Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические вопросы. 1. Какое философское направление отрицает познавательную ценность философии, считая ее «наукой интересной




Тестовое задание

ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

1. Какое философское направление отрицает познавательную ценность философии, считая ее «наукой интересной, но бесполезной»?

2. Как называется раздел философии, изучающий бытие, его формы, сущность мира, его первооснову?

3. Как называется раздел философии, изучающий сущность и природу человека, специфику его бытия?

4. Как называется раздел философии, изучающий познание, его источники и границы?

5. Как называется раздел философии, изучающий сущность и первооснову, специфику бытия природы?

6. Кто определяет философию как «познание сущего», «исследование о причинах и принципах вещей»?

7. Кто определяет роль философии как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»?

8. Как называется мировоззрение, отображающее мир в форме рационального знания?

9. Какая функция философии проявляется в разработке принципов и методов познания?

10. Какая функция философии проявляется в выработке знаний о мире?

11. Какая функция философии проявляется в изучении и обосновании ценностей?

12. Какая функция философии проявляется в систематизации и обосновании воззрений человека на мир?

13. Какая функция философии проявляется в осмыслении индивидуального бытия человека, смысла его жизни?

14. В чем состоит сущность философского мировоззрения?

15. В чем состоит сущность религиозного мировоззрения?

16. В чем состоит сущность мифологического мировоззрения?

17. Что изучает онтология?

18. Что изучает гносеология?

19. Что является предметом философии?

20. Чем отличается философия от науки?

21. Кто сформулировал «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию?

22. Как называется направление в философии считающее первоосновой мира сознание?

23. Какое направление в философии утверждает независимое существование друг от друга материи и духа?

24. Какое направление в философии рассматривает сознание как атрибут материи?

25. Какое направление в философии считает, что идея существует вне сознания человека?

26. Что такое диалектика как философский метод?

27. Что такое метафизика как философский метод?

28. Кто в древнегреческой философии положил начало диалектики как учения о развитии природы?

29. В каком понятии Парменид отобразил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом?

30. Каким понятием Платон обозначил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом?

31. Кто считал, что первоначало мира составляет вечно живой и подвижный огонь?

32. Кто считал, что первоначало мира составляет атом?

 

