Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 1. Введение в патологическую физиологию. Общая нозоология. 2 страница




Руководитель группы “Машина времени” А. Макаревич на вопрос “Каков ваш стиль управления коллективом” ответил: ”Это демократия с ограниченной диктатурой”. Действительно, многие наши люди еще не приучены жить в условиях настоящей и полной демократии и понимают ее как вседозволенность. Поэтому Украину пока считают страной, где с трудом приживаются законы. Так что будем считать, что нас уже разбудили, мы проснулись, собираемся с мыслями что делать дальше, но еще не встали с кровати, а тем более не зашагали твердо в нужном направлении.

Обычно умные люди, начиная делать что-то серьезное, стремятся осмыслить свой опыт и научиться на ошибках других, чтобы по несколько раз не наступать на одни и те же грабли и не набить новых шишек. В нашей ситуации рыночных преобразований, нам безусловно, нельзя долго оставаться “идущими по следу”, надо быстрее догонять, но по-умному, “срезая углы”, то есть максимально используя и адаптируя богатый зарубежный опыт.

Три четверти века мы говорили о капитализме, как о скопище пороков, умалчивая о его сильных сторонах. Раньше мы думали, что у нас многое будет не как у капиталистов, а оказалось – что у нас многое не как у нормальных людей, что и привело нас к обстановке чрезвычайного экономического положения. Значит крайне необходимо и полезно посмотреть нам на других цивилизованных людей, сделать анализ с определенным акцентом и не без морали. Ведь пока, как остроумно заметил один российский поэт:

 

“Есть рынок западный,

А есть российский рынок.

И отличаются они,

Как свадьба от поминок“.

 

Наша ситуация выглядит аналогично. В условиях перехода к крыночным отношениям нам необходимо, учитывая отечественный и зарубежный опыт, осуществить целевые программы кадрового обеспечения реформ. Ведь значительная часть отечественных хозяйственных руководителей не готовы к работе в условиях конкуренции, многообразия форм собственности и формирования новых хозяйственных отношений.

Термин “менеджмент” появился в США, но в настоящее время практически стал известен каждому образованному человеку во всем мире. И не следует жалеть ни времени, ни сил на постижение науки управления, в том числе науки и искусства управления людьми. Если мы хотим по человечески жить, надо по-человечески работать, чему, безусловно, будет способствовать и разумное использование эффективных рекомендаций современного менеджмента. Для тех, кто пока не верит в возможности менеджмента, напомним один случай из жизни знаменитого физика Нильса Бора. Н. Бор однажды повесил у себя над входной дверью подкову. Друзья с удивлением говорили ему: ”Неужели вы, такой ученый, верите в это?”. На что мудрый Н. Бор обычно отвечал: “А знаете, помогает даже тем, кто не верит в это”. Некоторые наши руководители, не изучавшие прилежно и не принявшие на вооружение основные положения классического и современного кадрового менеджмента, своими управленческими принципами напоминают “ковбойский менеджмент”. Ведь “менеджеры-ковбои” – это горячие головы, которые действуют интуитивно и без раздумий, стреляют прежде, чем видят цель, они закоренелые индивидуалисты, избегающие заявлений перед сотрудниками о миссии и целях своей организации, создающие и стимулирующие атмосферу авантюризма и бесшабашности. Нет необходимости доказывать, что “ковбойский менеджмент” находится в противоречии с основными принципами как классического, так и современного менеджмента.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы сформировать новый тип хозяйственного руководителя, обосновать его социальную роль, цели деятельности, стиль, методы общения с трудовым коллективом, структуру его функций и личных качеств с учетом современных требований и на перспективу

Новое время ставит перед нами новые задачи, которые и решать надо новыми методами. Как говорил умный В.С. Черномырдин: “Мы не можем идти вперед с головой повернутой назад”.

При анализе внутренних факторов производительности предприятия можно выделить две группы:

1. “Твердые” факторы – предприятие и оборудование, технология, материалы и энергия, изделие.

2. “Мягкие” факторы – люди, организация и системы, стили управления, методы работы.

Теперь многим уже ясно, что выход украинских фирм и отраслей промышленности на современный уровень конкурентоспособности возможен только в том случае, когда отечественные предприниматели и менеджеры вместе с инженерами, служащими и чиновниками всех рангов поймут, что в XXI веке конкурировать с передовыми зарубежными фирмами только за счет технических и технологических новинок будет невозможно, даже если уровень последних окажется потенциально высоким.

