КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическое введение. 1. Запишите выражение для силы Лоренца в векторной и скалярной форме
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИОННОГО ОПЫТА ЮНГА Л А Б О Р А Т О Р Н А Я Р А Б О Т А № 5 В КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Запишите выражение для силы Лоренца в векторной и скалярной форме. 2. Опишите поведение заряженной частицы в магнитном поле. 3. От чего зависит вид траектории протона, при движении в магнитном поле. 4. Выведите формулы для параметров траектории частицы. 5. Электрон движется в магнитном поле по окружности. Как зависит период вращения электрона от его скорости. 1. Изучить схему наблюдения интерференционных рефлексов с помощью опыта Юнга. 2. Рассчитать условия образования темных и светлых интерференционных полос в опыте Юнга. 3. Рассчитать расстояния между светлыми и темными интерференционными полосами в опыте Юнга. 4. Рассчитать угловое расстояние между светлыми (или темными) интерференционными полосами. 1. Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для вузов / Т.И. Трофимова. - 2. Савельев И.В. Курс общей физики: учеб. пособие для студентов втузов. В 3 т. Т.2: Электричество и магнетизм. Волны. Оптика / И.В. Савельев. - М.: Наука, 1989. – 480 с. 3. Детлаф А.А. Курс физики: учеб. пособие для втузов / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. - М.: Высш. шк., 1989. - 608 с. При изучении света ещё в 15 веке были установлены факты попадания света в область геометрической тени и появлении при наложении пучков света чередующихся светлых и темных полос. Результаты сложения световых пучков были впервые точно истолкованы на основе волновых представлений Юнгом. При дальнейшем изучении этого вопроса Юнг открыл принцип интерференции (сам термин был введён Юнгом в 1802 году). Схема опыта Юнга представлена на рисунке 1. Малое отверстие А в непрозрачном экране освещается интенсивным источником света. Согласно принципу Гюйгенса это отверстие является источником распространения элементарных полусферических волн. Эти волны падают на два малых отверстия В1 и В2, которые в свою очередь становятся источниками волн, накладывающихся друг на друга в области D. Так как колебания в отверстиях В1 и В2 вызываются одной и той же падающей на них волной, то их амплитуды и фазы одинаковы. Волны, исходящие из точек В1 и В2, сходятся в каждой точке области D с разностью хода, определяемой пройденными ими путями. В зависимости от этой разности хода они усиливают или ослабляют друг друга. Если в разности хода укладывается целое число длин волн (или четное число длин полуволн) то наблюдается интерференционный максимум (светлая полоса). Δ = ± kλ, (1) где k - целое число, порядок интерференционного максимума, k = 0,1,2,3…
Если в разности хода укладывается нечетное число длин полуволн, то наблюдается интерференционный минимум (темная полоса). . (2) Таким образом, на экране в области D наблюдается явление наложения двух волновых процессов, проявляющееся в образовании усиленных и ослабленных областей в виде чередующихся светлых и темных полос. Рассчитаем положение интерференционных рефлексов на экране Э (рисунок 2). Пусть точечные источники волн В1 и В2 расположены друг от друга на расстоянии d (рисунок 2). Будем считать, что колебания в точках В1 и В2 совершаются в одной фазе с одинаковыми амплитудами. Результат интерференции волн пусть наблюдается на экране Э, расположенном от точек В1 и В2 на расстоянии L, большим по сравнению с d. Определим разность хода Δ, с которой приходят волны в точку С экрана, отстоящую от его середины А на расстоянии l. Поскольку L >> d и L >> l, то треугольники В1 В2 N и АОС подобны. . Отсюда . (3) Если в разности хода укладывается целое число длин волн (условие 1), то в точке С на экране Э будет наблюдаться светлая полоса. . (4) Если в разности хода укладывается нечетное число длин полуволн (условие 2), то в точке С на экране Э будет наблюдаться темная полоса. . (5)
Видно, что светлые полосы располагаются на расстояниях от середины экрана т. А, равных , (6) где k = 0,1,2,3… Темные полосы расположены между светлыми. Расстояние между соседними светлыми полосами равно: . (7) Положение светлых полос можно определить также углом , т.е . (8) Угловое расстояние между соседними светлыми или темными полосами Δα равно: . (9) Из соотношения (9) видно, что угловое расстояние между полосами определяется отношением , т.е. отношением длины волны λ к расстоянию между источниками d. Это отношение не должно быть малым, так как в противном случае интерференционные полосы расположатся на слишком малых расстояниях друг от друга. При наблюдении интерференционной картины в красном свете интерференционные полосы располагаются на больших угловых расстояниях Δα друг от друга, а при наблюдении в синем свете – на меньших. Отсюда следует, что свет различного цвета отличается друг от друга длиной волны (таблица 1). Таблица 1
Лучи с длинами волн больше 0,76 мкм и меньше 0,40 мкм человеческий глаз не воспринимает. Первые из них называются инфракрасными, вторые – ультрафиолетовыми. Свет какой-либо одной определенной длины волны называется монохроматическим.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |