Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистический характер философии Возрождения




Важное место в истории философии занимает философия Возрождения. Там были намечены новые мировоззренческие и методологические установки, изменившие представления о человеке, его месте в мире и давшие начало развитию новой науки, положившей начало секуляризации общественной жизни.

Зарождение эпохи Ренессанса или Возрождения связано со многими факторами. Прежде всего это вызвано социально-экономическими преобразованиями, зарождением буржуазных экономических отношений. Но важно не только это. Изобретение пороха, великие географические открытия пробудили интерес к науке как важнейшему средству человеческой деятельности, способствующей успешному решению практических задач. Кроме того, к XY веку в Европе открылись многие подлинники античной философии и античной культуры вообще. Уже деятелям итальянского Возрождения был известен в подлинниках не только Аристотель, который отождествлялся со схоластикой, но и Платон, и Демокрит, и другие авторитеты греческой философии. Совокупность всех этих факторов способствовала тому глубокому изменению в миропонимании, которое мы связываем с эпохой Ренессанса.

В философии Возрождения выделяются два этапа: ранний этап, который связывается с именами деятелей итальянской культуры XIY-XY вв., с чьей деятельностью и связывают зарождение Ренессанса, имевший ярко выраженный гуманитарный уклон, гуманистическую направленность; поздний этап, который охватывает XYI и начало XYII века, когда новое мировоззрение выходит за рамки Италии, распространяется на другие страны Европы, характеризуется, преобладанием естественнонаучных интересов. Конечно это деление относительно, гуманистическая и естественнонаучная линии довольно часто пересекаются и взаимодополняют друг друга.

Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккачио (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457), Пико делла Мирандолла (1463-1494), Петр Памионацци (1462-1524) – это далеко неполный перечень выдающихся итальянских мыслителей-гуманистов. В своих произведениях они порвали с абстрактной схоластической ученостью, с пониманием человека, как аскета, устремившего все свои помыслы к жизни в потустороннем мире. В них прославляется земная жизнь, земная любовь, деятельность в этом мире, любовь к природе, родине, высмеивается развратное и лживое духовенство. Их идеал человека – всесторонне развитый человек. Пожалуй, наиболее емко это выразил Пико делла Мирандолла в своей «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека, по словам Пико, Бог обратился к нему со словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». (с.507). Это уже новый гимн человеку, слова которого отличаются и от средневекового представления о нем, и от античного представления, хотя эпоха Возрождения и называется так потому, что в ней происходит возрождение античности. В античности человек – природное существо, частица Космоса и счастье его связано с познанием именно этой своей природной сущности. Средневековая философия, хотя и наделяет человека свободой воли, но главным в его деятельности видит молитву, религиозный ритуал, постижение священных книг. Здесь же воспевается человек – деятель, человек-творец, творец этого мира, своей деятельностью уподобляющийся Богу. Он не просто стремится подражать образцам Бога, он как и Бог творит мир по своим образцам.

Этот новый взгляд на человека формирует и новое представление о науке. Здесь преодолевается представление о науке, как абстрактной учености, созерцании и начинает размываться грань между наукой и практической деятельностью, здесь зарождается экспериментальное естествознание.

Леонардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642), Иоганн Кеплер (1571-1630) заложили основы экспериментального математического естествознания. Объектом науки объявляется природа и человек, как её часть, религия не должна вмешиваться в дела науки. Конечно, на становление новой науки оказали огромное влияние древнегреческие теории, в частности, атомистическое учение Демокрита и философия математики Пифагора и Платона. Но новое естествознание порывает с античной созерцательностью, нацелено на опыт, эксперимент, на изучение конкретных природных явлений. Галлилей не удовлетворяется аристотелевым объяснением падения тел, как их стремлением занять своё естественное место, а опытным путем доказывает, что в безвоздушном пространстве все тела падают с одинаковой скоростью.

Огромное мировоззренческое значение имело учение Коперника. Переход от геоцентрической системы к гелиоцентрической поставил человека в новое положение. Земля и человек были свергнуты с пьедестала центра Вселенной, а превратились в одну из её частиц, границы Вселенной расширились до бесконечности. Но новая картина мира не только свергла человека с пьедестала исключительного творенья Бога и тем самым как бы понизила его статус, но и уравняла Землю с небесными сферами, тем самым, открывая новые возможности для деятельности человека.

Эпоха Возрождения наметила и новое понимание общественной жизни. Это новое понимание связано с научной деятельностью итальянского мыслителя Николо Макиавелли (1469-1527). В своих работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли излагает новый взгляд на политику и власть. Он разрывает идущую еще с античности традицию связывать политику с моралью, считает главной задачей политики удержание власти. Цель политики – приход к власти и её удержание. Всё остальное, в том числе мораль и религия, являются лишь средствами. Тем самым он открывает дорогу для реально-практического понимания политики, её роли и значения в жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.