Подчеркнем, что при плохом управлении новая техника не только не повышает, а наоборот, еще больше снижает эффективность производства по сравнению с прежним уровнем. Именно менеджмент может как загубить любую компанию, так и спасти ее.

В США в 90-е годы был проведен опрос среди 200 высших управляющих крупных корпораций. Один из вопросов звучал так: “Если сравнить вашу работу с работой вашего предшественника, легче она стала или труднее и если труднее, то почему?”. 77% опрошенных не колеблясь сказали: “Стала труднее, напряженнее, более рискованной”. Среди причин затруднений были названы усложнившиеся проблемы руководства подчиненными, возросший уровень конкуренции и т.д.. Известный российский специалист в области управления Ю.А. Маленков, которому Американский биографический институт присвоил титул “Человек 2000 года”, утверждает: “По зарубежным оценкам, фактор некомпетентности директоров является главной причиной банкротства. Сегодня в мире около 70% вновь создаваемых предприятий разоряется по одной причине – неподготовленности руководителей в области менеджмента”.

Действительно, человековедческие технологии очень сложны, трудно алгоритмируемы и прогнозируемы, имеют невысокий коэффициент гарантированности достижения замысла в случаях формальной прививки новых управленческих методов к старым отжившим принципам управления. Нельзя быть в положении “чуть-чуть беременной”. Должно быть совершенно глубокое обновление принципов и методов управления, если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед.

В бизнесе любого масштаба первостепенную роль играет личность руководителя. Безусловно, менеджер XXI века – это лидер-новатор, лидер-преобразователь, стремящийся в первую очередь изучить и развивать таланты своих служащих, их работоспособность и конкурентоспособность, вселить в них дух оптимизма. Выступая в роли “солиста”, он должен уметь “петь в хоре”, находить общий язык с подчиненными.

Только у плохого руководителя коллектив подчиненных – как коробка конфет-ассорти: он никогда не знает, что у какой внутри.

Когда руководитель не выступает в роли признанного лидера, подчиненные реализуют не более 60-65% своих возможностей и выполняют свои обязанности лишь в той мере, которая позволяет продолжать работу в данной должности, не демонстрируя при этом особого энтузиазма и целеустремленности. Значит, можно утверждать, что люди в жизни действуют, как в танце: один тот, кто ведет, другой тот, которого ведут, но успех в танце зависит от обоих. Александр Лебедь в привычной для него, но несколько грубоватой форме сформулировал свой “закон управления”: “Если лев во главе львов – это победа, если лев во главе ослов – это 50 на 50, если осёл во главе львов – то шансов никаких”.

Ещё К. Маркс точно подметил: «Отдельный скрипач сам управляет собой, но оркестр нуждается в дирижере». Таким «дирижером» в фирме и является менеджер. Но наши руководители и менеджеры, никогда систематически не изучавшие основы современного менеджмента, социологию и психологию, скорее похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра. Беда многих руководителей в том, что они хотят управлять другими так и не научившись управлять собой, что иные руководители больше, пожалуй знают о загробной жизни, чем о менеджменте, но уверены, что жили они без этого и смогут жить и дальше. Конечно, такого «специалиста» можно с натяжкой назвать модным иностранным словом «менеджер», но ожидать от него и руководимого им коллектива успешной деятельности не следует ни сегодня, ни тем более завтра. Как утверждал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце»: «...Нет, это не удастся сделать людям, которые вообще до сих пор не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны».

Подчеркнём, что сегодня наша экономико-управленческая наука в большом долгу перед отечественными деловыми людьми. Так требует глубоких исследований и современного осмысления весь комплекс социальных, экономических и психологических проблем менеджмента фирм, разработки которого органично входят в понятие корпоративная управленческая культура фирмы и, безусловно, способствует мобилизации сотрудников на эффективное выполнение миссии, целей и задач фирмы. В этой связи ещё раз вернёмся к корпорации IBM. Так в деловом кодексе корпорации IBM, именуемом «Правила делового общения», мы находим прекрасные слова о целях фирмы и путях её достижения, ставшая основой внутрифирменного менеджмента: «IBM построена на основе таких простых идей и принципов, как вдумчивость в делах, обходительность с людьми, честность во всём.

Наша компания обладает завидной репутацией. Нас обычно считают компетентными, преуспевающими и воспитанными людьми. Три эти качества взаимосвязаны. Наша приверженность твёрдым моральным принципом внесла большой и самый непосредственный вклад как в профессиональный рост нашей компании, так и в её успех на рынке.

На протяжении многих лет мы неустанно обращали внимание на то, что каждый сотрудник должен действовать в соответствии с самыми высокими моральными принципами. Мы делаем это сегодня и будем делать это завтра».

Эту брошюру вручают каждому сотруднику IBM.

Напомним, что ещё в 1912г. российскими представителями был выработан «Кодекс предпринимателя России», включающий 7 принципов ведения дел в стране:

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всём должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка, в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, пробуждает в них стремление проявить себя во всём блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлённым. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Безусловно, по очень многим причинам нам сегодня трудно быть оптимистами. Отечественных деловых людей у нас катастрофически не хватает, они только рождаются или делают первые, не всегда уверенные шаги. Но отрадно, что времена меняются и мы по немногу меняемся вместе с ними. Хорошо, если при этом мы помним о вчера, думаем о завтра и делаем необходимое уже сегодня.

Данное учебное пособие может стать для вас, читатель, своеобразным путеводителем, когда вам понадобится:

освоить испытанные способы достижения достойных целей в любой сфере деятельности;

усовершенствовать себя и своих подчинённых, приобрести навыки лидера, обрести уверенность в себе, сформировать имидж современного делового человека;

узнать о людях, добившихся делового успеха и их пути к успеху;

помочь своим коллегам самореализоваться и добиться наилучших результатов;

превратить других людей в своих единомышленников;

оптимизировать социально-психологические факторы управления;

обеспечить благоприятный климат в трудовом коллективе, повысить мотивацию труда работников;

активно участвовать в формировании современной управленческой культуры фирмы и тем самым сделать её более конкурентоспособной.

Указанные выше задачи чрезвычайно важны для каждого думающего человека, ведь в конечном счёте, все мы – менеджеры, независимо от профессии, занимаемой должности и типа организации, в которой трудимся. Потому овладение менеджерской грамотностью является актуальной задачей для каждого современного делового человека, а значит, книги по менеджменту должны стать их настольными книгами.

Авторы не ставили перед собой задачу глубоко раскрыть итог столетнего развития менеджмента. Написание такой энциклопедии менеджмента – это, конечно, исключительно ответственная и важная задача на будущее для большого круга людей науки и управленческой практики. Мы лишь попытались собрать и связать ленточкой скромный букет из цветов – красивых, полезных и разных, что цветут на поле менеджмента. Нам хотелось заинтересовать и, по-возможности, даже влюбить любознательного молодого читателя в эту исключительно интересную и нужную всем науку, именуемую менеджментом, дать понять ему, что только овладев её премудростями он почувствует себя по настоящему человеком успеха. И данное учебное пособие можно считать приглашением на частые свидания с нею.

 

 


Литература

 

1. Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: “Дело” 1992.

3. Маккензи Р.А. Ловушка времени. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

4. Морита А. Сделано в Японии. Пер. с англ. – М.: «Универс», 1993.

5. 14 пунктов программы Деминга для менеджмента. Болезни и препятствия на пути преобразований: Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю.Т. Рубаника. – М.: МГИЭТ(ТУ), 1993.

6. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.

7. Дракер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: “Дело”, 1992.

8. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Новгород, “Ай-Кью”, 1992.

9. Кубр М. Управленческое консультирование, Т 1, М: Интерэксперт, 1992.

10. Белоусов А.В. и др. Кадровая политика предприятия: теория и практика. Ж. ”Менеджер. Вестник Донецкой государственной академии управления”, 2(4), 1999.

11. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (в 2-х томах). – М.: МЙИИНУ. Т 1, 1996.

12. Паккард Д. Завоевание пространства. Как это делается у нас в «Хьюлетт-Паккард» / Пер. с англ.- СПб.: Азбука-Терра, 1997.

13. Сори М. Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

Цель: Определение предмета и задач патофизиологии. Усвоение основных понятий общей нозоологиии.

План лекции:

1. Предмет и задачи пат. физиологии, связь с другими дисциплинами.

2. Методы исследования в патофизиологии.

3. Общее учение о болезни. Основные понятия болезненных явлений.

4. Формы, стадии и исходы развития болезни.

5. Терминальные состояния. Смерть.

Основные тезисы лекции

I. Патофизиология, как фундаментальная наука и учебная дисциплина

· определение, понятия патофизиологии

Пат. физиология (pathos – болезнь, страдание; logos – учение, наука, physis – природа, происхождение) наука о природе происхождения болезней; об общих закономерностях возникновения, развития и исхода заболеваний (механизмах заболевания и выздоровления); физиология больного организма.

