Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология поиска жизненных целей




Значение постановки целей

ЛЕКЦИЯ 3. Определение жизненных целей

Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие «что и как делать?», являются наиболее преус­певающими.

Постановка цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия ре­шений и ежедневной работы.

Установление личных целей позволяет:

• лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;

• убедиться в правильности избранного пути;

• лучше оценить уместность действий и опыта;

• убедить окружающих в верности вашей точки зрения;

• получить дополнительные силы, расслабляться;

• укрепить ваше чувство порядка и покоя;

• повысить вероятность достижения желательных результатов;

• сконцентрировать силы на ключевых направлениях.

В жизни руководителя есть этапы, когда ему особенно необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают с возрастными рамками, например:

этап 1: 20—24 года — начало карьеры;

этап 2: около 30 лет — приобретение определенной компетентности;

этап 3: около 40 лет — анализ достижений и рассмотрение возможностей для серь­езных перемен;

этап 4: около 50 лет — подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка к ее завершению;

этап 5: около 60—65 лет — переход к внеслужебной жизнедеятельности.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи — это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, выска­зывать всякого рода смутные и нелепые идеи.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей по­следовательности.

Шаг первый — прояснение потребностей

Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетворяет вас или может стать таковой.

Шаг второй — прояснение возможностей

Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех ''сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать избыточные трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в проясне­нии возможностей состоит в установлении как можно большего их числа.

Шаг третий — принятие решения о том, что вам нужно

Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда проста Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

• Что является для вас важным?

• На какой риск вы готовы пойти?

• Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций.

Второй вопрос поможет определить личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями.

Шаг четвертый — выбор

Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и же­лания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат.

Шаг пятый — уточнение цели

Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку.

Шаг шестой — установление временных границ Время —;

Время — это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расшире­ние этих возможностей.

Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движе­ния. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ

Последняя фаза процесса постановки целей — конкретное формулирование практи­ческих целей для последующей стадии планирования.

Анализ человеческого поведения показывает, что между целью и поступком нет од­нозначного соответствия. Одна и та же цель может быть достигнута многими путями, и один путь ведет к разным целям. У каждого человека должна быть сформирована более или менее устойчивая система цепей: одни цели более предпочтительны, другие ото­двинуты на второй план. В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь ко­нечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожерт­вовать самым дорогим для их достижения, другие же цели его мало волнуют, не затра­гивая эмоциональной сферы. На языке теории управления такая система соподчи­ненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурнеи выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию.

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует
иметь в виду, что удовлетворенность работников своей зарплатой зависит не только от
абсолютной величины вознаграждения, но и от соотношения с зарплатами их коллег.

3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей:
стремление к расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвиже­нию вверх по служебной лестнице.

4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается па две под­
цели: укрепление личного престижа и престижа самой организации. -

Шансы на успех при формулировании целей возрастают, если удается избежать следующих потенциальных слабостей:

1. Недостаток реализма. Цели должны быть достижимы, хотя предпочтительно,
чтобы они требовали некоторого напряжения возможностей человека.

2. Неопределенные временные рамки. Хорошо установленные цели содержат вре­менные рамки их достижения. Последние могут периодически пересматриваться.

3. Отсутствие измеримости. Всегда, когда это возможно, цели должны быть вы­ражены в измеряемых понятиях. Это позволяет четко оценивать достигнутое.

4. Неэффективность. Цели имеют смысл только в том случае, если они явно впи­сываются в более общие задачи работы. Поэтому основным критерием здесь является
эффективность, а не эффектность, и такие цели должны иметь свое место в задачах ор­ганизации.

5. недостаток совместной заинтересованности. Люди, объединившиеся для со­вместной работы ради достижения общей цели, могут получать дополнительные силы
от работы - в группе. Зачастую, однако, цели навязываются и принимаются только нехо­тя, в результате не удается включить в дело бодрящее одушевление разделяемой с
другими заинтересованности.

6. Конфликт с другими. Цели индивидуальной или групповой работы определяются
таким образом, что они противоречат друг другу. Способов преодоления этих конфлик­тов немного, и масса усилий тратится впустую.

7. Недостаток информированности. Большие организации особенно уязвимы к
сбоям в распространении информации. Совет директоров устанавливает цели, часто
выраженные в финансовых показателях, но затем не информирует об этом. Возможно,
какие-то фрагментарные известия просачиваются к подчиненным, но им недостает убе­дительных целей, выраженных в общечеловеческих понятиях.

8. Использование в качестве наказания. Установление целей может использоваться
для преследования и наказания людей. Когда подобная философия широко распро­страняется, процесс установления целей воспринимается отрицательно и искусно сабо­
тируется.

9. Недостаток анализа. Большим преимуществом установления целей является
создание основы для систематического анализа. Проведение консультаций позволяет
обучать людей, в результате чего происходят изменения в ресурсах и системах.

Цель отличается от задания тем, что задание описывает действие, которое нужно выполнить, а цель описывает конечный результат.

Обычно имеется 5—8 основных позиции достижения цели. Основные позиции в не­котором смысле есть более подробно описанная цель.

Каждая цель имеет смысл тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформу­лированы желаемые результаты.

Многие менеджеры считают, что личные цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают следующим критериям:

• Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.

• Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.

• Установлены временные пределы.

• Четко установлен конкретный конечный результат.
Основные характеристики цели:

• Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.

• Возможность измерить. Предполагается использовать цифры и другие общеприня­тые стандарты, позволяющие четко сопоставить то, что было до реализации цели и по­сле нее.

• Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете не­
большой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на
специальные курсы.

• Реалистичность. Помнить о том, что для достижения цели понадобится не один ве­чер.

• Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша
цель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.