КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие метода и методики
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГОАНАЛИЗА ИХ СОСТАВ. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Вопросы для самопроверки к теме 2
1.В чем основная цель анализа? 2. На основе каких принципов проводится экономический анализ деятельности организации? 3.В чем состоит теоретическое и практическое значение классификации объектов экономического анализа? 4.В чем состоит суть понятия «менеджмент»? 5.В чем заключается место анализа в менеджменте? 6.Поясните классификацию наук и место в ней экономического анализа? 7.В чем проявляется взаимосвязь экономического анализа и статистики? 8.Поясните взаимосвязь экономического анализа и бухгалтерского учета?
Разработка основных положений метода и методики экономического анализа, является очень важной теоретической проблемой. Этим занимались многие экономисты - Баканов М.И., Барнгольц С.Б., Дембицский С.Е., Савичев П.И., Рубинов M.З., Поклад И.И., Татур С.К., Шеремет А.Д. и др. В трудах этих ученых содержатся различные определения метода и методики экономического анализа, вместе с тем в их толковании много общего. В любой науке различают метод и методику. Метод в широком смысле слова – это подход к изучению реальной действительности, к исследованию явлений природы и общества. Метод – это принципиальная теоретическая основа науки. Методика – это совокупность специфических приемов и способов исследования, применяемых при разработке экономической информации в соответствии с поставленными задачами. Несмотря на то, что экономический анализ как самостоятельная наука насчитывает порядка ста лет в своем развитии, до сих пор не затихает дискуссия о сути метода и методики экономического анализа. Так, Долгополов В.А. в работе [1,с.26] утверждает о том, что каждая наука имеет свой метод – систему приемов и принципов исследования, определяющих его основы и способы. Метод тесным образом связан с природой предметов и явлений, с закономерностями их развития. Далее по тексту он ссылается на то, что «конкретизацией метода являются конкретные приемы и способы» [1, с.27]. «Методика является частью метода, конкретным применением системы принципов и приемов для исследования экономики, процессов и явлений, определения влияния факторов на показатели и выявление резервов». [1, с.46]. Данное утверждение вряд ли можно признать верным, т.к. совокупность конкретных приемов и способов обработки экономической информации принято считать методикой науки. В данном определении понятие метода не раскрыто. Шеремет А.Д. полагает, что «метод – это общий подход к исследованию явлений, методика – это совокупность специальных приемов и методов, применяемых для обработки экономической информации». С данным определением вряд ли можно не согласиться. Общепринятым считается, что методом финансово-управленческого анализа является метод диалектического и исторического материализма, который является системным комплексным изучением, измерением и обобщением влияния отдельных факторов на выполнение заданий и динамику показателей на основе использования специальных приемов обработки нормативной плановой, учетной, отчетной и другой экономической информации. Таким образом, диалектический материализм как теоретическая основа научного мышления во всех областях науки является и методом экономического анализа хозяйственной деятельности. Материалистическая диалектика применяется к объективному познанию конкретных хозяйственных процессов и явлений в хозяйственной жизни экономических субъектов. В качестве подтверждающих примеров использования законов материалистический диалектики в хозяйственных процессах можно привести следующие обстоятельства. Во-первых, о наличии всеобщей связи и взаимодействии явлений в хозяйственной практике свидетельствует тот факт, что результаты деятельности цеха, участка, бригады, отдела зависят от условий функционирования предприятия в целом. В свою очередь, результаты работы завода в целом зависят от того, как в отчетном периоде «сработали» отдельные его подразделения. Например, условия работы цеха в Солнечном ГОКе и Хинганском ГОКе отличаются уже потому, что транспортные пути различны, различны природно-климатические условия, глубина залежей полезных ископаемых и сама их химическая природа различны. Иными словами, предприятие, объект – как система оказывает влияние на условия функционирования цехов-элементов, подсистем. О наличии обратного влияния, т.е. влияния результатов работы подсистем на результаты работы системы в целом вряд ли стоит долго распространяться. Если один цех не справился с заданием на изучаемый период, то добиться полного стопроцентного выполнения задания можно будет лишь путем значительных дополнительных усилий. Во-вторых, для объективной оценки результатов работы объекта необходимо его сравнить с какой-либо базой. Например, если известно, что предприятие получило за отчетный период за реализованную им продукцию 200 тыс. руб., то только на основании этой цифры вряд ли можно сделать какой-то вывод. Если в прошлом аналогичном периоде (квартал, полугодие, год) предприятие имело сумму меньшую, то данная величина позволяет дать положительную оценку работе объекта, а если большую, то вывод делаем об отрицательной работе. Кроме того, о единстве и борьбе противоположностей свидетельствует тот факт, что при построении выводов об общей оценке полученных результатов можно быть объективным, ли учитывая влияние всех и положительно, и отрицательно влияющих факторов. А конкретные рекомендации для предприятия даются с учетом всех влияющих причин. Закон перехода количественных изменений в качественные подтверждает свое использование в экономических, аналитических расчетах следующими обстоятельствами: Любой аналитический алгоритм (формула) всегда строится так, что на первом месте должны быть количественные факторы. Если их в формуле расчета несколько, то располагать их необходимо по мере значимости. Например, чтобы найти среднее число дней работы в периоде одного рабочего, необходимо знать численность рабочих. Для расчета нужно общее число отработанных всеми рабочими человеко-дней разделить на среднесписочную численность рабочих. Поэтому в алгоритме расчета сначала необходимо поставить сомножитель «количество рабочих», затем менее значимый – «число дней работы в периоде». Всегда завершает формулу расчета качественная характеристика, которая, как правило, относительна и определяется на основе сопоставления результата производства с затратами или ресурсами. К конкретному перечню качественных показателей можно отнести: среднегодовую выработку одного работника, среднегодовую выработку одного рабочего, фондоотдачу, материалоемкость и т.