· патофизиология как теоретическая основа клинической медицины

Задачи патофизиологии

· раскрытие научных основ диагноза, патогенеза и саногенеза – построение теории медицины

· разработка экспериментальных моделей патологических процесов

· экспериментальная разработка принципов лечения и профилактики болезней

Основные исторические этапы развития патофизиологии

· клинический (А. М. Филомафитский, М. Я. Мудров)

· морфологический (А. И. Полунин, Р. Вирхов)

· экспериментальный (В. В. Пашутин, К. Бернар, И. М. Сеченов, И. П. Павлов)

· клинико-экспериментальный (С. П. Боткин, И. П. Павлов, А. А. Богомолец)

II. Методы исследования в патофизиологии

· экспериментально-патофизиологические: электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммуннологические

· клинико-патофизиологические: лабораторные, метод функциональных проб

· статистические

III. Общее учение о болезни (общая нозоология). Основные понятия общей нозоологии

· патологическая реакция (греч. pathos – страдание, болезнь; re – против, actio – действие) – элементарная реакция организма на черезвычайный раздражитель, является в ряде случаев симптомом болезни;

· патологический процесс это совокупность патологических и защитно-приспособительных реакций, возникших в ответ на повреждающее действие патогенного фактора;

· патологическая функция (греч. pathos – страдание, болезнь; functio – деятельность) – это растройство функции клетки, ткани, органа, системы и жизнедеятельности организма;

· патологический рефлекс (греч. pathos – страдание, болезнь; reflexus – отраженный) – нарушение функциональной активности органа, тканей или систем, осуществляемое при участии ЦНС в ответ на болезнетворное раздражение рецепторов и проявляющееся патологическими реакциями организма;

· патологическое состояние (status pathologicus) – стойкое отклонение функций организма от нормы, вяло текущий патологический процесс или следствие ранее перенесенного патологического процесса.

· болезнь - сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов окружаю­щей среды; это качественно новый жизненный процесс, сопро­вождающийся структурно-функциональными изменениями разруши­тельного и приспособительного характера, приводящими к сни­жению приспособляемости организма к меняющимся условиям ок­ружающей среды.

IV. Основные периоды развития болезни

· латентный (инкубационный) период;

· продромальный период;

· период клинических проявлений (разгар болезни);

· исход болезни:

1. выздоровление: полное и неполное;

2. переход в хроническую форму;

3. рецидив;

4. осложнения;

5. летальный исход.

V. Патофизиология терминальных состояний

Терминальное состояние является одним из исходов болезни. Представляя собой стадийный процесс угасания жизненноважных функций организма, они характеризуются развитием типовых патологических процессов независимо от вызывающих причин. Главным инициирующим фактором в развитии терминальных состояний является гипоксия, которая приводит к растройствам функции жизненноважных органов, вызывает нарушение обмена веществ, развитие аутоинфекции и аутоинтоксикации.

Различают следующие стадии терминальных состояний:

· преагональная (гипотензия, терминальная пауза)

· агония

· клиническая смерть

Ключевые понятия в характеристике терминальных состояний

· терминальные состояния (лат. terminalis – конечный, пограничный) пограничное между жизнью и смертью состояние организма;

· апноэ (греч. apnoe) – отсутствие дыхания. В стадии клинической смерти апноэ вызывается нарушением функций дыхательных нейронов головного мозга в условиях развития резкой гипоксии и гиперкапнии;

· остановка сердцапрекращение нагнетальной функции сердца, которое приводит к расстройству кровообращения (терминальное состояние);

· асиситолия (лат. asystolia) – остановка сердца, характеризующаяся разрозненным, некоординируемым сокращением отдельных волокон миокарда желудочков;

· угасание жизни по мозговому типуумирание организма, в основе которого лежит первичное нарушение функций ЦНС;

· угасание жизни по соматическому типуумирание организма, в основе которого лежит первичное нарушение повреждений функции внутренних органов (сердце, легкие, печень и т.д.)

VI. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма в результате старения или когда повреждения организма превышают его адаптационные возможности

Литература:

Основная

1.Савойский А.Г.,. Патологическая физиология: Учебник для вузов Байматов В.Н. Савойский А.Г., М.: КолосС, 2009.- 540 с.

2.Лютинский С.И.,Патологическая физиология: Учебник для вузов Лютинский С.И., М.:Колос,2004.- 495 с.

 

Дополнительная

Воложин А.И., Патофизиология// Учебник Воложин А.И., Порядин Г.И., Войнов В.А. и др..- М.: Издательский центр Академия, 2007.-т.1-271с., т.2-255с., т.3- 301 с.

Иллюстративный материал по теме:

Табл. № 1. ПАТОГЕНЕЗ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.