Вопросы  
  Против какого учения направлены апории Зенона?  
  Сущность учения каких философов выражает высказывание: «человек- мера всех вещей»?  
  Кто в древнегреческой философии считал первопричиной вещей идеи?  
  Кто в древнегреческой философии рассматривал форму как первопричину бытия вещей?  
  Кто в древнегреческой философии начал изучать человека, исходя из идеи: «познай самого себя»?  
  Кто в древнегреческой философии считал, что знание есть добродетель и причиной зла является незнание добра?  
  Кто в древнегреческой философии утверждал относительность добра и зла?  
  В чем Демокрит усматривает первооснову природы?  
  В чем Гераклит усматривает первооснову природы?  
  В чем Платон видел первопричину и сущность вещей?  
  В чем софисты усматривают первооснову вещей?  
  За что Аристотель критикует теорию идей Платона?  
  В чем состоит новизна философии Платона?  
  В чем состоит материализм Демокрита?    
  В чем состоит материализм философских учений ионийцев?  
  В чем Сократ видит сущность человека?  
  В какой работе Августин Блаженный анализирует свой внутренний мир и является примером самопознания?  
  Кто является автором работ «Суммы теологии», «Суммы философии»?  
  Какая проблема стала предметом спора между реалистами и номиналистами?  
  Какая идея стала основой средневековой онтологии?  
  Как называется учение «отцов церкви» 2-6 в.в., согласные со Священным Писанием и признанные церковью?  
  Как называется направление в схоластике, считающее, что подлинной реальностью обладают только общие понятия?  
  Как называется направление в схоластике, утверждающее, что универсалии не существуют самостоятельно?  
  Как называется философия, защищавшая христианство от критики античных мыслителей?  
  Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме?  
  Кто из схоластов являлся реалистом?  
  Какая черта была характерна средневековой философии?  
  В чем состоит сущность теоцентризма?  
  Что такое экзегетика?  
  Что такое апологетика?  
  Как Фома Аквинский решал вопрос о соотношении теологии и философии?  
  Какую роль теологи отводили философии?  
  В чем состоит схоластический характер средневековой философии?  
  Какую черту античной культуры возрождала философия 15-16 в.в.?  
  Как называется учение, считающее, что Бог сливается с природой, что природа есть Бог в вещах?  
  Как называется подход, в центре внимания которого находится человек?  
  Как называется подход, провозглашающий человека, его свободу и достоинство как высшую ценность?  
  Какая форма культуры оказала решающее влияние на антропоцентризм философии Возрождения?  
  Какое открытие Н.Коперника стало основой пантеизма?  
  Кто первым в эпоху Возрождения выдвинул идею о бесконечности?  
  В какой работе Ф.Бэкон излагает учение о методе?  
  Кому принадлежит высказывание «Я мыслю, следовательно, существую»?  
  Как называется учение, считающее источником и критерием знания разум?  
  Как называется учение, считающее источником и критерием знания опыт?  
  Как называется учение, считающее источником знания чувства?  
  Каким атрибутом Спиноза наделяет материальную субстанцию?  
  В чем Ф.Бэкон видит значение науки?  
  В чем Ф.Бэкон видит источник заблуждений?  
  В чем Р.Декарт видит критерий истины?  
  Какое понятие субстанции дает Б.Спиноза?  
  Какое понятие субстанции дает Г.Лейбниц?  
  Что составляет по Г.Лейбницу сущность монад?  
  В какой работе И.Кант излагает свою теорию познания?  
  Кто является автором работы «Сущность христианства»?  
  К какому направлению относится философия Г.В.Ф.Гегеля?  
  Как называется философия Л.Фейербаха?  
  Что Г.В.Ф.Гегель считал источником развития?  
  Как И.Кант называет свою философию?  
  В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил механизм развития?  
  В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил направленность развития?  
  Что И.Кант относит к априорным формам чувственности?  
  В чем Л.Фейербах видит сущность человека?  
  В чем Г.В.Ф.Гегель видит роль диалектики?  
  Какое понятие является исходной в системе Г.Гегеля?  
  Какое принцип является исходным в системе Г.Гегеля?  
  В чем состоит сущность категорического императива?  
  В чем состоит сущность коперниканского переворота, совершенный И.Кантом в философии?  
  В чем состоит сущность идеализма Г.В.Ф.Гегеля?  
  В чем Л.Фейербах видит отчужденный характер религии?  
  В чем состоит сущность антропологического материализма Л.Фейербаха?  
  Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания?  
  В чем состоит сущность иррационализма?  
  Какое понимание «жизни» дает иррационализм?  
  В чем состоит сущность позитивизма?  
  Какое знание позитивизм считает положительным?  
  Что означает в позитивизме принцип верификации?  
  Кто разработал учение о «сверхчеловеке»?  
  К какому направлению в философии относится учение Ф.Ницше?  
  Какое направление отрицает необходимость и познавательную ценность философии?  
  Кто разработал теорию отчужденного труда?  
  Кто в европейской философии разработал материалистическую концепцию истории?  
  Какое направление в европейской философии ввело принцип верификации?  
  В какой работе К.Маркс теорию отчужденного труда?  
  Кто в европейской философии рассматривал человека как совокупность общественных отношений?  
  Какой метод использовал К.Маркс в разработке материалистической концепции истории?  
  Какой принцип является основополагающим в философии В.Соловьева?  
  Какой характер носила русская философия 19 в.?  
  В каком понятии В.Соловьев выразил слияние всех народов с богом, достижение высшего нравственного духа, всеобщей любви?  
  В каком понятии В.Соловьев выразил синтез науки, философии, религии?  
  Какой смысл вносит В.Соловьев в понятие «теософия»?  
  Какое понятие истины дает прагматизм?  
  Как Ж.П.Сартр определяет свободу?  
  Какие чувства, переживания вызывает у человека его бытие в мире вещей, согласно М.Хайдеггера?  
  Как М.Хайдеггер рассматривает бытие человека?  
  В чем М.Хайдеггер видит особенность бытия человека в мире вещей?  
  Когда проявляется сущность человека согласно К.Ясперсу?  
  Какие части в структуре личности выделил З.Фрейд?  
  Что такое сублимация?  
  Что такое либидо?  
  В чем герменевтика видит основную задачу философии?  
  В чем состоит сущность принципа фальсификации в неопозитивизме?  
  В чем состоит сущность закона отрицания отрицания?  
  В чем состоит сущность закона перехода количественных изменений в качественные?  
  В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоречий?  
  Что марксистская философия считает критерием истины?  
  Как объясняет общество марксистская философия?  
  Что такое общественно- экономическая формация?  
  В каком направлении в структуре личности выделяются: «Оно», «Я», «Сверх Я»?  
  Как называется подход, который считает, что сущность человека определяется самим человеком?  
  Кто впервые обосновал идею о решающей роли бессознательного?  
  Какое направление считает, бытие человека есть «бытие к смерти»?  
  Что такое культура?  
  Кто обосновал необходимость переоценки ценностей в европейской культуре?  
  Кто считается основоположником феноменологии?  
  Кто считается автором «Трактата о душе», выделившим три «уровня» души – растительный, животный и разумный?  
  Как звучит философский тезис, рожденный в эпоху Нового времени?  
  Кто из философов представил духовный мир как «субъективный», «объективный» и «абсолютный»?  
  В чем проявляется агностицизм И.Канта?  
  Априорные формы чувственности – это:  
  Кто из философов впервые выдвинул доктрину «естественной философии», основанную на опытном знании?:  

