Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный подвиг И.М. Сеченова




Развитие учения о высшей нервной деятельности.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1.Что называют анализатором? 2. Каково строение органа зрения? 3. Как воспринимается зрительные раздражения? 4. Что такое адаптация и каков ее механизм? 5. Что такое аккомодация и каково ее значение? 6. Каковы наиболее распространенные дефекты зрения у детей и как осуществляется их коррекция? 7. Каковы основные правила гигиены органа слуха школьников? 8. Что такое вестибулярный аппарат? 9.Как осуществляется тренировка вестибулярного аппарата? 10. Каково значение мышечно-суставного анализатора? 11. Какую роль в организме играют вкусовой и обонятельный анализаторы? 12. Какое значение имеет кожная чувствительность и какие рецепторы располагаются в коже?

 

Глава 4

__________________________________________________________________________________

В наше время никто не может сказать, когда и у какого предка современного человека появились проблески интереса к своей личности.

Во времена Сократа возникло два взгляда на умственную деятельность. Одни древнегреческие мыслители, ярким представителем которых был Демокрит, утверждали, что человек, так же как и весь мир, окружающий его, состоит из материальных частиц – атомов. Согласно их взгляду, ощущение и мышление являются результатом воздействия на организм человека мельчайших «атомов», отрывающихся от поверхности предметов.

Другие мыслители разделяли взгляды Платона, который считал, что все тела на Земле – тени идей, населяющих потусторонний мир. Душа человека включает часть этих идей. Она имеет божественное происхождение, не зависит от тела и может переходить от одного организма к другому и даже существовать самостоятельно.

В средние века все, кто считал, что психическая деятельность – продукт материальных процессов, подвергались жестоким гонениям. Однако начиная с XVI века стали появляться хорошо сформулированные мысли о психике. Первым, кто отчетливо попытался представить механизм взаимоотношения организма и среды, осуществляемый через нервную систему, был французский математик, философ и физиолог Ренэ Декарт (1596 – 1650). Он рассматривал организм как машину, действующую по принципу несложных механизмов того времени (часы, кузнечный мех).

Но главное было не в этом. Декарту удалось показать, что многие действия человека совершаются рефлекторно, являются ответом на воздействия окружающей среды. Эта мысль была подхвачена прогрессивными исследователями.

Бывший армейский офицер – сапер, получивший затем образование медика в Московском университете, Иван Михайлович Сеченов страстно разделял идеи революционных демократов, а с некоторыми из них его связывали личное знакомство и дружба. Сеченова по праву считают отцом русской физиологии, потому что он, владея знаниями математики, физики, химии, впервые в нашей стране начал экспериментально изучать важнейшие функции организма: нервные процессы, мышечные движения, газы крови, обмен веществ. Он заложил основы русской физиологии центральной нервной системы, физиологии труда и спорта, сравнительной физиологии, сопоставляющей функции организмов разных уровней развития.

Наибольшую славу Сеченов приобрел благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга». Убедительно, просто и ясно Сеченов излагает свои представления о рефлекторных механизмах работы головного мозга. В первой части своей книги он на примере опытов с обезглавленной лягушкой показывает, что при наличии спинного мозга могут возникать в ответ на раздражение движения в виде рефлекторного отдергивания конечностей. Эти движения осуществляются без участия головного мозга. Обычно называемые невольными, они тем сильнее, чем сильнее раздражение. Невольные движения целесообразны, потому что устраняют конечность от вредящего раздражения и этим благоприятствуют выживанию организма, способствуют сохранению вида. Однако эти движения могут тормозиться другими раздражителями, вызывающими более важную деятельность.

Во второй части книги Сеченов описывает произвольные движения и доказывает, что они тоже рефлекторные: начинаются от возбуждения органов чувств, продолжаются в мозге в виде определенных психических процессов и заканчиваются мышечными движениями.

Иван Петрович Павлов подхватил эстафету, переданную ему Сеченовым, и понес ее дальше. Если Сеченов теоретически доказал возможность изучения психической деятельности человека физиологическими методами, то Павлов нашел конкретные методы и приемы, с помощью которых стало возможным ее изучать. Если Сеченову удалось объяснить причину целесообразности рефлексов, то Павлову принадлежит честь открытия условных рефлексов, позволяющих прогнозировать будущее за счет накопленного прошлого опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.