КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедуры аттестации и аккредитации
В настоящее времязаконодательного понятия аттестации в настоящее время нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под аттестацией понимают определение деловой квалификации, уровня знаний. Существует аттестация арбитражных управляющих, бухгалтеров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих и т.д. Аттестация муниципального служащего – проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств, а также соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы1. Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых можно выделить государство в лице специально уполномоченных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отношении которых данная аттестация проводится. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством. Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.). Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями. В ряде случаев аккредитация возможна только на основании аттестации. Например, положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Процедуры аттестации и аккредитации обладают всеми признаками административных процедур. Все эти процедуры имеют стадии, в рамках которых осуществляется определенный порядок действий субъектов участвующих в данном процессе. Субъектами с одной стороны выступают заявитель, а с другой – администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровня. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления. Заявителем в данных процедурах может выступать: – физическое лицо; – юридическое лицо - любая организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и их объединения, в том числе общественные; – общественное объединение, не являющееся юридическим лицом. При этом заявителям предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей. В качестве администрации в данных процедурах может выступать: – федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган федерального уровня (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ); – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственной орган субъектного уровня; – исполнительный орган местного самоуправления; – иные публичные организации, которым в установленном законом порядке переданы властные полномочия в сфере управления, а также государственные служащие федеральной государственной службы, государственные служащие государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие. Различают следующие стадии административной процедуры: Первая стадия. Обращение в администрацию – подача заявления в орган, непосредственно выдающий такое разрешение. В заявлении должно быть указано требование о принятии решения по данному заявлению. Кроме того, заявитель должен предоставить определенный перечень документов, необходимых при рассмотрении и принятии предварительного решения по данному вопросу. Перечень документов для каждого вида рассматриваемых видов деятельности различен, но, как правило, на данной стадии необходимо предоставить: – копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; – копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя; – копию свидетельства о постановке соискателя на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); – документ, подтверждающий уплату финансового сбора за рассмотрение органом заявления о предоставлении разрешения; – сведения о квалификации работников соискателя разрешения. Например, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образовательного учреждения; д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации; е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3-х последних лет; ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения. Такое обращение предполагает существование у заявителя того или иного права либо свободы, для реализации которого недостаточно только воли заявителя, но обязательно также принятие (издание) административного акта. Основания приобретения такого права либо свободы могут быть различны: в силу закона или в силу договора. В связи с этим администрация на первой стадии рассмотрения обращения должна выявить соответствие заявленных требований таким юридическим основаниям, которые признали бы эти обращения допустимыми. Таким образом, первая стадия административной процедуры – обращение в администрацию – завершается принятием промежуточного решения о приемлемости обращения, с точки зрения его соответствия следующим условиям: а) обращение подано субъектом, обладающим административной процессуальной правосубъектностью; 6) обращение подано в надлежащей правовой форме, требования основаны на нормах закона; в) представлены доказательства фактических, обстоятельств административного дела (необходимые сведения или необходимые документы). В случае соблюдения этих условии первая стадия административной процедуры завершается принятием административного дела к рассмотрению. При их несоблюдении заявитель должен быть уведомлен о непринятии его заявления с указанием мотивов такого решения. Вторая стадия. Рассмотрение заявления в рамках административного дела и принятие административного решения. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. К этим мерам относятся: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, истребование необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. Итогом стадии является принятие административного акта или совершение требуемого действия. К числу наиболее общих вопросов, составляющих обязательную часть административной процедуры второй стадии, относятся: – права и обязанности заявителя и администрации; – ответственность заявителя и администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушение установленных сроков; – сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. Именно администрация определяет объем и характер необходимых дли исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимают полномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. На данном этапе может формироваться аттестационная или аккредитационная комиссии (коллегии), в состав которых входят представители заявителя и административного органа. Например, при аттестации образовательного учреждения в состав аттестационной комиссии включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобрнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств. При аккредитации образовательного учреждения в состав аккредитационной комиссии включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения. Имеется еще одна обязанность у администрации: информировать заявителя о порядке осуществления административной процедуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя, а также о способах и форме пересмотра решения по административному делу. Определяя правовой статус заявителя (представителя заявителя) в ходе осуществления административной процедуры, следует особо отметить его право быть выслушанным администрацией перед тем, как будет принят административный акт по вопросам, имеющим значение для разрешения дела. Заявитель также обладает правом ходатайствовать перед администрацией об истребовании дополнительных материалов, проведении тех или иных процедурных действий. Следует также сказать и об ответственности, которая может наступать на данной стадии. Ответственность наступает, если нарушены требования федерального закона, при этом необходимо учесть, что в отношении администрации могут быть применены как чисто дисциплинарные меры ответственности, так и материальные, а в исключительных случаях – уголовные. Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонарушения, то в отношении заявителя могут быть применены меры ответственности, предпочтительно материальные. Сроки рассмотрения административного дела могут быть общими и специальными. Общий срок осуществления рассматриваемой стадии (один месяц с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов), с одной стороны, должен предоставлять администрации реальную возможность исследовать материалы административного дела в полном объеме, а с другой – не должен создавать существенных препятствий правам заявителя. Специальный (сокращенный) срок рассмотрения обращений устанавливается в особых случаях, например, когда без немедленного прекращения или приостановления действий администрации жизни или имуществу заявителя может быть нанесен существенный ущерб. В этом случае решение принимаются немедленно. Итогом рассматриваемой стадии станет окончательное решение по административному делу – принятие административного акта или совершение требуемого действия. По характеру решения административный акт может быть как позитивным – удовлетворение заявленного требования, так и негативным – отказ в нем. Например, решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа. В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное - консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма. Уполномоченный орган имеет право приостановить действие или аннулировать свидетельство об аттестации или аккредитации. Третья стадия. Пересмотр административного решения (факультативная). На этой стадии лицо, не согласное с принятым решением об отказе на занятие определенным видом деятельности, имеет право обратиться в вышестоящую организацию, а также в органы судебной власти. Следовательно, данная стадия может наступить в случае отказа лицу разрешения со стороны государства, то есть в случае неудовлетворительного для него решения. Этой стадии присущи принципы законности, своевременности, объективности. Основными ее элементами являются: – права и обязанности заявителя, администрации и вышестоящей администрации; – ответственность вышестоящей администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение установленных сроков; – сроки осуществления процедуры. На сегодняшней день, в условиях формирования правового, демократического государства, реализация данной стадии имеет особо важное значение, так как направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализующих свое право на получение разрешении от государственных органов на занятие определенным видом деятельности.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |