КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные нормы пищевых продуктов для суточного рациона школьников 6—10 лет
Количество пищевых продуктов (в г) Наименование продуктов 6—7 лет 8—10 лет Хлеб ржаной...................... 40 100 Хлеб пшеничный............. 100 150 Картофель......................... 200 300 Овощи разные....................... 175 300 Фрукты и ягоды.............. 215 220 Сахар.................................................... 60 60 Мясо....................................... 80 100 Рыба........................................ 50 75 Молоко............................. 500 500 Масло растительное.............. 10 10 Масло сливочное............ 30 40 Яйца (шт.).............................................. 1 1
Суточный рацион. Растущему организму нужно ежедневно получать четырехразовое питание. Суточный рацион должен быть распределен следующим образом: завтрак — 20— 25%, второй завтрак — 10—15%, обед — 45—50%, ужин — 20—25% суточного количества пищи. При определении норм питания и составлении пищевого рациона учитывают возраст ребенка, массу его тела, энергетическую ценность продуктов, их вкусовые качества и т. д. Только такой точный учет состава, качества и количества питательных веществ, содержащихся в пищевых продуктах, обеспечивает покрытие всех энергетических затрат растущего организма. В небольших школах при составлении меню не всегда учитывают количество и качество пищи. Тем не менее, учитель, отвечающий за здоровье детей и организующий питание, обязан знать хотя бы ориентировочные данные об энергетической ценности отдельных блюд. Например, полная тарелка мясного супа содержит 837,4—1256 кДж, полная тарелка молочного супа — 1591,0—1716,6 кДж, мясное блюдо с гарниром —2093,4—2512,1 кДж, овощные блюда —837,4— 1674,7 кДж, стакан компота или киселя —418,7—628,0 кДж. Значение разнообразия пищи. Разнообразная пища — это пища, состоящая из различных продуктов растительного и животного происхождения. Только такая пища отвечает потребностям растущего организма, так как она содержит необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Чем разнообразнее пища по составу, тем лучше она усваивается организмом. Меню для детей необходимо продумывать заранее с учетом их возрастных особенностей и потребностей в питании. Для возбуждения аппетита дети не нуждаются в острых приправах, таких, как горчица, перец. Зато для них необходимо включать в меню квашеную капусту, овощные салаты, винегреты и пр. Очень полезны блюда из молока, молочных продуктов и круп. Обязательным условием полного усвоения питательных веществ являются вкусовые качества пищи. Употребление одних и тех же блюд изо дня в день приводит к однообразию пищевого рациона, резко уменьшает аппетит и понижает отделение пищеварительных соков. Питание детей летом и зимой несколько различается. В зимнее время при низких температурах организм ребенка расходует большее количество энергии. Поэтому пища ребенка в этот период должна иметь большую энергетическую ценность. Летом при высокой температуре окружающей среды рекомендуется пища, содержащая легко усваивающиеся, необходимые организму питательные вещества, так как деятельность пищеварительных желез у детей в жару резко понижена, количество пищеварительных соков недостаточно. Такова, например, молочно-растительная пища. Молочная пища содержит все необходимые для нормального роста и развития детей питательные вещества, а в растительной, кроме того, много витаминов, минеральных солей и клетчатки, усиливающей перистальтику кишечника. Злоупотребление летом жирной и мясной пищей может привести к застою ее в желудке, кишечнике, что вызывает брожение, гниение, а нередко и расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта. Физиологическое значение трех блюд. Обед ребенка, как и взрослого человека, должен состоять из трех блюд. Физиологическое значение первого, второго и третьего блюда для организма человека было изучено в лаборатории И. П. Павлова. Первое блюдо — это различные супы. Они содержат большое количество сокогонных веществ. Особой питательной ценностью супы не обладают, они «подготавливают» желудок к приему второго блюда. Сокогонные вещества всасываются через стенки желудка в кровь и разносятся по всему организму. Они подходят к железам желудка, вызывая их усиленную секрецию. Второе блюдо наиболее питательно. Это вареное, жареное и тушеное мясо или рыба с