 

 

Примечание: каждый вопрос теста предполагает пять вариантов ответа, которые перечисляются в экзаменационном билете.

Вместе с тем следует помнить, что только один из них является правильным. Студент должен в экзаменационной работе полностью

переписать вопрос теста и в качестве ответа на него указать букву – А), В), С), Д), Е) – т.е. обозначение того ответа, который,

по мнению студента, является наиболее полным и правильным. Если в качестве ответа на тестовый вопрос студент представил

несколько вариантов из перечисленных, то независимо от того, есть ли среди них правильный, за вопрос начисляется 0 баллов.

В каждый экзаменационный билет включается пять тестовых вопросов из вышеперечисленных с вариантами ответов.

 

 

 

  1. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения.
  2. Философия как тип мировоззрения. Круг философских проблем.
  3. Философия в системе наук. Методологическая функция философии.
  4. Философия и культура.
  5. Исторические предпосылки и источники античной философии.
  6. Проблема бытия в древнегреческой философии.
  7. Диалектика и метафизика в эпоху античности.
  8. Объективная диалектика Гераклита и диалектика как искусство спора Сократа.
  9. Теоретико-познавательные проблемы в философии античности.
  10. Проблема человека и общества в античной философии.
  11. Синтез христианства и античной философии в Средневековой философии..
  12. Учение о бытии в философии Средневековья. Креационизм.
  13. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии в Средневековой философии..
  14. Гносеологические проблемы в философии средневековья.
  15. Учение о человеке в философии Средневековья. Проблема свободы воли.
  16. Гуманистические и пантеистические идеи в философии Возрождения.
  17. Научная революция ХVII века и ее отражение в философии Нового времени.
  18. Проблема метода познания. Индуктивный метод Ф.Бэкона и метод рационалистической дедукции

Р.Декарта.

19. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

20. Учение о человеке и обществе в философии Нового времени.

21. «Коперниканский переворот» И.Канта в философии. Познание как деятельность.

22. Этика И. Канта. Категорический императив.

23. Абсолютного идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Идея тождества бытия и сознания

24. Концепция диалектики Г.В.Ф. Гегеля. Законы диалектики.

25. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика христианства и «строительство» новой религии.

26. Истоки и наиболее характерные черты древнерусской философии. Ее практически-нравственная ориентация.

27. Философия Г.Сковороды. Понимание им природы и общества.