д. При использовании приемов элиминирования для расчета влияния фактора на изменения характеристики важно знать, где он стоит в исходной формуле. Если в исходной формуле фактор стоит до изучаемого, то при расчетах мы используем его в фактическом значении, а если после изучаемого, то используем базисное значение. Учебный курс традиционно строился так, что сначала изучались количественные характеристики результата производства – объем выпуска, объем реализации, ритмичности производства и реализации, структура и ассортимент продукции и лишь затем рассматривались качественные характеристики работы – показатели эффективности – рентабельность производства, производительность труда и т.д. И, наконец, аналитическое исследование всегда конкретно, т.е. учитывает реальные условия, в которых происходит хозяйственный процесс. Оценка результатов работы того или иного хозяйственного звена всегда сопровождается изучением конкретных технико-экономических особенностей условий функционирования последнего. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основными принципами экономического анализа на основе материалистической диалектики является изучение хозяйственных процессов в единстве анализа и синтеза, во взаимосвязи и развитии, в выявлении противоречий хозяйственной жизни и выявлении путей их преодоления на анализируемом объекте. До сих пор не затихает дискуссия о методике анализа хозяйственной деятельности. Не вдаваясь в существо споров, отметим лишь, что вряд ли целесообразно относить использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, к особенностям метода экономического анализа. Более обоснованным представляется включение последнего в число самостоятельных элементов методики анализа. Методика анализа хозяйственной деятельности, как представляется, есть совокупность приемов и способов исследования хозяйственных процессов. Правомерно выделение общей и частной методики анализа, то есть методики одинаково применимой для исследования процессов, происходящих на любом хозяйственном участке, и методики, конкретизированной применительно к отдельному хозяйственному звену. Ранее названные приемы общей методики анализа применяются при изучении различных хозяйственных процессов на разных предприятиях в различных отраслях. Частная методика анализа более конкретна. Она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых к конкретным хозяйственным процессам. Например, частная методика анализа, включает: какие конкретные экономические показатели характеризуют конкретный хозяйственный процесс, где можно получить необходимую информацию, каким образом она должна быть обработана, какие необходимо провести расчеты, какие могут быть сделаны выводы по результатам анализа. Неправомерным, на наш взгляд, является и утверждение о том, что совокупность методов анализа состоит из традиционных и экономико-математических. Данная классификация приемов вытекает из наличия двух видов зависимостей между факторами, входящими в алгоритм расчета. При детерминированной зависимости расчеты делают традиционными способами, а при вероятностной зависимости рассчитывают факторы с использованием экономико-математических методов. Деление приемов анализа на основные, специальные и технические не имеет строгого классификационного признака. На основании систематизации точек зрения различных авторов установлено, что в литературе выделяется, пять, девять, тринадцать и даже более элементов методики анализа. На наш взгляд, целесообразно выделение семи конкретных элементов общей методики анализа: наличие системы взаимосвязанных показателей для измерения экономических явлений, сравнения, детализации, группировки, взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов, элиминирование и обобщение результатов анализа. Некоторые элементы выделяют в качестве самостоятельных такие способы, как цепные подстановки, способ долевого участия, выявление узких мест и ведущих звеньев, балансовый метод, графический метод, экономико-математические методы и другие. Указанные приемы являются либо производными от основных приемов экономического анализа, либо заимствованы из других наук (статистика, математика). Актуально стоит проблема установления различий в применяемой терминологии. Обзор литературы показал, что различные авторы под приемом детализации понимают расчленения, прием взаимосвязанного изучения хозяйственных процессов называют и измерением причинно-следственных связей и выявлением зависимости и т.д. В качестве самостоятельных элементов методики анализа некоторыми авторами предлагается считать элементы, заимствованные из других наук: использование относительных, средних величин, индексов – из статистики; балансовый метод анализа из бухгалтерского учета и т.п. Думается, что здесь следует различать элементы общей методики анализа и совокупность приемов анализа. Элементы общей методики определяют отличительные особенности метода анализа хозяйственной деятельности от подходов к исследованию других экономических наук, хотя кроме элементов общей методики в анализе могут использоваться приемы и других наук, таких как статистика, бухгалтерский учет, математика. Например, при анализе используются следующие приемы статистики: построение индексов, исчисление средних, изображение результатов в виде графиков, выборочный метод исследования. В последние годы в экономическом анализе используются достижения прикладной математики. Это расширяет возможности определения связи между взаимодействующими факторами при корреляционной зависимости. Основными экономико-математическими методами, используемыми в анализе, являются корреляционный, регрессионный анализ, линейное программирование, сетевые графики, теория массового обслуживания и т.д. Все приемы анализа хозяйственной деятельности тесно связаны между собой и должны применяться в совокупности. Именно такой подход позволяет провести глубокий экономический анализ. В состав элементов общей методике анализа следует включать: сравнение, детализацию, группировки, элиминирование, систему аналитических показателей, взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов и обобщение.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |