Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В деятельности сотрудников органов внутренних дел




Тема 2. Изучение личности и использование знаний о личности

Задание 1. Опросник «Как я изучаю собеседника»

Инструкция: сопоставьте свой опыт изучения собеседника в общении с приведенными ниже характеристиками. Действуйте следующим образом:

• прочитайте первую характеристику (А. 1) в вертикальных графах 2 и 10;

• подумайте, как она соотносится с вашей деятельностью;

• сопоставьте данную характеристику с графами 3—9;

• выберите ту оценку из графы 3—9, которая относится к вам (обведите кружком соответствующую цифру);

• переходите к следующей строке (А. 2) и т.д., действуя согласно инструкции.

Постарайтесь быть искренним!

 

Обработка результатов: после заполнения опросника шкалу 3210123 преобразуйте в шкалу 7654321 и подсчитайте средние баллы по пунктам А, Б и В. Если ваш результат окажется в пределах 5-7 баллов, вы хороший психолог и внутренний мир любого собеседника доступен и понятен.

А. Сделайте вывод о вашем уровне (высокий, низкий, средний)______________________________________________________________

Б. Какие навыки, исходя из заполненной таблицы, Вам необходимо совершенствовать, чтобы Ваш уровень общительности оказывал влияние на эффективность профессиональной деятельности?____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


    Всегда так Как правило, так Чуть больше так И так и иначе Чуть больше так Как правило, так Всегда так    
                     
А. Оцените уровень своей подготовленности к должному изучению собеседника  
  Изучал основы психологии и применяю их при оценке собеседника               Не изучал психологию человека  
  Научился разбираться в психологии собеседника на основе жизненного опыта               Нуждаюсь в совершенствовании сво­ей подготовки  
  Знаком со способами предупреждения ошибок восприятия человека (проверка первого впечатления, недопущение предвзятости при оценке внешности, социальной и национальной принадлежности)               Нуждаюсь в подготовке по этому во­просу  
  Психологически наблюдателен (умею выявлять по малозаметным внешним признакам человека его психологию)               Психологически не наблюдателен    
  Владею приемами наблюдения, анализа, воздействия               Нуждаюсь в подготовке по данному вопросу  
  Могу мгновенно определить тип личности собеседника: рецидивист, ученый и пр. (владею профессиональной интуицией)               Не могу мгновенно «схватить» психологию человека  
  Способен сопереживать другим людям (чувствую чужую боль, радости как свои)               Не обладаю данным качеством  
  Не испытываю затруднений в установлении психологического контакта, легко знакомлюсь, могу разговорить собеседника               Не общителен, не контактен  
  Умею продуктивно слушать собеседника и «тонко» переводить разговор на значимую для решаемой оперативно-служебной задачи тему               Нуждаюсь в подготовке по этому во­просу  
  Выдержан, хладнокровен в экстремальных ситуациях общения               Не обладаю данным качеством  
  Способен анализировать поступки собеседника и видеть за ними мотивы, которые руководят им               Нуждаюсь в подготовке по этому вопросу  
Б. Какие приемы, правила изучения психологии собеседника вы используете в профессиональном общении?  
  Прием подготовки к изучению психологии собеседника  
1.1 До начала наблюдения стремлюсь получить наиболее полное представление о собеседнике               Не готовлюсь к изучению собеседника заранее  
1.2 Определяю цель, формулирую задачи наблюдения, составляю письменно или мысленно план или схему изучения               Не определяю цель и задачи наблюдения  
1.3 Разрабатываю письменно схему наблюдения               Не веду наблюдение по заранее разработанному плану, схеме  
  Прием эффективного слушания собеседника  
2.1 Показываю всем своим видом заинтересованность в собеседнике: поворачиваюсь лицом к говорящему, устанавливаю с ним зрительный контакт и пр.               Не демонстрирую внешним видом заинтересованность в собеседнике  
2.2 Выражаю эмоциональное состояние говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы несколько расстроены...»               Склонен разговаривать только по существу дела  
2.3 Использую ответы типа: «Представляю, что вы чувствовали», «Будь я на вашем месте, я бы не меньше был расстроен...», «Я так же, как и вы, не удивлен...»       и       Не использую данный прием при об­щении с собеседником  
2.4 Обращаюсь к собеседнику за уточнением: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста»               Не вижу в этом необходимости  
2.5 Формулирую основные мысли партнера своими словами: «Как я вас понял», «По вашему мнению...», «Можете поправить меня, если я вас неправильно понял...               Не пользуюсь данным приемом  
2.6 Подытоживаю (резюмирую) основные идеи и чувства собеседника: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Вашей основной мыслью является...»               Не пользуюсь данным приемом  
  Прием активного выявления диагностически значимых реакций собеседника  
3.1 Задаю собеседнику прямые вопросы, направленные на активизацию реакций, сопровождаю свои вопросы пристальным взглядом (глаза в глаза)               Не пользуюсь этим приемом  
3.2 Взгляд в упор сопровождаю выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника короткими, рублеными фразами               Не пользуюсь этим приемом  
3.3 Усиливаю освещение в помещении, сам располагаюсь в его наименее освещенной части               Не пользуюсь данным приемом воз­действия  
3.4 Использую вопросы-ярлыки («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающие критичность восприятия собственных слов               Не пользуюсь этим приемом  
3.5 Использую приемы «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью...?» и пр.               Не использую прием «выбор без вы­бора»  
  Прием саморегуляции наблюдения в процессе изучения собеседника
4.1 Отключаюсь от внешних неблагоприятных факторов при изучении собеседника (плохое настроение, перегруженность работой и пр.), стремлюсь к эмоциональной сдержанности               Восприимчив к ситуативным помехам, эмоционально не сдержан  
4.2 Сосредоточиваюсь не только на содержании беседы, но и наблюдаю за поведением собеседника               Сосредоточен преимущественно на содержании предмета общения  
4.3 Слежу за каждым признаком собеседника, стараюсь подметить их наибольшее число               Испытываю трудности в организации своего внимания  
4.4 Обращаю особое внимание на незаметные, маловыразительные проявления собеседника               Не сосредоточиваю внимание на мелочах  
4.5 Обращаю внимание не только на то, что предполагалось выявить в собеседнике, но и на обратное тому               Ищу в наблюдаемом только то, что предполагаю найти  
  Прием анализа данных психологического изучения собеседника  
5.1 Стремлюсь понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами               Не пользуюсь этим приемом  
5.2 Проигрываю (имитирую) некоторые компоненты поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица) для понимания его состояния               Не пользуюсь этим приемом  
5.3 Стараюсь обобщить отдельные впечатления и наблюдения в целостный образ (психологический портрет) собеседника               Не занимаюсь психологическим портретированием  
5.4 Использую различные типы, классификации, категории собеседников               Не типологизирую, не классифицирую собеседников  
  Прием контроля данных психологического изучения собеседника  
6.1 Не делаю выводов на основании одной детали, а оцениваю комплекс психологических признаков, мимики, жестов, интонации, темпа движений и др.               Делаю выводы о психологии собесед­ника на основании отдельных признаков  
6.2 Не доверяю однократному наблюдению, стараюсь изучить собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, меняю условия наблюдения               Ограничиваюсь однократным наблю­дением, считаю его наиболее верным  
6.3 Подвергаю сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть проявлением симуляции, маскировки               Не подвергаю сомнению наблюдаемые признаки  
6.4 Не путаю последствия физических недостатков с внешними проявлениями психологических состояний собеседника               Одно путаю с другим  
6.5 Сопоставляю результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, с данными науки и практики               Не придерживаюсь данного правила  
6.6 Учитываю не только врожденные различия, но и влияние национальных традиций, воспитания, среды и обшей жизненной ситуации, чтобы избежать ошибки в трактовании некоторых жестов или актов поведения собеседника               Не учитываю национальные различия, особенности воспитания и пр., наблюдая за поведением собеседника  
6.7 Ясно формулирую результаты наблюдения, фиксирую их, сопровождаю наблюдение систематическим ведением записей               Не регистрирую результаты наблюдения  
В. Оцените негативные факторы (условия), способные повлиять на точность изучения психологии собеседника  
  Испытываю дефицит времени, вызванный высоким ритмом и объемом служебной нагрузки               Не испытываю подобных трудностей  
  Подавляю в себе негативные чувства, влияющие на правильность оценки собеседника               Не подавляю в себе отрицательные чувства  
  Детально разъясняю значение круга вопросов, которые могут быть затронуты в ходе общения               Не придаю этому значения  
  Провожу наблюдение незаметно, учитываю вероятность самоконтроля собеседника за своим поведением               Не вижу в этом необходимости  
  Создаю благоприятные условия для наблюдения (место, освещение и др.)               Не вижу в этом необходимости  
  Учитываю строгость, неблагоустроенность служебного помещения, влияющие на состояние и поведение собеседника               Не обращаю на это внимания  
  Стараюсь предотвратить влияние помех (телефонные звонки, обращение коллег и пр.)               Не предотвращаю влияния ситуативных помех  
  Предпочитаю общаться с собеседником «с глазу на глаз»               Не создаю атмосферы конфиденциальности  
  Предпочитаю по возможности вести беседу в привычных для собеседника условиях (квартира, место работы)               Не считаю необходимым учитывать эти особенности  
  Учитываю влияние записывающих технических средств на состояние и поведение собеседника               Не учитываю влияния технических средств на поведение собеседника  
  ВСЕГО                  
                                                 

Задание 2. Проведите небольшое исследование. Для этого воспользуйтесь методом наблюдения за каким-либо явлением, личностью, группой лиц.

Ø Поставив перед собой определенную цель, например, наблюдать за: изменением ситуации, прогнозирование возможных отношений между кем-либо, отношением к чему-либо или кому-либо, поведением, речью, невербальными реакциями человека, взаимоотношениями между людьми и т.п.

Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Напишите краткий отчет о том, как Вам удалось достичь поставленную цель, оцените степень объективности такой информации, какой опыт Вы приобрели.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Можно ли использовать целенаправленное наблюдения для тренировки профессиональной наблюдательности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. «...Свернув в переулок, увидели двух мужчин: высокого в светлом плаще и ростом пониже в темной куртке. Высокий держал руки в карманах, часто оглядываясь по сторонам. Полицейским поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Во время проверки документов обнаружилось, что...».

 Выделите в данном отрывке признаки-сигналы поведения этих людей, настороживших сотрудников.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дайте психологическую интерпретацию поведения подозреваемых и попытайтесь продолжить предложение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Постарайтесь описать поведение человека, который:

а) имеет в кармане оружие (в частности, его возможную походку, поведение)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) имеет отношение к уголовному миру

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) неискренен в общении;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) враждебен по отношению к собеседнику

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание выполнил ______________________________________________________

Замечания преподавателя _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.