28. Социально-политические идеи деятелей Кирилло-Мефодиевского общества.

29. Кардиоцентризм и экзистенциальность украинской философской мысли.

30. Классическая и неклассическая философия: общность и различие.

31. Социально-исторические, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

32. Концепция материалистической диалектики К.Маркса.

33. Представления о направленности исторического процесса. Общественно-экономические формации.

34. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

35. Теория классов и классовой борьбы в философии К. Маркса.

36. Проблема отчуждения человека в философии К. Маркса.

37. Иррационализм философии жизни.

38. Ницшеановский волюнтаризм. «Воля к власти».

39. Критика христианской морали Ф.Ницше.

40. «Сверхчеловек» - носитель новых ценностей и новой морали, философский идеал Ницше.

41. Психоанализ. Учение З.Фрейда о бессознательном. Структура психики, смысл и происхождение неврозов.

42. Психоаналитическая концепция личности. Концепция культуры и общества в психоанализе.

43. Неофрейдизм. Концепция любви Э.Фромма.

44. Истоки экзистенциализма. Социально-исторические и культурные предпосылки.

45. Категория Бытия в экзистенциализме. Бытие мира и бытие человека.

46. Человеческое существование и свобода в философии экзистенциализма.

47. Философия позитивизма. Основные этапы эволюции.

48. Понимание предмета философии в неопозитивизме.

49. Принципы неопозитивизма: верификации, фальсификации, конвенционализма.

50. Концепция научных революций Т. Куна.

51. Прагматизм. Критика традиционного понятия истины в прагматических философских концепциях.

52. Философская герменевтика. Эволюция от античности до современности.

53. Герменевтика и «науки о духе». Герменевтический круг.

54. Герменевтика Гадамера.

55. Феноменология как новый подход к пониманию сознания.

56. Феноменология. Понятие истины и задачи философии в феноменологической теории.

57. Постмодерн как тип культуры и способ философствования.

58. Русская религиозная философия второй половины ХIХ – первой половины ХХ в.в. (В.Соловьев, Н.Бердяев).

59. Неотомизм – официальная философия католицизма. Основные идеи.

60. Эволюционизм Тейяра де Шардена. Учение о человеке и месте человечества в эволюции ткани Универсума.


[1] Деление на творчество «молодого» и «зрелого» Маркса происходит после того, как были обнаружены и опубликованы (в 1931 году по-немецки и в 1956 году по-русски) «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». Развернулась бурная и длительная дискуссия о различии подхода Маркса к пониманию человека и общества в рукописях и более поздних работах Маркса, где он руководствуется историко-материалистическим принципом..

[2] Исторический материализм – материалистическая концепция исторического процесса является составной частью диалектического материализма.

[3] Понятие «метафизический» употребляется здесь в том смысле, в каком оно употреблялось в марксистской философии,- антидиалектический, хотя оно имеет и другой смысл – так с легкой руки Андроника Родосского называют всю классическую философию.

[4] Термин «метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родаский (І в.до н.э.), объединивших под этим названием произведения Аристотеля «о бытии самом по себе». В философии Нового времени и философии ХХ века, в экзистенциализме, в особенности, термин применяется для обозначения всей классической философии. У Гегеля и Маркса есть и другая трактовка термина как противоположность диалектике..

[5] Здесь следует сделать одно замечание. Понимание существа человека, даваемого экзистенциальной философией не есть знание в обычном смысле слова. Человеческое бытие не определимо в понятии, иначе экзистенциализм был бы лишь разновидностью метафизики. В экзистенциальной философии человеческое бытие приоткрывается, обнаруживается, но не определяется. Оно неопределимо. В ином случае оно стало бы сущим. «Экзистенциальная философия сразу же погибла бы, если бы она считала, что обладает знанием того, что есть человек» (5.,с.388)

 

[6] Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько стадий: логического позитивизма, лингвистического позитивизма, общей семантики.

[7] Паралогизм означает логическую ошибку в умозаключении, происшедшую непреднамеренно и являющуюся нарушением законов и правил логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.