различными гарнирами. Для переваривания этой пищи требуется наличие в пищеварительном тракте большого количества ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы. Третье блюдо — это сырые фрукты, кисели, компоты, соки. Оно полезно тем, что содержит много витаминов. Организация питания в школе. Правильная организация питания школьников является важной заботой не только семьи, родителей, но и школы, учителей. В небольших школах, где нет школьных врачей, ответственность за организацию питания учащихся класса несет учитель. В школе должен быть буфет, обеспечивающий горячие завтраки школьникам. Энергетическая ценность школьных завтраков должна составлять 1200—1600 кДж. Чтобы работа буфета была организована правильно, лица, отвечающие за приготовление пищи, должны составлять меню горячих завтраков на неделю с учетом характера деятельности детей, времени года. В горячем завтраке предусматривается два блюда, а в обеде (для групп с продленным днем)— три блюда. Привитие гигиенических навыков детям в связи с принятием пищи. Дети младшего школьного возраста приходят в школу с различным уровнем гигиенических знаний, умений и навыков. Задача учителя — закрепить уже сложившиеся полезные гигиенические навыки, развить новые. Непременным условием для приучения детей младшего школьного возраста к культуре поведения за столом является пример учителя, пионервожатого. К таким навыкам относятся обязательное мытье рук перед едой, культура поведения во время еды. Часто еще бывает так. После звонка с урока учитель ведет учеников в столовую или, если дети завтракают в классе, предлагает подготовить парты для принятия пищи, забывая заставить учащихся вымыть руки. Если школьник сидит за столом, небрежно откинувшись на спинку стула или, наоборот, навалившись грудью и локтями на стол, разговаривает с набитым пищей ртом, чавкает, сопит, шмыгает носом, вытирает рот руками, а руки об одежду, это производит плохое впечатление и снижает аппетит у других детей. Снижению аппетита способствует и неопрятный вид столовой. Профилактика пищевых отравлений. Пищевые отравления делятся на две группы: небактериальные и бактериальные. Небактериальные отравления — это химические отравления, возникающие в результате проникновения в организм различных ядовитых веществ. Такие отравления происходят, например, если в пищу употребляются несъедобные грибы, ягоды, плоды, а также при попадании в нее ядохимикатов и других веществ, которые могут образоваться при неправильном хранении, а иногда и приготовлении пищи. Бактериальные отравления возникают в результате употребления в пищу испорченных, недоброкачественных продуктов, зараженных гнилостными бактериями, стафилококками, которые, размножаясь в питательной среде, выделяют огромное количество отравляющих веществ — токсинов. Особенно сильный яд выделяет микроб ботулизма, находящийся иногда в испорченных консервах. Бактериальные яды образуются также при неправильном хранении рыбных блюд, тортов, пирожных и т. д. Пищевые отравления характеризуютсяследующими признаками: появлением общей слабости, сухости во рту, тошноты, рвоты, болей в животе и поноса, а иногда и потерей сознания. При ботулизме — самом опасном бактериальном пищевом отравлении — симптомы другие: мучительная головная боль, расстройство зрения, потеря речи, а затем бессознательное состояние. Первые признаки пищевого отравления появляются через 5—6 ч, а иногда и раньше. Симптомы же ботулизма проявляются через сутки и более. В детских учреждениях отравление может носить массовый характер. Такие отравления обычно вызываются одной и той же причиной и имеют общие симптомы. В предупреждении пищевых отравлений немаловажная роль принадлежит учителю начальных классов. Он обязан ознакомить учащихся с причинами отравлений и добиться от них соблюдения следующих правил: не есть незнакомые растения и несвежую пищу. При первых признаках отравления учитель должен немед ленно вызвать врача и суметь оказать до его прихода первую помощь пострадавшему, которая аключается в том, чтобы освободить его пищеварительный тракт от вредных веществ. С этой целью больному ребенку можно дать выпить несколько стаканов теплой воды с содой (0,5 чайной ложки на стакан) либо слабый раствор перманганата калия. Если у ребенка рвота уже прекратилась, то для поддержания сил его можно напоить крепким чаем или кофе. Глава X.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |