конкуренции? 11. Назовите основные меры, запрещающие деятельность, которая может причинить вред конкуренции.
Рекомендуемая литература
Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. N 9. Авдашева С.Б. Экономический анализ для целей применения антимонопольного законодательства: что, где, когда? // Конкурентное право. 2012. N 1. Беликова К.М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2012. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. М.: Статут, 2010. Голикова О.В. Недобросовестная конкуренция и злоупотребление правом // Конкурентное право. 2011. N 1. Городов О.А. К понятию недобросовестной конкуренции // Конкурентное право. 2011. N 1. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008. Гурин Н.В. Соглашения и согласованные действия в соответствии с антимонопольным законодательством // Туризм: право и экономика. 2007. N 5. Денискова О.В. Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 6. Деревягина О.Е. Крупный ущерб как криминообразующий признак недопущения, ограничения или устранения конкуренции // Российский следователь. 2008. N 16. Егорова М.А. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2012. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс". Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Национальная экономика". М.: Омега-Л, 2006. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. СПб.: Нестор-История, 2012. Петров Д.А. Вариации координации // Конкуренция и право. 2012. N 1. С. 56 - 60. Тотьев К.Ю. Конкуренции и монополии: правовые аспекты регулирования. М., 1996. Тотьев К.Ю. Понятие "конкуренция" в антимонопольном законодательстве // Хозяйство и право. 2011. N 2. Тотьев К.Ю. Систематизация правил о защите конкуренции: неподведенные итоги // Конкурентное право. 2012. N 1. Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2007. N 5.
Глава 13. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |