Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура Индии




Заключение

Рядом с пробуждением религиозной совести шло пробуждение и религиозного сознания. В VI веке это пробуждение дало себя знать целым рядам метафизиков, которые направили свою критику на самую основу греческой традиции антропоморфическое многобожие. Ксенофан философ и странствующий рапсод, жестоко упрекал Гомера и Гесиода за то, что они приписывали богам человеческие свойства и даже преступления. По его мнению, богов нельзя мыслить антропоморфно, потому что «всякий народ создает богов по своему подобию: рыжие с голубыми глазами – у фракийцев, они черны и курносы – у эфиопов, и если б быки или лошади умели ваять, они изобразили бы богов подобными себе» Он же настаивал на том, что бог един, т.к. иначе он не мог быть выше всех.

Первые метафизики, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, не нападая прямо на народную религию, строили свое понимание мира совершенно на других началах. Но особенно сильно критический разум проявился в V и IV веках. Мировоззрение греческих трагиков полно вопросов и недоумений, вызываемых народной религией. Боги мстительны, жестоки, несправедливы, часто сами толкают человека на грех, а потом карают его. Эта критика была так резко поставлена у Эврипида, что Аристофан находил возможным обвинять его в безбожии. Дело критики довершили софисты. Их всеобщий нигилизм и скептицизм, сомнение в разуме, нравственности, государственных установлениях не сделало исключения и для религии. В лучшем случае боги являлись у софистов как аллегории различных добродетелей и свойств души.

Вместе с отрицательной работой философская мысль создавала и положительные ценности. Мы отметили уже монотеистические тенденции Ксенофана. Философская мысль Эмпедокла, Гераклита и Анаксагора шла тем же путем. Проповедь Сократа, перенося центр тяжести на субъекта, открывала для религии новые основы этического порядка. Но апогея своего развития греческая религиозная мысль достигла в философии Платона. Его различено мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенство идеи Блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей было вечным вкладом который греческий гений внес в человеческое сознание. Мыслить Бога, как имманентного миру, силившегося с миром (натуралистические и пантеистические религии), как нечто простое нерасчлененно-единое иудейский монотеизм), как пустое нечто, лишенное всякого положительного содержания (буддизм) – после Платона стало невозможным.

Здесь мы видим искаженные проявления жажды Божественного, неистребимой в человечестве. И чем меньше способны идеи века утолить ее, тем сильнее может оказаться взрыв. Когда душа не находит подлинно высокого, ее порывы могут принимать самые устрашающие и уродливые формы. Это мы видим и в нашу эпоху, эпоху «сексуальной революции» и наркотиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.