Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода и методики




Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГОАНАЛИЗА ИХ СОСТАВ. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Вопросы для самопроверки к теме 2

 

1.В чем основная цель анализа?

2. На основе каких принципов проводится экономический анализ деятельности организации?

3.В чем состоит теоретическое и практическое значение классификации объектов экономического анализа?

4.В чем состоит суть понятия «менеджмент»?

5.В чем заключается место анализа в менеджменте?

6.Поясните классификацию наук и место в ней экономического анализа?

7.В чем проявляется взаимосвязь экономического анализа и статистики?

8.Поясните взаимосвязь экономического анализа и бухгалтерского учета?

 

Разработка основных положений метода и методики экономи­ческого анализа, является очень важной теоретической пробле­мой. Этим занимались многие экономисты - Баканов М.И., Барнгольц С.Б., Дембицский С.Е., Савичев П.И., Рубинов M.З., Поклад И.И., Татур С.К., Шеремет А.Д. и др.

В трудах этих ученых содержатся различные определения ме­тода и методики экономического анализа, вместе с тем в их толковании много общего.

В любой науке различают метод и методику. Метод в широ­ком смысле слова – это подход к изучению реальной действи­тельности, к исследованию явлений природы и общества. Метод – это принципиальная теоретическая основа науки.

Методика – это совокупность специфических приемов и спосо­бов исследования, применяемых при разработке экономической информации в соответствии с поставленными задачами.

Несмотря на то, что экономический анализ как самостоятель­ная наука насчитывает порядка ста лет в своем развитии, до сих пор не затихает дискуссия о сути метода и методики эконо­мического анализа. Так, Долгополов В.А. в работе [1,с.26] утверждает о том, что каждая наука имеет свой метод – систе­му приемов и принципов исследования, определяющих его основы и способы. Метод тесным образом связан с природой предметов и явлений, с закономерностями их развития. Далее по тексту он ссылается на то, что «конкретизацией метода являются кон­кретные приемы и способы» [1, с.27]. «Методика является частью метода, конкретным применением системы принципов и приемов для исследования экономики, процессов и явлений, определения влияния факторов на показатели и выявление резер­вов». [1, с.46].

Данное утверждение вряд ли можно признать верным, т.к. совокупность конкретных приемов и способов обработки эконо­мической информации принято считать методикой науки. В дан­ном определении понятие метода не раскрыто.

Шеремет А.Д. полагает, что «метод – это общий подход к исследованию явлений, методика – это совокупность специальных приемов и методов, применяемых для обработки экономичес­кой информации». С данным определением вряд ли мож­но не согласиться.

Общепринятым считается, что методом финансово-управленческого анализа является метод диалектического и исторического материализма, который являет­ся системным комплексным изучением, измерением и обобщением влияния отдельных факторов на выполнение заданий и динамику показателей на основе использования специальных приемов об­работки нормативной плановой, учетной, отчетной и другой экономической информации.

Таким образом, диалектический материализм как теоретичес­кая основа научного мышления во всех областях науки является и методом экономического анализа хозяйственной деятельности. Материалистическая диалектика применяется к объективному познанию конкретных хозяйственных процессов и явлений в хозяйст­венной жизни экономических субъектов.

В качестве подтверждающих примеров использования законов материалистический диалектики в хозяйственных процессах мож­но привести следующие обстоятельства.

Во-первых, о наличии всеобщей связи и взаимодействии явле­ний в хозяйственной практике свидетельствует тот факт, что ре­зультаты деятельности цеха, участка, бригады, отдела зависят от условий функционирования предприятия в целом. В свою очередь, результаты работы завода в целом зависят от того, как в отчетном периоде «сработали» отдельные его подразделения. Например, условия работы цеха в Солнечном ГОКе и Хинганском ГОКе отличаются уже потому, что транспортные пути различны, различны природно-климатические условия, глубина залежей по­лезных ископаемых и сама их химическая природа различны.

Ины­ми словами, предприятие, объект – как система оказывает влия­ние на условия функционирования цехов-элементов, подсистем. О наличии обратного влияния, т.е. влияния результатов работы подсистем на результаты работы системы в целом вряд ли стоит долго распространяться. Если один цех не справился с заданием на изучаемый период, то добиться полного стопроцентного вы­полнения задания можно будет лишь путем значительных дополни­тельных усилий.

Во-вторых, для объективной оценки результатов работы объек­та необходимо его сравнить с какой-либо базой. Например, если известно, что предприятие получило за отчетный период за реа­лизованную им продукцию 200 тыс. руб., то только на основании этой цифры вряд ли можно сделать какой-то вывод. Если в прош­лом аналогичном периоде (квартал, полугодие, год) предприя­тие имело сумму меньшую, то данная величина позволяет дать положительную оценку работе объекта, а если большую, то вы­вод делаем об отрицательной работе.

Кроме того, о единстве и борьбе противоположностей свиде­тельствует тот факт, что при построении выводов об общей оценке полученных результатов можно быть объективным, ли учитывая влияние всех и положительно, и отрицательно влияю­щих факторов. А конкретные рекомендации для предприятия да­ются с учетом всех влияющих причин.

Закон перехода количественных изменений в качественные подтверждает свое использование в экономических, аналитичес­ких расчетах следующими обстоятельствами:

Любой аналитический алгоритм (формула) всегда строится так, что на первом месте должны быть количественные факторы. Если их в формуле расчета несколько, то располагать их не­обходимо по мере значимости. Например, чтобы найти среднее число дней работы в периоде одного рабочего, необходимо знать численность рабочих. Для расчета нужно общее число отрабо­танных всеми рабочими человеко-дней разделить на среднеспи­сочную численность рабочих. Поэтому в алгоритме расчета сна­чала необходимо поставить сомножитель «количество рабочих», затем менее значимый – «число дней работы в периоде».

