Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средневековья как синтез христианства и античной философии




ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Античная философия выросла на почве рабовладельческого общества и выступала основой его мировоззрения. Философия же средневековья принадлежит к эпохе феодализма (Y-XIY века). Но утверждение о границах существования философии средневековья не следует понимать буквально по двум причинам. Во-первых, философия средневековья возникает ещё в рамках античного общества, во-вторых, она сходит с исторической арены гораздо раньше феодализма как социально-экономического и политического строя общества.

 

По своему характеру философия средневековья является религиозной философией. Её религиозный характер проявляется, прежде всего, в том, что высшими истинами она считает истины священного учения, полностью признает христианское учение о едином личном Боге, идею творения мира из ничего и другие религиозные догматы. Все философские дискуссии ведутся вокруг религиозных проблем. И вообще средневековая философия не ставит перед собой задачу поиска истины; истина нам дана, она содержится в библии, учениях отцов церкви. Задача философии заключается в том, чтобы прояснить по возможности истины религии, привести разумные основания их обоснования. Этим объясняется особое место средневековой философии в духовной жизни общества. Если философия античности, оказывает огромное влияние на духовную жизнь общества, выступает основой мировоззрения этого общества, по крайней мере, просвещенной его части, его элиты, то в средние века эту функцию выполняет религия. Теология и философия были по существу единственными видами интеллектуальной деятельности; науки в собственном смысле слова там не существовало. Но философия играла лишь подчиненную роль, господствующее положение занимала религия. Это господство проявлялось не только в духовной жизни, но в социальной жизни вообще. Религия в лице церкви, монастырей выступала важным фактором экономической жизни. Церковь являлась активным участником политической жизни. По существу вся политическая жизнь средневековья была сведена в Европе к борьбе королевской власти с притязаниями Ватекана на политическое господство.

Но религия выступает лишь одним источником философии средневековья. Другим её источником является античная философия. Религия не может сама породить философию в силу различия их способов осмысления мира. Религия провозглашает свои истины, философия же пытается доказать свои положения, выстроить цепь рассуждений, доводов, обосновывающих их истинность, даже если эти положения взяты ею из религиозных источников. А для этого она должна располагать своим мыслительным материалом: понятиями, категориями, способами доказательства. Этот материал философии средневековья могли почерпнуть только в античной философии.

Христианство проникает в Римскую империю в I в. нашей эры и находит там благодатную почву своей демократичностью, наднациональностью, признанием равенства всех людей перед богом и преследовались римскими властями до IY нашей эры. Только в 313 г. император Константин санкционировал свободу христианского вероисповедования. В границах античного общества христианская философия проходит два периода своего формирования: период апологетики и период патристики.

Период апологетики, наиболее видными представителями, которого являются Климент Александрийский (Тит Флавий – ок 150-215гг), Ориген (185-254), Тертуллиан (160-220), называется так потому, что философы этого периода свою главную задачу видели в защите христианства перед лицом римской власти и античной философии, доказательстве превосходства христианского вероучения перед язычеством и античной философией. Но при этом свою задачу они видели по разному. Климент Александрийский, который был главой христианской школы в Александрии и Ориген, который после Климента возглавил Александрийскую школу, считали, что теология и философия не противоречат друг другу, нет знания без веры и веры без знания. Античную философию они рассматривали как предшественницу христианства и использовали её для обоснования христианских догматов. Через них античная философия влилась широко в христианскую теологию. С помощью античной философии они пытались раскрыть сакральный смысл библейских сюжетов и в этом видели одну из важнейших задач философии.

По иному к этой проблеме подходил Тертуллиан. Он полагал, что Библия содержит абсолютную истину в готовом виде и не нуждается ни в доказательстве, ни в истолковании. Её положения следует принимать буквально «Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно; сын божий умер – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно», писал он. [4, с.388]. Ему приписывают принцип отношения к религиозным догматам: «Credo, quia absurdum» (Верую, ибо абсурдно). Поэтому Тертуллиан резко выступал против античной философии, считал, что христианству нечего взять у неё, «Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после евангелия не нужно никакого исследования». «Философы – патриархи еретиков» - провозглашает он. (Там же).

Виднейшим представителем периода патристики (отцов церкви, заложивших основы христианского мировоззрения) на западе был Аврелий Августин (354-430), авторитет которого в христианском мире до сих пор остается высоким). Августин родился в г.Тагасте, в африканской провинции Нумидин, в семье обедневшего римского патриция и христианки. Получил хорошее образование и уже во время обучения проявил интерес к философии. Он прошел сложную эволюцию в своих взглядах, являющуюся своеобразным отражением идейной борьбы своего времени и нравственных поисков. Он примыкал к манихейству – одному из популярных религиозных течений своего времени, увлекался скептицизмом, находился под сильным влиянием Платона и одного из виднейших его последователей Платина. В 387 г. он принимает христианство и становится ревностным его защитником и идеологом. Главными его произведениями являются: «Против академиков», «О свободной воле», «Исповедь», «О граде божьем».

Августину было чуждо тертулианское отношение к разуму, хотя он и считал античную философию, с историей которой был хорошо знаком, несовершенным путем к истине, пестрым скоплением противоречивых мнений. Подлинным путем достижения истины является путь христианской веры. «Верую, чтобы понимать» - таков основной тезис Августина. У Августина мы уже находим основные новые по сравнению с античностью положения христианской философии, которые выступают основой средневекового мировоззрения. Такими положениями являются представление о едином Боге как Личности и Творце; идея креационизма – сотворении мира Богом из ничего; идея человека как центра вселенной, созданного по образу и подобию Бога; идея линейности истории, идея откровения как возможности приобщения к высшей истине, какой является Бог.

Средневековую философию называют схоластикой (от греческого schole). В первоначальном своем значении схоластика означает школьную ученость, философию, которая изучается в школе. Позже слово схоластика приобрело уничижительный оттенок как пустой учености, не имеющей никакого отношения к действительности. В самой схоластике выделяют три периода: раннюю схоластику (от Y в до XIIIв), развивающуюся под воздействием идей Августина и неоплатонизма, выдающимися представителями которой являлись Боэций (480-524), Иоанн Скот Эриугена (810-877), Ансельи Кентерберийский (1033-1109); зрелую схоластику, связанную прежде всего с именем Фомы Аквинского (1225-1274) и влиянием Аристотеля; позднюю схоластику (начало XIY в – до расцвета Возрождения), где широкую популярность приобретает идеи англичанина Уильяма Оккама. Но, несмотря на определенную специфику этапов средневековой философии, её подход к основным философским проблемам с некоторыми нюансами остается единым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.