Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты административного процесса




С точки зрения общей теории права, субъектом права признается лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. В понятие правосубъектности включаются такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются как участниками материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений.

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде:

1. Индивидуальные субъекты:

– граждане Российской Федерации,

– иностранные граждане,

– лица без гражданства.

2. Коллективные субъекты:

– органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

– исполнительные органы местного самоуправления;

– предприятия и учреждения различных форм собственности;

– общественные объединения;

– государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

– предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица.

Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты), выступает в административном процесса в качестве:

- лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

- стороны административного спора;

- уполномоченного представителя;

- лица, привлекаемого к административной ответственности;

- потерпевшего;

- лица, защищающего права и интересы других участников процесса;

- свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Предприятия и учреждения различных форм собственности по тем же основаниям, что и органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Государственные и муниципальные служащие, как субъекты административного процесса, могут выступать в качестве: должностных лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; должностных лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица могут выступать в административном процессе в качестве: лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характерные свойства административного процесса как юридической категории.

2. На основе чего представители «юрисдикционной» концепции формировали свое представление об административном процессе?

3. Какие отношения представители «управленческой» концепции включают в административный процесс, помимо рассмотрения споров и применения принуждения?

4. Между какими категориями представители «юстиционной» концепции ставят знак равенства?

5. Каково соотношение понятий «процесс» и «производство»?

6. Назовите принципы административного процесса.

7. Перечислите виды субъектов административного процесса.

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

§ 1. Структура и содержание административно-управленческого процесса

 

Административно-управленческий процесс характеризуется административно-правотворческой и административно-правонаделительной деятельностью и объединяет следующие производства:

- по принятию нормативных актов государственного управления;

- по приватизации государственного и муниципального имущества;

- по применению мер поощрения;

- разрешительное (лицензирование, аттестация и аккредитация) производство;

- регистрационное производство;

- по распределению ресурсов и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.