Всегда завершает формулу расчета качественная характе­ристика, которая, как правило, относительна и определяется на основе сопоставления результата производства с затрата­ми или ресурсами. К конкретному перечню качественных показателей можно отнести: среднегодовую выработку одного ра­ботника, среднегодовую выработку одного рабочего, фондоотдачу, материалоемкость и т.д.

При использовании приемов элиминирования для расчета влияния фактора на изменения характеристики важно знать, где он стоит в исходной формуле. Если в исходной формуле фактор стоит до изучаемого, то при расчетах мы используем его в фак­тическом значении, а если после изучаемого, то используем ба­зисное значение.

Учебный курс традиционно строился так, что сначала изу­чались количественные характеристики результата производства – объем выпуска, объем реализации, ритмичности производства и реализации, структура и ассортимент продукции и лишь затем рассматривались качественные характеристики работы – показа­тели эффективности – рентабельность производства, производи­тельность труда и т.д.

И, наконец, аналитическое исследование всегда конкретно, т.е. учитывает реальные условия, в которых происходит хозяй­ственный процесс. Оценка результатов работы того или иного хозяйственного звена всегда сопровождается изучением конкрет­ных технико-экономических особенностей условий функционирова­ния последнего.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основными принципами экономического анализа на основе мате­риалистической диалектики является изучение хозяйственных процессов в единстве анализа и синтеза, во взаимосвязи и раз­витии, в выявлении противоречий хозяйственной жизни и выяв­лении путей их преодоления на анализируемом объекте.

До сих пор не затихает дискуссия о методике анализа хозяй­ственной деятельности. Не вдаваясь в существо споров, отме­тим лишь, что вряд ли целесообразно относить использование сис­темы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, к особенностям метода экономического анализа. Более обоснованным представляется включение последнего в число самостоятельных элементов методики анализа.

Методика анализа хозяйственной деятельности, как представ­ляется, есть совокупность приемов и способов исследования хозяйственных процессов. Правомерно выделение общей и част­ной методики анализа, то есть методики одинаково применимой для исследования процессов, происходящих на любом хозяйствен­ном участке, и методики, конкретизированной применительно к отдельному хозяйственному звену. Ранее названные приемы общей методики анализа применяются при изучении различных хозяйственных процессов на разных пред­приятиях в различных отраслях.

Частная методика анализа более конкретна. Она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых к конкрет­ным хозяйственным процессам. Например, частная методика ана­лиза, включает: какие конкретные экономические показатели характеризуют конкретный хозяйственный процесс, где можно получить необхо­димую информацию, каким образом она должна быть обработана, какие необходимо провести расчеты, какие могут быть сделаны выводы по результатам анализа.

Неправомерным, на наш взгляд, является и утверждение о том, что совокупность методов анализа состоит из традиционных и экономико-математических. Данная классификация приемов выте­кает из наличия двух видов зависимостей между факторами, вхо­дящими в алгоритм расчета. При детерминированной зависимости расчеты делают традиционными способами, а при вероятностной зависимости рассчитывают факторы с использованием экономико-математических методов.

Деление приемов анализа на основные, специальные и техни­ческие не имеет строгого классификационного признака.

На основании систематизации точек зрения различных авто­ров установлено, что в литературе выделяется, пять, девять, тринадцать и даже более элементов методики анализа. На наш взгляд, целесообразно выделение семи конкретных элементов общей методики анализа: наличие системы взаимосвязанных пока­зателей для измерения экономических явлений, сравнения, де­тализации, группировки, взаимосвязанное изучение хозяйствен­ных процессов, элиминирование и обобщение результатов анализа.

Некоторые элементы выделяют в качестве самостоятельных такие способы, как цепные подстановки, способ долевого учас­тия, выявление узких мест и ведущих звеньев, балансовый метод, графический метод, экономико-математические методы и другие.

Указанные приемы являются либо производными от основных приемов экономического анализа, либо заимствованы из других наук (статистика, математика).

Актуально стоит проблема установления различий в приме­няемой терминологии. Обзор литературы показал, что различные авторы под приемом детализации понимают расчленения, прием взаимосвязанного изучения хозяйственных процессов называют и измерением причинно-следственных связей и выявлением зави­симости и т.д.

В качестве самостоятельных элементов методики анализа не­которыми авторами предлагается считать элементы, заимствован­ные из других наук: использование относительных, средних ве­личин, индексов – из статистики; балансовый метод анализа из бухгалтерского учета и т.п. Думается, что здесь следует различать элементы общей методики анализа и совокупность при­емов анализа. Элементы общей методики определяют отличитель­ные особенности метода анализа хозяйственной деятельности от подходов к исследованию других экономических наук, хотя кро­ме элементов общей методики в анализе могут использоваться приемы и других наук, таких как статистика, бухгалтерский учет, математика. Например, при анализе используются следую­щие приемы статистики: построение индексов, исчисление средних, изображение результатов в виде графиков, выборочный ме­тод исследования.

В последние годы в экономическом анализе используются достижения прикладной математики. Это расширяет возможности определения связи между взаимодействующими факторами при кор­реляционной зависимости.

Основными экономико-математическими методами, используе­мыми в анализе, являются корреляционный, регрессионный ана­лиз, линейное программирование, сетевые графики, теория мас­сового обслуживания и т.д.

Все приемы анализа хозяйственной деятельности тесно связа­ны между собой и должны применяться в совокупности. Именно такой подход позволяет провести глубокий экономический анализ. В состав элементов общей методике анализа следует включать: сравнение, детализацию, группировки, элиминирование, систему аналитических показателей, взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов и обобщение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.